kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание школьников : из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены методы и приемы экологического воспитания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников : из опыта работы.»

Экологическое воспитание школьников : из опыта работы.



Ещё 20 – 30 лет тому назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты – биологи, а сейчас это термин прочно вошёл в нашу жизнь и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию». Созидательная деятельность человека XXI века неизбежно приводит к грубому вмешательству в окружающую экосистему, расшатывая крепость ее звеньев и вызывая необратимые процессы. Экологическое воспитание школьников ставит своей целью помочь детям увидеть взаимосвязь между природными сообществами Земли, ощутить себя их частью и обозначить личную роль в сохранении их равновесия.

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Система работы по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста

  • научность и доступность понятий

  • междисциплинарности и интеграции

  • содержания — занятия и уроки;

  • экологические минутки;

  • экскурсии;

  • экологические сказки;

  • практическая деятельность в природе;

  • природоохранные акции;

  • реклама;

  • эксперименты и опыты;

  • развивающие дидактические игры.

  • выставки



Алфавит природы


Детям предлагаются карточки с буквами, необходимо изобразить объект или явление природы на данную букву. Пример : В- вода, З -земля, Т-трава, Д-дождь.»






Что мы можем изменить сами?


Задание предназначено для понимания учащимися, что они сами могут улучшить среду своего обитания. Для этого учитель демонстрирует рисунок с изображением улицы. Ученикам предлагается рассмотреть рисунок и ответить на вопросы :

-Что вы видите на рисунке? (улицу)

- Что в нем отрицательного?( дома улиц разрисованы, мусорный контейнер опрокинут, завод загрязняет воздух, деревья вырублены)

- Что можно сделать , чтобы это исправить? (посадить деревья, подмести двор..)

После чего дети рисуют эту улицу, но уже без отрицательных черт.

Для дальнейшей беседы учитель может предложить следующие вопросы:

-Если ли у нас в городе улицы, которые нуждаются в улучшении?

-Что ты можешь сделать сам для улучшения этих улиц, мест?

-Каким образом люди причиняют вред окружающей среде?


Коллективное составление экологической книжки - малышки.


Ученикам предлагается сочинить четверостишия на тему охраны природы. После чего дети записывают их в книжку и рисуют красочные иллюстрации.

Пример :

В лес идешь , не забывай:

мусор там не оставляй,

Не шуми, не рви цветы.

С лесом дружно ты живи!( Магизянова Диляра, 2класс)

В процессе работы над созданием книжек у детей развивались коммуникативные способности, учились договариваться, находили новые пути и варианты выполнения, обсуждали проделанную работу, отстаивали свои взгляды.

В первом классе, задание можно упростить. Детям предлагается придумать и изобразить экологические знаки.



Игра «Пришелец»

Детям предлагается играть роль пришельцев с другой планеты. Игра проводится в парах, на пришкольном участке. Учитель знакомит с правилами игры: « Представьте себе , что вы пришелец с другой планеты. Пришелец ослеп от солнечного света и не видит. Он зависит от своего робота , который должен помочь ему получить и доставить на космический корабль необходимую информацию. Сформируйте пары из роботов и пришельцев.» Учитель показывает, как вести себя с закрытыми глазами, как направлять пришельца. Дети меняются ролями, чтобы каждый получил возможность провести исследование с завязанными глазами. В классе дети записывают впечатления , которые возьмут в космический корабль.


Подвинься!

Цель: показать необходимость сохранять природные ресурсы.

Для игры необходимо выбрать в классе место (3*3 метра) , ограничить его лентой установить две парты. Пригласить за парты двух учеников , поручить выполнение какого-либо задания с использованием «ресурсов» ( 4 карандаша, 2 ручки, 6 листов бумаги, 2 ножниц). Спустя некоторое время пригласить еще пару учеников. Продолжать приглашать детей до тех пор , пока ограниченность ресурсов и теснота не «блокирует» выполнение работы. После чего происходит обсуждение. Пусть поделятся своими впечатлениями и те , кто не был в кругу. Спросите ребят, не напоминает ли им этот эксперимент ситуацию на планете. Предложите ученикам назвать природные ресурсы (нефть, уголь, природный газ, лес, зерновые культуры). Обсудите, какие ресурсы являются невосполнимыми, и как люди с ними обращаются.



Реклама

Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ученик должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

Знакомство учеников с экологическим манифестом.

Знакомство учеников с экологическим манифестом способствует пониманию первостепенной важности Земли. Учитель знакомит детей с содержанием манифеста на доступном языке. После чего дети с помощью учителя выделяют основные тезисы .

Пример: «Наше нет: любым войнам, всему тому, что угрожает людям, каждому человеку.» « Наше да: миру и спокойствию, любви и уважению к природе.»

Затем дети составляют свой экологический манифест.

Пример:

« Воздух и вода – наше сокровище. Земля – наш зеленый дом. Птицы и звери, цветы и деревья - наши соседи. Мы за чистый дом и здоровых жильцов !

Наше нет: загрязнению природы! Наше да: защите природы! »







Вопрос экологического воспитания не должен обходить стороной родителей школьников. С родителями можно использовать следующие направления работы:

Экологическая информация:

 данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

 информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

 правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

 экология жилища;

 выращивание экологически безопасного урожая;

 комнатные, лекарственные, пищевые растения;

 выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

 домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

 развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях.



Итоги работы

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Экологическое воспитание школьников : из опыта работы.

Автор: Сабитова Лилия Геннадьевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) ""Экологическое просвещение школьников на факультативных занятиях по химии в общеобразовательной школе""
    ["seo_title"] => string(110) "ekologhichieskoieprosvieshchieniieshkolnikovnafakultativnykhzaniatiiakhpokhimiivobshchieobrazovatielnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "256946"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448235947"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Экологическое воспитание в ГПД"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhichieskoie_vospitaniie_v_gpd"
    ["file_id"] => string(6) "360799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479660726"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(90) "raznoobraziie-form-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "155124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421245643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства