Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников : из опыта работы.»
Экологическое воспитание школьников : из опыта работы.
Ещё 20 – 30 лет тому назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты – биологи, а сейчас это термин прочно вошёл в нашу жизнь и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию». Созидательная деятельность человека XXI века неизбежно приводит к грубому вмешательству в окружающую экосистему, расшатывая крепость ее звеньев и вызывая необратимые процессы. Экологическое воспитание школьников ставит своей целью помочь детям увидеть взаимосвязь между природными сообществами Земли, ощутить себя их частью и обозначить личную роль в сохранении их равновесия.
На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Цель - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Система работы по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста
научность и доступность понятий
междисциплинарности и интеграции
содержания — занятия и уроки;
экологические минутки;
экскурсии;
экологические сказки;
практическая деятельность в природе;
природоохранные акции;
реклама;
эксперименты и опыты;
развивающие дидактические игры.
выставки
Алфавит природы
Детям предлагаются карточки с буквами, необходимо изобразить объект или явление природы на данную букву. Пример : В- вода, З -земля, Т-трава, Д-дождь.»
Что мы можем изменить сами?
Задание предназначено для понимания учащимися, что они сами могут улучшить среду своего обитания. Для этого учитель демонстрирует рисунок с изображением улицы. Ученикам предлагается рассмотреть рисунок и ответить на вопросы :
-Что вы видите на рисунке? (улицу)
- Что в нем отрицательного?( дома улиц разрисованы, мусорный контейнер опрокинут, завод загрязняет воздух, деревья вырублены)
- Что можно сделать , чтобы это исправить? (посадить деревья, подмести двор..)
После чего дети рисуют эту улицу, но уже без отрицательных черт.
Для дальнейшей беседы учитель может предложить следующие вопросы:
-Если ли у нас в городе улицы, которые нуждаются в улучшении?
-Что ты можешь сделать сам для улучшения этих улиц, мест?
-Каким образом люди причиняют вред окружающей среде?
Ученикам предлагается сочинить четверостишия на тему охраны природы. После чего дети записывают их в книжку и рисуют красочные иллюстрации.
Пример :
В лес идешь , не забывай:
мусор там не оставляй,
Не шуми, не рви цветы.
С лесом дружно ты живи!( Магизянова Диляра, 2класс)
В процессе работы над созданием книжек у детей развивались коммуникативные способности, учились договариваться, находили новые пути и варианты выполнения, обсуждали проделанную работу, отстаивали свои взгляды.
В первом классе, задание можно упростить. Детям предлагается придумать и изобразить экологические знаки.
Игра «Пришелец»
Детям предлагается играть роль пришельцев с другой планеты. Игра проводится в парах, на пришкольном участке. Учитель знакомит с правилами игры: « Представьте себе , что вы пришелец с другой планеты. Пришелец ослеп от солнечного света и не видит. Он зависит от своего робота , который должен помочь ему получить и доставить на космический корабль необходимую информацию. Сформируйте пары из роботов и пришельцев.» Учитель показывает, как вести себя с закрытыми глазами, как направлять пришельца. Дети меняются ролями, чтобы каждый получил возможность провести исследование с завязанными глазами. В классе дети записывают впечатления , которые возьмут в космический корабль.
Подвинься!
Цель: показать необходимость сохранять природные ресурсы.
Для игры необходимо выбрать в классе место (3*3 метра) , ограничить его лентой установить две парты. Пригласить за парты двух учеников , поручить выполнение какого-либо задания с использованием «ресурсов» ( 4 карандаша, 2 ручки, 6 листов бумаги, 2 ножниц). Спустя некоторое время пригласить еще пару учеников. Продолжать приглашать детей до тех пор , пока ограниченность ресурсов и теснота не «блокирует» выполнение работы. После чего происходит обсуждение. Пусть поделятся своими впечатлениями и те , кто не был в кругу. Спросите ребят, не напоминает ли им этот эксперимент ситуацию на планете. Предложите ученикам назвать природные ресурсы (нефть, уголь, природный газ, лес, зерновые культуры). Обсудите, какие ресурсы являются невосполнимыми, и как люди с ними обращаются.
Реклама
Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ученик должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».
Знакомство учеников с экологическим манифестом.
Знакомство учеников с экологическим манифестом способствует пониманию первостепенной важности Земли. Учитель знакомит детей с содержанием манифеста на доступном языке. После чего дети с помощью учителя выделяют основные тезисы .
Пример: «Наше нет: любым войнам, всему тому, что угрожает людям, каждому человеку.» « Наше да: миру и спокойствию, любви и уважению к природе.»
Затем дети составляют свой экологический манифест.
Пример:
« Воздух и вода – наше сокровище. Земля – наш зеленый дом. Птицы и звери, цветы и деревья - наши соседи. Мы за чистый дом и здоровых жильцов !
Наше нет: загрязнению природы! Наше да: защите природы! »
Вопрос экологического воспитания не должен обходить стороной родителей школьников. С родителями можно использовать следующие направления работы:
Экологическая информация:
данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
экология жилища;
выращивание экологически безопасного урожая;
комнатные, лекарственные, пищевые растения;
выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях.
Итоги работы
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.