Просмотр содержимого документа
«Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.»
Методическая разработка урока по окружающему миру
для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
Образовательная программа «Школа 2100»
УчительШербаковаЕ.С.
Форма урока: урок – исследование.
Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.
Цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.
Задачи: 1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.
2. Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию прошлых поколений.
3. Учить детей уважать религиозные чувства и традиции представителей разных религиозных конфессий.
4.Развивать умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, договариваться, анализировать, обобщать, делать выводы.
I. Актуализация знаний и мотивация.
С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).
В какую эпоху появились первые цивилизации? ( В эпоху Древнего мира)
С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? ( Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).
О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.
Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).
II. Формулирование темы урока:
Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).
Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)
1-е значение: Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.
2-е значение: То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.
Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)
Это и будет темой нашего урока.
Слайд №1.
Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. (V – XV век)
Ш. Выдвижение гипотезы:
Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.
Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).
Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)
Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.
Гипотеза:
Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества.(Табличка на доску).
Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)
IV. Исследование предлагаю провести в группах.
Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:
Слайд №2
1. Католическая Европа
2. Православный мир
3. Исламский мир
4. Индийская цивилизация и близкие ей страны
5. Китайская цивилизация и близкие ей страны
6. Цивилизация Американских индейцев
Слайд №3
План исследования Средневековой цивилизации
1. Географическое положение
2. Достижения
3. Религия
4. Понятие о добре и зле (мораль)
Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.
У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.
Время групповой работы 10-12 минут
V. Межгрупповая работа. Обмен информацией.
Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).
Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)
VI.Оценивание информации, вывод:
- Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?
Вернуться к гипотезе.
Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества.
Ответ на вопрос задания №6 (см. рабочие листы групп №1-6).
Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом? Какова мораль эпохи Средних веков?
Мораль эпохи средневековья:
Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры.
В Средние века часто велись войны. Многие из них – долгие, кровопролитные. Обе воюющие стороны были уверены в том, что сражаются за правое дело, за свою веру, против иноверцев.
По этой и многим другим причинам, о которых вы узнаете на следующем уроке, это время часто называют «Мрачным Средневековьем».
VII. Применение полученных знаний.
Тетрадь стр.43 – 44 задания №3,4
VIII. Итог урока
1. Какое открытие нам удалось сделать?
2. Проанализировать результаты работы групп в соответствии с критериями.
IX. Задание на дом
Учебник стр. 60-64,65-66 читать, ответить на вопросы стр67.