Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах.
Актуальность.
В наш информационный век проблема чтения становится государственной.
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии.
Россия также теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чем отличается функциональное чтение от "просто" чтения.
Чтение - это технология интеллектуального развития, способ приобщения к культуре, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое не прекращается в течение всей жизни.
Функциональное чтение - это чтение с помощью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. ФЧ строится на приемах просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
На этом этапе необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором. Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа.
Подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме произведения и желание его прочитать: ключевые слова, собери и запиши пословицы, которые соответствуют теме, идее и нарисуй к ним иллюстрации.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная(смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).
На всех этих этапах предлагаю и использовать следующие приёмы работы:
1.«Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям.
2. "Синквейн"
Первая строчка - одно имя существительное
Вторая строчка - два имени прилагательных
Третья строчка - три глагола
Четвёртая строчка - фраза (предложение)
Пятая строчка - слово-синоним
Задание. Составьте синквейн со словом «Чтение».
3. «Работа с вопросником»
Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.
4. «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
5. «Мозговой штурм»
позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
6. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
7. «Написание творческих работ»
хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.
8. «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование.
9. «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.
10. «Тонкие и толстые вопросы».
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
11. «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срвает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к др. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев)