Данный урок по теме "«Экологическая система» соответсвует всем требованиям ФГОС. использованы все формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. Особенностью данного урока является то, что учитель использует информационные технологии: документкамера, система голосования, видеоролики.
Данный урок был интересен учащимся, они принимали активное участие в работе. Интересной была работа в группах, т.к. предполагала четкое распределение ролей, оратор, почемучка, организатор, эксперт, лаборант.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Экологическая система» »
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Экологическая система»
Цель урока:Изучение взаимосвязей живых организмов в экосистеме. компоненты экосистемы и их роль в экосистеме.
Задачи урока:
1. Научиться составлять цепи питания.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения
3. Формировать экологическую культуру через понимание взаимосвязи живых организмов.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Захожу с глобусом
- Добрый день, юные мыслители! Сегодня урок у вас проведу я. Зовут меня Наталья Михайловна, я учитель Гимназии №1.
- Весь огромный мир, вокруг нас, над нами и под нами. И этот мир в данный момент уместился у меня на ладонях, он полон неизведанных тайн.
- И сегодня одну из тайн попробуем разгадать. ПОСТАВИТЬ ГЛОБУС
- А какой урок в школе большей степени посвящён таким открытиям и тайнам? (Окружающий мир)
- Я надеюсь, что вы будете внимательными, любознательными и терпеливыми.
- Тогда давайте начнём!
- Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно – важная для всего живого на нашей планете.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию закона природы, и многие из вас по- иному посмотрят на окружающий вас мир. К ГЛОБУСУ
2. Мотивация и целеполагание
- Опорными словами нашего урока будут 2 слова: ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА (СЛАЙД)
- Найдите определение в толковых словарях ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
- Кому доверяете найти информацию в словаре?
- А остальные подумайте и обсудите в паре, как вы понимаете это понятие?
- У кого есть варианты! Как считает ваша пара, ваша….
- А теперь послушаем определение из толкового словаря!
- Что же такое экология? (зачитывают) СЛАЙД определение
- Что такое система? ВАШИ ВАРИАНТЫ (зачитывают) СЛАЙД определение
- Подберите однокоренные слова к слову ЭКОЛОГИЯ какая (экологическая).
- А как можно связать слова «Экология и Система» (Экологическая система)
-или сокращённо ЭКОСИСТЕМА (как два равнозначных слова) НА ДОСКУ
- Это и будет темой нашего урока
- Глазки закройте и подумайте, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей узнать, определить, расширить кругозор)
- Хорошо! Займёмся исследованием!
- Для того, чтобы узнать, Что такое экосистема, Давайте проверим достаточно ли вам знаний.
3. Изучение нового материала
- Игра «Верно ли, что….» СЛАЙД
- У каждого из вас на столах есть ПУЛЬТ.
- Если вы считаете, что утверждение верно, нажмите +, если вы не согласны – нажмите -.
«Верно ли, что В природе всё взаимосвязано. (проголосуйте) (ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ – мнение единое)
«Верно ли, что У каждого живого организма есть своё место обитание.
«Верно ли, что Животные помогают растениям.
«Верно ли, что Гусеница имеет отношение к ястребу. (проблема)
- Ваши мнения разошлись.
- Чтобы мнения были единые. ВЕРНЁМСЯ и Начнём с последнего утверждения! СЛАЙД
- Вам интересно узнать, какое отношение гусеница имеет к ястребу?
- Чтобы ответить на эти утверждения, что нам поможет? (- свой опыт, познавательные наблюдения, учитель...)
- У вас на столах лежат карточки.
- Поработайте в паре.
-Помните о правилах работы в паре. (или уже группы)
- Ваша задача: Расположите картинки в таком порядке, чтобы получилась цепочка взаимосвязей живых организмов. (пройтись по классу)
- Давайте проверим!
- 1 пару, 2 пару, 3 пару приглашаю к документкамере.
- Давайте сравним ваши цепочки.
- Объясните почему вы составили такую последовательность.
- У кого также?
- Совершенно верно!
- А кто знает, как называется эта последовательность? (Пищевые связи) СЛАЙД
Различные животные и растения объединены ПИЩЕВЫМИ СВЯЗЯМИ. Поэтому их не надо кормить. Растения без животных и животные без растений не могут обходиться. Они живут там, где находят достаточно пищи.
- Называется эта цепочка ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ.
- Прежде чем продолжить работу дальше, давайте немного взбодримся, но будьте внимательны, чтобы продолжить мою мысль про………(пищевые связи)
- Мои первоклассники прислали вам видеоролик в подарок.
ФИЗМИНУТКА (Видеоролик)
- Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)
- Следующее утверждение в котором были разногласия. ??? СЛАЙД С УТВЕРЖДЕНИЕММЕСТО ОБИТАНИЯ.(несколько СЛАЙДов, кто, где живёт, что такое место обитания) (белый медведь, летний период, линька……
- Место обитания живых организмов – там, где они живут. Каждый живёт, где ему хорошо, где есть все условия для жизни.
- А теперь давайте проверим, как вы знаете места обитания животных.
- Поиграем в ЭКО - ЛОТО
- И вам предстоит сейчас поработать в группах. (перейти в группы)
- Перед вами бейджики:
-2 почемучки, вы будете работать с информацией, задавать вопросы другой группе, интересующие впо т внимательно слушать выступление спрашивать. Оратор – выступающий, который должен представить результат работы группы. Лаборант – ваша задача – выполнять практическую работу. Организатор - капитан, старший в группе, организует и налаживает работу всей группы. Эксперт, который попробует оценить работу друг друга, по заданному вопросу.
- Обсудите в группе и распределите роли.
- Для каждого участника группы есть подсказка. (Ваша подсказка, ваша подсказка выдаю всем!!!)
- Я с вашего разрешения возьму на себя роль консультанта, и при необходимости буду помогать вам.
- Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)
- Итак, Эко – лото!
- Каждой группе выдан набор карточек с изображением животных и растений и клей.
- Ваша задача: Заселить животных и растений в своё место обитания.
- Давайте договоримся о времени выполнения.
- Итак, время выполнения 2 мин.
- Приступаем! (Для оратора дать подсказку для выступления с опорными словами)
(Мы считаем, это ??? (а определение дальше) экосистема называется … ,
Созданы условия для жизни (кого) ……., …., …., потому что………..
А для животного ……….. не созданы условия, потому что это не его место обитания, здесь он может погибнуть. СЛОВА для справок: свет, тепло, защита, пища)
1 гр. ЛЕС (формат А4 – картинка) заяц, лиса, бурый медведь, белый медведь. Берёза, кустарник, сосна, роза.
3гр. МОРЕ дельфины, киты, осьминоги, щука. Водоросли, ракушки, мох, камыш.
4 гр. ОЗЕРО
- Давайте проверим на Докумекамере, что у вас получилось.
- Каждая группа представит результат своей работы.
- ОРАТОРы готовы! (есть подсказка) Вам слово. 1 ГРУППА
- Почему расселили таким образом.
- Остальные группы согласны?
- Эксперт 1 группы Как вы оцениваете работу своей группы! (по подсказке)
- А теперь я передаю слово оратору последней группы.
- Спасибо за работу! Вы отлично с ней справились!
- А теперь подведём итог нашей работы.
- Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: СЛАЙД тепло ( щелчок), свет (щелчок) , защита от врагов(щелчок), пища (щелчок) Это и есть место обитания. (щелчок)
- Следующее утверждение СЛАЙД - ВСЁ ли в природе взаимосвязано.
- Что мы с вами уже знаем? Какие тайны разгадали? (ответы детей) СУНДУК СЛАЙД
- 1 тайна: Животные и растения объединены Пищевыми связями.
- 2 тайна: - Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни. Это и есть его место обитания.
- А теперь, используя подсказку (рассыпанные слова), составьте определение. ЧТО ТАКОЕ ЭКОСИСТЕМА?
- Зачитайте свои варианты. СЛАЙД (Экосистема – это….)
- Совпадает ваше определение. Поднимите руку.
- Теперь вы знаете, что такое экосистема?
- Есть экосистемы, которые созданы природой: лес, луг, море, озеро (ПОКАЗАТЬ ИХ КАРТИНКИ И НА ДОСКУ) под темой
- А есть, которые созданы руками человека.
- Такой искусственной экосистемой является АКВАРИУМ (ПОКАЗАТЬ)
- Мы будем моделировать экосистему.
- Сейчас вы будете настоящими АКВАРИУМИСТАМИ
- Кто такие аквариумисты, найдите информацию в словаре.
- Не нашли!, а где ещё можно найти информацию. (В интернете)
- Давайте обратимся к интернету. СЛАЙД - ИНТЕРНЕТ
- Зачитайте!
- Каждой группе выдаётся аквариум и компоненты (набор для создания) экологической системы.
- Вам необходимо обсудить и договориться, что вы разместите в своём аквариуме.
4 прозрачных аквариума
Водоросли
Камешки, Ракушки
Рыбки
Лишнее (змейки)
- Пользуясь компонентами, смоделируйте аквариум!
- Давайте договоримся о времени. Итак, на выполнения заданий 3 мин.
- Приступаем.
– Пока группы моделируют экосистему, почемучки могут подойти и рассмотреть аквариум, чтобы дать совет группе.
- Готовы! Представьте модель экосистемы.
- Слово оратору группы.
(карточки)
- Мы смоделировали экологическую систему ……… (аквариум)
- Компонентами экологической системы являются …………водоросли, камешки, ракушки, рыбки).
- Для этой экологической системы необходимо ……….(не хватает воды, света, кислорода --- А как это можно сделать?
- А это задание домой почемучкам!!!
- Отлично справились с работой!
- А кто у вас остался не заселён?
- Вспомните, что такое экосистема? (СЛАЙД) (Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют ЭКОСИСТЕМУ).
- Почему, змейки. (Это не их место обитания)
- МОЛОДЦЫ!
РЕФЛЕКСИЯ
- Наше урок подходит к концу.
- А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги ваша ладошка. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте. (СЛАЙД)
Большой – для меня тема была важной и интересной – синим.
Указательный – узнал много нового – желтым.
Средний – мне было трудно – фиолетовым.
Безымянный – мне было комфортно – зеленым.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – красным.
- Оценить себя!
- Покажите?
- А теперь я предлагаю разместить свои ладошки на глобусе (ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСКА) (МУЗЫКА)
- Глядя на ладошки, можем сделать вывод, что УРОК прошёл плодотворно.
- Мы хорошо потрудились и справились с нашей работой.
- Мне было приятно с вами работать.
- Пусть эта эмблема останется у вас и символизирует ваше стремление,
желание к раскрытию тайн природы.
- В заключение нашего урока, я хочу подарить вам БИЛЕТ(показать) в детский – эколого – биологический центр, где вы познакомитесь с увлекательными животными разных экосистем. И пусть этот поход напоминает вам о нашей встрече.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Давайте запишем домашнее задание. (СЛАЙД)
1) Прочитать в учебнике стр. 4-5
2) Творческое задание на выбор:
1. Составить пищевые связи
2. Нарисовать экосистему и заселить живых организмов
- Я благодарю вас за эмоции, за ответы, которые вы нам дарили.
- Спасибо вам большое!
- Урок окончен!
- На перемене вы можете покормить рыбок, рассмотреть их, по фотографироваться!