kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ф. и. тютчев «есть в осени первоначальной.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной". 

На уроке познакомимся с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; с биографией поэта Ф. И. Тютчева; анализ стихотворения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ф. и. тютчев «есть в осени первоначальной.»»

Учитель начальных классов Лукошко Рита Владимировна

Класс – 2

Предмет – литературное чтение

Тема: Ф. И. ТЮТЧЕВ «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...»

Цели: учить видеть красоту русской природы;

-научить ребят выразительно читать стихотворение;

- учить воспринимать информацию на слух;

- учить извлекать информацию из текста;

-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;

- формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности
развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.

Задачи:

- познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

- познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;

-учить анализировать стихотворение;

- учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

-формировать общеучебные умения и способы деятельности;

- учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;

- формировать представление о жанре литературного произведения;

- развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;



- развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;
- воспитывать потребность в общении с поэзией.

Оборудование: портрет поэта Ф. И. Тютчева, видео «Жизненный и творческий путь поэта», выставка книг поэта, учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

– Здравствуйте, ребята. Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

  1. Актуализация опорных знаний.

1. Слово учителя с элементами беседы.

- Послушайте загадки. Отгадайте загадки.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

- Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (ветер)

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)



Шёл долговяз,
В землю увяз. (дождь)

- Какое время изображено в загадках?

- Какие изменения природы происходят осенью?

- Назовите осенние месяца.

-Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать?

  1. Сообщение темы и цели урока.

1. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень. Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».

- Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».

- А вам нравится это время года? (да, нет).

- Кто любит осень? Почему? ( Ответы детей)

- О какой осени говорили ребята? (о золотой)

- А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?

- Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)

- Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.

- Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.

- Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).

- Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?

- Сегодня мы познакомимся с известным русским поэтом Ф. И. Тютчевым.

Познакомимся с его стихотворением « Есть в осени первоначальной…»

IV. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с поэтом.

Портрет поэта выводится на экран телевизора.



  1. Выставка книг Ф. И. Тютчева.





  1. Просмотр видео «Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева»

  2. Слово учителя о поэте.

Материал для учителя.

Фёдор Тютчев родился в селе Овстуге в богатой дворянской семье. Здесь в усадьбе прошло его детство и юность. Учился маленький Федя дома. Были у него учителя, которые и обучали мальчика разным наукам. А ещё любил мальчик играть с крестьянами: они рассказывали друг другу сказки, катались на лошадях. И вообще все члены семьи Тютчевых хорошо относились к крестьянам: вместе праздновали народные праздники. Особенно любили Яблочный Спас – это название народного праздника, который означает наступление осени. В те времена, когда жил Тютчев всегда праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Этот праздник отмечают и сейчас.

Ф ёдор Тютчев был умным мальчиком. В 14 лет он уже писал стихи. А в 15 лет стал студентом Московского университета. После учёбы уехал Тютчев в Германию. И очень долго прожил в этой стране. Но о своей Родине поэт не забывал, тосковал по ней, вспоминал родные поля и леса. И очень много писал о Родине. Его очень часто называют «Певцом природы».







  1. Физкультминутка.

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

  1. Продолжение изучение темы.

3. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…»

4. Учитель читает стихотворение

5. Беседа.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему?

- Найдите подтверждение своим словам в произведении.

6. Словарная работа.

Лучезарный – сверкающий, сияющий.

Серп – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.

Праздная – отдыхающая.

Лазурь – синева; светло-синий цвет.

7. Первичное чтение стихотворения учащимися.

8. Беседа.

  1. Какую картину вы мысленно увидели, прочитав стихотворение?

  2. О чём, по-вашему, стихотворение?

  3. Как вы думаете, а как бы мог Тютчев назвать это стихотворение?

9. Вторичное чтение стихотворения.

– С какой интонацией надо читать стихотворение?

- Как понимаете значение слова «первоначальная» (об осени )

- Вторая строка – «Короткая, но дивная пора». Какую роль выполняет союз «но»? Как вы понимаете смысл этой строки?

- Вслушайтесь: «День стоит как бы хрустальный». Как называется такой художественный приём? Почему же «как бы», а не «как»?

- Что означает слово «лучезарный»?

10. Индивидуальная работа.

- Ребята, нужно нарисовать в тетрадях картину, которая представляется, когда слушаешь (читаешь) данное произведение.

( Дети самостоятельно рисуют пейзаж )

Выставка рисунков.

VII. Итог урока.

- Стихотворение какого поэта мы читали сегодня?

- Какие произведения Ф. И. Тютчева вы знаете?

VIII. Рефлексия.

- Ребята, выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.

Это нужно детворе

для здоровья, при игре.



IX. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ф. и. тютчев «есть в осени первоначальной.»

Автор: Лукошко Рита Владимировна

Дата: 18.11.2023

Номер свидетельства: 640077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-k-ghodu-litieratury-f-i-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi"
    ["file_id"] => string(6) "174292"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105974"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) ""Есть в осени первоначальной..." урок литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(74) "iest-v-osieni-piervonachal-noi-urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "176286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424380049"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Литературное чтение  3-й класс   на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления "
    ["seo_title"] => string(155) "litieraturnoie-chtieniie-3-i-klass-na-tiemu-f-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi-s-primienieniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "236441"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444064935"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочие листы к уроку. Ф Тютчев "Есть в осени первоначальной.""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochie_listy_k_uroku_f_tiutchev_est_v_oseni_pervonachalnoi"
    ["file_id"] => string(6) "589486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635146018"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Клубный час "Золотая осень в произведениях русских писаителей""
    ["seo_title"] => string(69) "klubnyi-chas-zolotaia-osien-v-proizviedieniiakh-russkikh-pisaitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "255447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447936781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства