Просмотр содержимого документа
«Ф. и. тютчев «есть в осени первоначальной.»»
Учитель начальных классов Лукошко Рита Владимировна
Класс – 2
Предмет – литературное чтение
Тема: Ф. И. ТЮТЧЕВ «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...»
Цели: учить видеть красоту русской природы;
-научить ребят выразительно читать стихотворение;
- учить воспринимать информацию на слух;
- учить извлекать информацию из текста;
-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности развивать воображение, мыслительные операции сравнения, обобщения.
Задачи:
- познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
- познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;
-учить анализировать стихотворение;
- учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;
-формировать общеучебные умения и способы деятельности;
- учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;
- формировать представление о жанре литературного произведения;
-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного; - воспитывать потребность в общении с поэзией.
Оборудование: портрет поэта Ф. И. Тютчева, видео «Жизненный и творческий путь поэта», выставка книг поэта, учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем урок литературного чтения.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнём урок, друзья!
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Актуализация опорных знаний.
1. Слово учителя с элементами беседы.
- Послушайте загадки. Отгадайте загадки.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
- Неизвестно, где живёт. Налетит, деревья гнёт. Засвистит - по речке дрожь Озорник, а не уймёшь. (ветер)
Бредут мешки дырявые, И бывает иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой …(тучи)
Опустел в деревне сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Всё мрачней лицом природа: Почернели огороды, оголяются леса, Мокнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Поле черно – белым стало; Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало – Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
Шёл долговяз, В землю увяз. (дождь)
- Какое время изображено в загадках?
- Какие изменения природы происходят осенью?
- Назовите осенние месяца.
-Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать?
Сообщение темы и цели урока.
1. Слово учителя.
Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень. Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».
- Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».
- А вам нравится это время года? (да, нет).
- Кто любит осень? Почему? ( Ответы детей)
- О какой осени говорили ребята? (о золотой)
- А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?
- Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)
- Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.
- Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.
- Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).
- Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?
- Сегодня мы познакомимся с известным русским поэтом Ф. И. Тютчевым.
Познакомимся с его стихотворением « Есть в осени первоначальной…»
IV. Изучение нового материала.
Знакомство с поэтом.
Портрет поэта выводится на экран телевизора.
Выставка книг Ф. И. Тютчева.
Просмотр видео «Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева»
Слово учителя о поэте.
Материал для учителя.
Фёдор Тютчев родился в селе Овстуге в богатой дворянской семье. Здесь в усадьбе прошло его детство и юность. Учился маленький Федя дома. Были у него учителя, которые и обучали мальчика разным наукам. А ещё любил мальчик играть с крестьянами: они рассказывали друг другу сказки, катались на лошадях. И вообще все члены семьи Тютчевых хорошо относились к крестьянам: вместе праздновали народные праздники. Особенно любили Яблочный Спас – это название народного праздника, который означает наступление осени. В те времена, когда жил Тютчев всегда праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Этот праздник отмечают и сейчас.
Ф ёдор Тютчев был умным мальчиком. В 14 лет он уже писал стихи. А в 15 лет стал студентом Московского университета. После учёбы уехал Тютчев в Германию. И очень долго прожил в этой стране. Но о своей Родине поэт не забывал, тосковал по ней, вспоминал родные поля и леса. И очень много писал о Родине. Его очень часто называют «Певцом природы».
Физкультминутка.
Вот так яблоко
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.
Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Продолжение изучение темы.
3. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…»
4. Учитель читает стихотворение
5. Беседа.
– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему?
- Найдите подтверждение своим словам в произведении.
6. Словарная работа.
Лучезарный – сверкающий, сияющий.
Серп – орудие труда в виде изогнутого полукругом ножа для срезания хлебных колосьев.
Праздная – отдыхающая.
Лазурь – синева; светло-синий цвет.
7. Первичное чтение стихотворения учащимися.
8. Беседа.
Какую картину вы мысленно увидели, прочитав стихотворение?
О чём, по-вашему, стихотворение?
Как вы думаете, а как бы мог Тютчев назвать это стихотворение?
9. Вторичное чтение стихотворения.
– С какой интонацией надо читать стихотворение?
- Как понимаете значение слова «первоначальная» (об осени )
- Вторая строка – «Короткая, но дивная пора». Какую роль выполняет союз «но»? Как вы понимаете смысл этой строки?
- Вслушайтесь: «День стоит как бы хрустальный». Как называется такой художественный приём? Почему же «как бы», а не «как»?
- Что означает слово «лучезарный»?
10. Индивидуальная работа.
- Ребята, нужно нарисовать в тетрадях картину, которая представляется, когда слушаешь (читаешь) данное произведение.
( Дети самостоятельно рисуют пейзаж )
Выставка рисунков.
VII. Итог урока.
- Стихотворение какого поэта мы читали сегодня?
- Какие произведения Ф. И. Тютчева вы знаете?
VIII. Рефлексия.
- Ребята, выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
IX. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть.