kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям младшего школьного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о природе. Эти знания подразделяются условно на две  большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках окружающего мира»

Экологическое воспитание учащихся на уроках окружающего мира


Р. П. Ксенофонтова










.


С чего же начинается экологическая этика в жизни каждого человека. Конечно же, с самого малого: закрываем ли мы открытый без пользы водопроводный кран, выключаем ли свет, выходя из комнаты, перешагиваем ли осторожно и бережно жука и муравья, бегущего по асфальту или лесной тропинке; не забываем ли поливать цветы на подоконнике; убираем ли после себя мусор в лесу. Ведь каждый из нас, даже маленький ребенок, - Великан на полянах Природы. Какой он – добрый или не очень? А может быть, злой? Природа ежедневно задает нам эти вопросы, а мы ежедневно на них отвечаем своими поступками. Как помочь ребенку стать добрым Великаном? Вот об этом должны думать взрослые с появлением малыша на свет.

1 сентября – начало учебного года. В начале этого месяца проходят родительские собрания. На этих собраниях одним из главных вопросов является экологическое воспитание детей. Здесь приведу примерную беседу на тему: «Влияние природы на нравственное развитие младших школьников». Ведь с этого момента школа и семья должны сотрудничать в деле воспитания достойных граждан нашей Родины. Ведь они - наше будущее.

Беседа начинается со слов детской песни «Я хочу узнать» (слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова)

Я хочу узнать об этом очень,

Но никто не скажет, как назло,

Например?

Почему темно бывает ночью?

Почему бывает днем светло?

- Мы часто отмахиваемся от наших детей. Думаем, что они еще маленькие. Отвлекитесь, ответьте на вопрос, расскажите! Не то упустите время: вы захотите им что-то объяснить, а они от вас отвернутся.

- Детям младшего школьного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о природе. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.)

По данной программе решались следующие задачи:

  1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения младших школьников к природе.

  2. Установить преемственность в работе с семьей.

  3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления ребенка с природой.

Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть разными. Но независимо от выбора нужно иметь представление о каждой семье. Получить такое представление поможет посещение семьи или анкетирование.

Вот примерные вопросы:

  1. Имеются ли в вашем доме животные, растения? Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?

  2. Трудится ли ваш ребенок в огороде, в саду? Как он это делает: охотно, с радостью или равнодушен к труду в природе?

  3. Есть ли в доме детские книги о природе? Какие это книги? Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

  4. Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы? Узнает ли он растения, которые подлежат защите (например, ландыш, купавница, колокольчик и др.)

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Большое значение имеют совместные просмотры телепередач: «В мире животных», «Диалоги о животных», «Записки натуралиста», «Живая природа», «Клуб путешественников» и др., в ходе которых взрослые комментируют некоторые моменты.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и т. д.

Важна эмоциональная сторона общения ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Наблюдение, прогулки в природу целесообразно связывать с другими занятиями. Например, после экскурсии с классом родители дома могут провести беседу, послушать рассказ сына об увиденном, поинтересоваться его собственными наблюдениями, затем дополнить его рассказ чтением научной литературы, изобразить на рисунке самое яркое впечатление об экскурсии. Можно оформить работы ребенка в виде книжки-картинки. Например: «По грибы», «Что мы узнаем о насекомых?», «Дятел – доктор леса» и др.

Конечно, полезно иметь в доме кого-нибудь из животных: собаку, кошку, рыбок, птиц и др. С животными ребенок может эмоционально общаться: играть и разговаривать. При этом родители являются для детей примером заботливого отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животных от выполнения ребенком обязанностей по отношению к животному.

После прогулок в лес или в парк полезно устроить чтение стихотворений о природе, прослушивание музыкальных произведений (например, «Времена года» П.И.Чайковского), рассматривание репродукций картин И.И.Левитана, А.А.Пластова, К.Ф. Юона и других пейзажистов.

В заключение приняли решение:

  1. по возможности родители будут ходить на экскурсии вместе с классом и учителем, чтобы продолжить начатую в школе работу;

  2. как можно чаще выходить на экскурсии в местные парки, аллеи и водоемы с заранее обдуманной целью;

  3. помогать своим детям и их друзьям в выборе фильмов, передач, книг о природе с целью выработки экологической культуры.

Нужна целенаправленная кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, а многие и открыты, чтобы стали их собственными, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку подобную привычке говорить «спасибо» или вытирать ноги перед входом в дом.

Первые научные истины ребенок должен познавать в окружающем мире, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений. Систематические экскурсии в природу должны быть важной составной частью работы каждого учителя. К каждой экскурсии надо готовиться очень тщательно. Ведь вывести детей в парк, на лужайку – дело более сложное, чем проведение урока в классе.

О дне проведения экскурсии дети и родители предупреждаются заранее. Задолго до этого дня все собираются в классе, чтобы начать знакомство с правилами поведения в природе. К этим занятиям готовится тщательно не только учитель, но и дети, и их родители. На таких собраниях всегда сложнее выступать, ведь надо дойти до сердца малыша и его родителей, настроить на общий лад. Только тогда будет положительный результат. И вот, наконец-то, назначен день экскурсии.

Цель: наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы, воспитать эстетические чувства и бережное отношение к природе.

На этой экскурсии мы определили: какая погода, как изменились листья на деревьях, на что они похожи, научились отличать лиственные деревья от хвойных, деревья от кустарников. В этот день ребенок выбирает понравившееся ему дерево – это его зеленый друг. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко.

И тут они замечают натянутую среди ветвей паутину. Значит недалеко паук. Здесь его дом. Не все дети относятся к нему с любопытством. Одни боятся, у других сразу протягивается рука, чтобы раздавить.

И тут учитель ненавязчиво начинает свой рассказ о пауках, можно и о других насекомых.

Что паук является такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей..

А затем дети просматривают деревья и кустарники: не поломаны ли на них ветки, не содрана ли кора.

Урок любви к природе продолжается на занятиях рисования, труда, на которых ученик лепит, рисует, вырезает из бумаги, делает аппликации из природного материала тот объект, который ему на экскурсии больше всего понравился.

А на уроке русского языка написали маленькое сочинение «Что мы увидели в осеннем парке».

Примерное сочинение:

«Мы ходили на экскурсию в парк. В нашем парке растут березы, дубы, осины, тополя, клены, липы. Деревья и кусты очень нарядные. Золотые, красные, коричневые листья кружатся в воздухе и тихо падают на землю. Мы собрали разные листья, шишки, желуди для уроков труда. Я выбрал себе зеленого друга – белоствольную березу».

«Я много нового узнал о пауках. Они полезны.» или «Пауков нельзя убивать. Они у себя дома.»

Концовка сочинения была разная, так как каждый писал то, что ему запомнилось.

Родители с детьми чаще бывают в лесу, в парке, а осенью, весной и летом в основном на дачах. Возможно, дети в лесу видели змей, ежей и других диких животных. Некоторые из них при напоминании о змеях, лягушках, жабах вздрагивают, морщатся или отмахиваются. А почему? Потому что мало знают об этих существах. Задача учителя и родителей раскрыть глаза малышу.

Часто ребята ловят ежей, ящериц, птиц и приносят домой, пытаясь содержать их в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животного, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Запомните, ребята, что лучшим домом для диких животных служит лес, луг, водоем. Как писал М. Пришвин: «Рыбе вода, птице - воздух, зверю – лес, степи, горы…»

Задание: узнай, каких животных может держать человек у себя дома. Какого животного вы бы хотели иметь? Почему?

И как раз по русскому языку попался рассказ про собаку, под названием «Верный друг». (Упр. 101; Дидактические материалы – 2 класс).

«Среди пассажиров аэропорта был человек с собакой. Но собаку в самолет не пустили. Хозяин обнял собаку и улетел. Собака осталась ждать хозяина. Она не уходила и встречала каждый день самолет. В газете напечатали рассказ о верности собаки. Этот рассказ прочитал хозяин собаки. Он прилетел и забрал с собой своего верного друга».

Мы прочитали рассказ, выполнили все упражнения и задания, ответили на все вопросы. И тут детей будто бы прорвало. Все хотели рассказать о своих животных, об их повадках, о том, как они любят их, какой он у них умный. Многим детям хотелось иметь в доме или собаку, или кошку. Но квартирные условия или нехотение взрослых не позволяли их держать.

За короткое время всех не выслушаешь. И чтобы никого не обидеть, решили дома оформить книжки – малышки под названием: «Моя собака», «Породы собак», «Какую собаку я бы хотела иметь» и другие.

На следующий день были собраны работы, прочитаны, организована выставка рисунков. С родителями решили провести беседу – утренник на тему «Наши любимые собаки». Библиотекари им. К. Чуковского организовали выставку книг о собаках с показом диафильма. Тут же проводится утренник.

  • Все мы: и дети, и взрослые должны уяснить, что щенок или котенок – не игрушки, а живые существа. Они требуют постоянной заботы, ласки, и, возможно, даже некоторых лишений со стороны их хозяев. Если каждый из нас будет нести ответственность за своих меньших братьев, то я думаю, меньше будет бродячих брошенных животных.

В один из зимних дней после уроков вместе с родителями вышли в парк. В начале экскурсии все молча наблюдали. Затем начали работу по плану. Сначала дети вспоминали, что они видели осенью в этом месте. Затем стали описывать картину зимней природы: деревья голые, на них лежит снег, на земле тоже снег. Только одни сосны и ели темнеют. Дети измеряли глубину снега в разных местах и сравнили. (С собой взяты лопатки и линейки.) В одной из ямок кто–то заметил зеленые листочки. Восторгу детей нет предела. По книгам они знают, что некоторые растения зимуют с зелеными листьями и даже ягодками, но «живьем» самим увидеть – это совсем другое.

Обращают внимание на птиц (их стало намного меньше, чем летом). Вспомнили, чем они питаются. Многие улетели на юг – мало корма. Рацион очень беден. Желательно, чтобы у ребят самостоятельно возникла мысль, переходящая в желание, а позже в практическое воплощение: оставшихся на зимовку птиц необходимо подкармливать.

Предусмотрительные родители уже сделали кормушки и принесли их с собой. Кормушки повесили на крепкие сучки. Дети насыпали принесенные семена, крошки хлеба и даже сало положили.

Зиме середина – Новый год на носу. И дрожат, наверное, елки в лесу: не хочется им погибать от топора или пилы людей безвременно. Вспомним песенку «В лесу родилась елочка…»

  • В лесу беззаботно жила елочка. Метель ей пела песенку, а мороз снежком укутывал, чтобы не замерзала. А звери ее развлекали. Жить бы да жить. Да нет, пришел старичок и срубил ее – лишил жизни. Стоит она теперь нарядная, детишки любуются, но она уже неживая. Через неделю она будет лежать на свалке никому ненужная.

  • Или другая песня: «Маленькой елочке холодно зимой».

  • А кто сказал, что ей холодно? Она у себя дома, укрытая снегом, среди своих. (Что ни песня, то антиэкологическое воспитание. Говорим одно, а делаем совсем противоположное).

  • Перед новогодним праздником люди покупают и приносят в дом елку. Спору нет, украшены елки в доме – большая радость. Но все-таки стоит ради нескольких праздничных дней губить ценное, неповторимое по красоте дерево?

  • Как сберечь ели от рубки перед новогодними праздниками?

На уроке чтения читаем стихотворение С. Михалкова «В снегу стояла елочка».

В снегу стояла елочка-

Зелененькая челочка

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее!-

Так показалась ей.

Она была замечена,

Была окружена:

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения-

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красивая и крепкая…

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника!

- Какое стихотворение вам больше нравиться «В лесу родилась елочка» или «В лесу стояла елочка». Почему?

Задание: Как сберечь елки от вырубки перед Новым годом? Как еще можно украсить дом в Новый год? Поговорите об этом со своими родителями. (Очень много было вариантов. А после новогодних праздников подвести итоги.)

Недаром весну называют утром года: природа просыпается после зимнего сна. И конечно, прилетят наши пернатые друзья.

Задания:

  1. Понаблюдай, как часто родители приносят корм птенцам. Наблюдения надо вести с достаточного расстояния, незаметно, чтобы не беспокоить птиц.

  2. В конце мая – июне в парке и в лесу появляются слетки. Они беззащитны и часто становятся жертвами собак. Объясните младшим братьям и сестрам, что их ловить и приносить домой нельзя.

3. Правду ли говорят, что кукушка – плохая мать? А вы как думаете? Защитите кукушку: напишите маленький рассказ о кукушке и о причине, почему она подкладывает яйца в чужие гнезда.

Дети оформили свои сочинения в виде книжек – малышек и пришли к выводу, что кукушка приносит большую пользу лесу.

Солнечный день, пахнет весной и даже летом. Мы отправляемся в парк. Все объекты наблюдений знакомы и милы. Заметили нарядное убранство деревьев, поляны. Узнают знакомые лекарственные растения и ползающих насекомых. Ребята идут строго по тропинке, не спешат, боятся наступить на жучка или на знакомую травинку.

Дети также заметили, что в лесу нет той тишины, которая была зимой. Щебет птиц, стрекотание кузнечиков, шелест молодой незапыленной листвы заполняют весенний лес.

  • Дети, а теперь давайте три минутки помолчим.

  • Какая прекрасная мелодия природы!

  • А если мы будем галдеть, громко кричать, а еще хуже включим на всю мощь магнитофон, сможем ли мы все это услышать?

Конечно, нет. А ведь придя в лес, мы пришли в гости. А в гостях не шумят.

Послушать любимую музыку, лежа на лесной поляне, конечно, здорово. Но подумайте: понравится ли вам, если в ваш дом придут незваные гости, которые разведут огонь в центре комнаты и станут издавать только им понятные звуки? Скорее всего, вы были бы просто возмущены их поведением. Не забывайте о том, что вы в лесу гости. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

- Представьте себе, что вы долго ходили по лесу и проголодались. У вас есть сухой паек. Хорошо бы перекусить. Лес расстелил полянку, точно зеленую скатерть, принял вас, как гостей. Расскажите, как бы вы организовали завтрак на лесной поляне? Ведь вы любите лес и хотите увидеть его красивым. Иногда заходя в лес мы видим: на траве валяются бумажки, консервные банки, кусочки хлеба, засохшие еловые ветки, сорванные с елей, чтобы мягче было сидеть. Люди запачкали поляну, как неряхи.

Природа сама себя не сможет очистить от этого мусора, так как бумагу «съедят» невидимки - микробы за 1–2 года, а вот бутылка из пластмассы, брошенная в лесу пролежит без изменения 100 и более лет.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Весной во время таяния снега весь мусор вместе с водой устремляется в водоемы. Туда же выбрасываются все то, что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в этот водоем. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это стоки заводов. Остановилась жизнь для обитателей водоема. Купаться нельзя. Воду использовать нельзя.

  • Как человек может излечить водоемы? (Высказывания).

  • Да, если в воду не сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, тогда возвратиться жизнь. Будут плавать рыбы, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки. Вы собрали весь мусор после пикника в пакет, чтобы выбросить в городскую урну, тщательно перекопали костер, не тронули цветы на полянке – это ваш реальный вклад в охрану природы, в сохранение зеленого мира.

Через неделю вам будет приятно отдохнуть на этой поляне или на другой, такой же чистой и благоухающей, которую ваши предшественники оставили после себя. Вы улыбнетесь, у вас поднимется настроение, и зеленые деревья тоже будут вам улыбаться. Согласитесь – это здорово! И это в наших силах!

По этой теме можно организовать игры. В них с удовольствием участвуют родители. Первая игра называется «Устами младенца».

Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы. Если команда дает неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.

Детские высказывания:

  1. его производит обыкновенная корова;

  2. в небольших количествах он очень полезен;

  3. когда его слишком много, это становится настоящим бедствием;

  4. при попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться;

  5. его необходимо компостировать.

(Навоз.)

  1. у меня очень много игрушек сделано из нее;

  2. она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать;

  3. предметы, изготовленные из него, мало весят;

  4. если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет;

  5. ее нельзя выбрасывать, так как она сама в природе не разлагается.

(Пластмасса.)

  1. ее изобрели китайцы;

  2. у нас ее получают из дерева;

  3. она легко горит;

  4. из нее получается очень много мусора;

  5. на ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

  1. его делают из песка;

  2. чаще всего оно прозрачное;

  3. когда падает, оно разбивается;

  4. если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто;

  5. брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

( Стекло.)

Следующая игра называется «Что может сделать один».

Каждой команде задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.

Задания:

  • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используя больше материалов… (из переработанной макулатуры).

  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).

  • Не покупай больше, чем может… (понадобиться тебе) и так далее.

В конце учебного года дети получают домашнее задание на лето.

Многие семьи имеют дачу или огород в деревне. И почти все лето дети вместе с родителями ходят, ездят туда. Учитель обращает внимание учеников и их родителей на то, что на участке не только можно вырастить уникальный цветок или богатый урожай, но и наблюдать за жизнью насекомых. Учитель должен как-то их заинтересовать, дать как бы толчок для дальнейшей работы, раскрыть глаза.

  • Ребята, каких насекомых вы знаете? (Бабочки, пчелы, шмели, осы, комары, мухи и т.д.)

  • А какие из них полезные? (Пчелы, осы, шмели.)

  • А комары? (Они вредные, они кусаются.)

  • Ребята, комары – это тоже часть нашей природы. Представьте себе, что комары исчезли. Вы скажете: «Как хорошо!» Но не все с вами согласятся. А знаете ли вы, что комарами питаются многие птицы, стрекозы, лягушки, а личинки комаров являются кормом для рыб. А то, что они кусаются, что ж теперь. Их такими создала природа. А в природе ничего случайного нет.

Но сегодня мы с вами поговорим не о летающих насекомых, а о ползающих.

Дети, а каких насекомых вы видели на дачах? (Дети опять называют летающих насекомых, на ползающих они не обращают внимание или боятся.)

А у кого растет там смородина? А видели ли вы когда-нибудь свернутые листья смородины? А кто разворачивал их? Что вы там увидели?

  • Да, это насекомое называется тлей. Это беда для садов. Тля так оккупирует место своего обитания, что ветка просто-напросто не идет в рост. Тля может поселиться и на ветках сливы, вишни. Наверное, вы видели, как мамы обрабатывают эти кустарники мыльно-зольным раствором.

Но, оказывается, в борьбе с тлей у нас есть помощники – насекомые. Наиболее распространенными являются: божья коровка, златоглазка.

Божья коровка (все дети знакомы с этим насекомым).

- Какого цвета божья коровка?

- Сколько точек на спинке?

- Да, окраска у них бывает разная: черная, коричневая, красная и оранжевая и количество точек на надкрыльях: от двух до двадцати четырех.

Полезны не только сами насекомые, но и их личинки. Знаете ли вы, что одна личинка божьей коровки за время развития (8 дней) съедает более 350 тлей, сама божья коровка за свою жизнь 5 тысяч. Сами же они «несъедобны», едкая жидкость, выделяемая из желез, делает их отвратительными на вкус.

- А теперь посмотрите на этих насекомых (жужелица, златоглазка, наездник – картины) – они тоже насекомые – друзья.

Задание:

  1. Прочитайте о них в детской энциклопедии, а при встрече с ними пронаблюдайте, чем они занимаются. Свои наблюдения запишите в тетрадях.

  2. Запомните, что все цветные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. (Лишь белые капустные бабочки – вредители сельского хозяйства. Из жуков вредны майский жук, бронзовка).

  3. – Красная книга становится с каждым годом все толще и толще. Давайте вспомним и будем выполнять все правила, которые мы изучали в течение всего года. Подумай, как ты будешь вести себя в природе:

во время отдуха в лесу -…

при встрече в лесу детенышей лесных зверей -…

при сборе лесных ягод и плодов -…

при встрече птенца на земле -…

при встрече красиво цветущих растений -…

во время завтрака на лесной поляне -…

при разжигании костра в лесу -…

при встрече с пораненными деревьями -…

при встрече с больными или искалеченным животным (птицей, детенышем лесных зверей) - …

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Малыш, который наблюдает за ростом стебелька, цветка, за рождением, развитием птиц и зверей, задумается прежде, чем сорвать редкий цветок, а потом выбросить его в придорожную пыль или бросить камень в беззащитного зверька. Я в этом уверена!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Экологическое воспитание на уроках окружающего мира

Автор: Ксенофонтова Римма Петровна

Дата: 28.12.2024

Номер свидетельства: 662870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "урок окружающего мира "Деревья в городе" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-dieriev-ia-v-ghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "209533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431195617"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок окружающего мира "По страницам Красной книги Красноярского края" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-stranitsam-krasnoi-knighi-krasnoiarskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "139288"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417694784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок окружающего мира. "Что мы знаем о птицах". "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-chto-my-znaiem-o-ptitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "194147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427731416"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок окружающего мира во 3-ем классе "Берегите воду" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-3-iem-klassie-bierieghitie-vodu"
    ["file_id"] => string(6) "247139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446492328"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства