kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эколята - молодые защитники Природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Природа не храм, а мастерская», - утверждает герой знаменитого романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды, чистого воздуха, без растений и животных. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задумываться над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотных учащихся, неравнодушных к проблемам окружающей среды и собственного здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эколята - молодые защитники Природы»

Учимся понимать тайны Природы

экологическая игровая программа


Ι. Подготовительный этап

  1. Обоснование выбора темы, формулировка цели и задач


«Природа не храм, а мастерская», - утверждает герой знаменитого романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды, чистого воздуха, без растений и животных. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задумываться над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотных учащихся, неравнодушных к проблемам окружающей среды и собственного здоровья.

Цель мероприятия: в интересной и доступной форме закрепить и углубить экологические знания обучающихся.

Основные задачи

  • Развивать познавательные интересы к природе.

  • Вырабатывать умение видеть необычное в окружающей природной среде.

  • Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

  • Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

Коллективные задачи

  • Развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, памяти, воображения, мышления).

  • Воспитывать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Соблюдать нормы этикета и устного общения.

  • Развивать мотивацию к коллективному проведению тематических мероприятий. Участвовать в диалоге. Слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

  • Создавать атмосферу дружелюбия и принятия друг друга в коллективе.

Групповые задачи

  • Содействовать развитию желания обучающихся общаться с товарищами.

  • Способствовать преодолению отрицательных поступков, несоблюдения правил поведения.

  • Воспитывать умение выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

  • Инициировать радость от совместной работы.

  • Развивать у обучающихся способности выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении возникающих проблем.

Индивидуальные задачи

  • Развивать мотивацию к изучению культуры своей малой Родины, своего региона, стать ведущим в мероприятиях класса.

  • Создавать ситуацию успеха в выполнении поручений по теме проводимого мероприятия. Уметь дать самооценку своим действиям и поступкам.

  • Развивать желание у воспитанников быть активным поисковиком в справочной литературе необходимых источников по теме мероприятия.

В процессе подготовки и проведения мероприятия обучающиеся приобретают и закрепляют умения:

  • Планировать и находить необходимые материалы для темы, используя справочные источники, обсуждая находки с учителем, родителями.

  • Работать, в группе, общаться друг с другом и взрослыми людьми; договариваться и уметь подчиняться мнению коллектива.

  • Преодолевать недостатки в развитии черт личности, воспитывать в себе волю, ответственность за порученное дело, дисциплинированность и другие положительные качества.

  • Осуществлять самовоспитание и самоконтроль, которые формируются путем регуляции поведения.

  1. Организационная стадия воспитательного
    воздействия на коллектив и личность

При организации проведения мероприятия была проведена следующая подготовительная работа:

  • Обсуждение сценария мероприятия в группе, предварительный подбор ведущих и участников.

  • Организована встреча с библиотекарем для выяснения возможностей подготовки наглядного книжного материала для выставки книг.

  • Организовано распределение ролей, запись фонограмм, подбор стихов, текстов, проведение репетиций.

  • Сформирована поисковая группа для подбора книжного материала на заданную тему.

  • Создана группа учащихся с привлечением родителей для приобретения открыток.

Оборудование

  • Иллюстрации

  • Банка с медицинскими пиявками или рисунок

  • Набор изображений разных растений

  • Изображение животных Волгоградской области

  • Заголовок «Животные нашего края»

  • Изображение цветов Волгоградской области

  • Заголовок «Цветы родного края»

  • Фонограмма

  • Оформлен стол с выставкой книг «Мой родной край»

  • Костюмы «Времена года»: Лето, Осень, Зима, Весна

  • Костюмы «Эколята»: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка.


Сценарий экологической игровой программы

«Учимся понимать тайны Природы»

Звучит фонограмма песни «Любимый край» сл. О.Ураева, муз. Ю.Чичкова

1.Вступление

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас к участию в экологической игровой программе «Учимся понимать тайны Природы». А начнут наше познавательное мероприятие – Эколята, юные защитники природы: Шалун, Умница, Тихоня и Ёлочка.

  1. Основная часть

Игровая ситуация «Загадки Эколят»

Появляются Э к о л я т а

Умница: Вас, прекрасные друзья,

Приглашаю в гости я

В мир загадочной природы,

В мир животных и природы!


Тихоня: Только в мире этом надо

Отгадать чуть-чуть загадок,

На вопросы отвечать,

В игры весело играть.


Шалун: А Шалун я не простой

С умной шибко головой.

Расскажу вам о природе,

О зверях и о погоде.


Ёлочка: Все готовы с нами в путь?

Только знанье не забудь.

Будь внимателен и смел,

Чтоб везде со мной поспел.


Ведущий: Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить? (Ответы ребят). Правильно, но, чтобы пройти по нашей стране природы, мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте наши загадки и дружно отвечайте.

Летит орлица по синему небу –

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)


Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)


Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь, снег)


Шалун: Молодцы, готовы поговорить о погоде.

Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потеплеет? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики? А как еще можно узнать о намерениях погоды? Перемену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение. (Обучающиеся рассуждают, отвечая на вопросы Шалуна).


Умница: Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек – настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.


Тихоня: В одной книге я нашел, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных. Их называют растениями и животными-синоптиками. К ним относятся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и черви. (Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы).

Ведущий: Растения и животные в процессе развития вырабатывают множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов подмечены народными приметами.


Ёлочка: Перед тем, как поговорить о народных приметах, я приглашаю вас поиграть в одну веселую игру.


Игра «Веселые грибники»

Обучающиеся делятся на две команды: «Грибы» и «Грибники». «Грибники» по парам рассаживаются на стульях в центре зала. «Грибы» расходятся по всему залу и присаживаются. Во главе с ведущим «Грибы» исполняют считалочку:

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап.

(«Грибы»-ребята хлопают в ладоши).


Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(Потирают ладошки).


Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Обучающиеся поднимаются).


Ведущий: Кто нашел его, друзья?

Грибники (Обучающиеся, сидящие на стульях): Это я!

(Грибники ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзинку).


Ведущий: Ребята, наше путешествие продолжается и хочется познакомить вас с интересной книгой, которая называется «География и экология Волгоградской области». (Ученик показывает книгу классу, как она выглядит). В ней говорится о животном и растительном мире нашей Волгоградской области.

Ребята, а какая флора (растительный мир) и фауна (животный мир) в нашей области? Я вас просила найти сведения об этом в книгах, которые вы видите на выставке. Сейчас проверим знатоков загадок. Для этого проведем игровую загадочную паузу для всего класса «Доскажи словечко». Вы должны хором правильно досказать загадку, назвав животное нашего края. А затем самый смелый знаток по желанию походит к «секретному» столу, берёт рисунок с угаданным животным и прикрепляет его на доске под заголовком «Животные нашего края» Так и получится у нас калейдоскоп животных нашего края.


Внимание! Игра начинается.

И красива, и пушиста,

Хвост и лапки моет чисто,

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело…..(Белка).


Вот бежит колобок,

У него колючий бок,

Его в руки не возьмёшь,

Потому что это…….. (Ёж).


Очень странные картины –

На реке стоят плотины!

Не слышны здесь топоры,

А строители……... (Бобры).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут……. (Кукушки)


Кто на дереве торчит,

Носом в дерево стучит?

Но недаром силы тратил

Для такого стука….. (Дятел)

В гнёзда птичьи забирается,

Ест птенцов, таскает яйца,

Хищный маленький зверёк,
А зовут его ………. (Хорёк).

Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве «дворец»,

В нём живёт с семьёй…..(Скворец).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает,

А певец тот…….. (Соловей).


Ведущий. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась. Это лишь частичка животных Волгоградской области. Запомните их. Далее пополнят наши знания о флоре и фауне края наши гости – Времена года: Лето, Осень, Зима и Весна.


Лето. В лесах живут кабаны, косули, ласки, барсуки, белки, куницы, а в степной полосе можно встретить зайца, ежа, лисицу, хорька, волка, а также различных грызунов: суслика, хомяка, мышь.


Осень. В лесах гнездятся птицы: вороны, дятлы, кукушки, тетерева, иволги, дрозды, соловьи; хищные птицы – филин, совы, ястребы. А в степной полосе обитают другие птицы: орел, канюк, сокол, куропатка, журавли.


Ведущий. В зимний период времени мы особенно заботимся о птицах, подкармливаем их и даже изготавливаем вместе с родителями для них удобные домики-кормушки. Подкармливаем птиц пшеном, семенами растений, насыпая все это в кормушки. Часто наблюдаем с вами, какие птицы первыми прилетаю к кормушкам полакомиться. Прилетают они стайками или поодиночке.

(Показ фото о развешивании кормушек в парке).


Зима. Наши реки и озера богаты рыбой: осетр, щука, сом, карась, лещ, окунь, судак, красноперка и другие. В водоёмах живут птицы: чайки, утки, цапли, а также черепахи, ужи, лягушки.


Ведущий. А теперь, ребята, Времена года расскажут о природе нашего края.


Весна. В нашем крае растут такие деревья, как дуб, вяз, сосна, липа, акация, плодовые деревья. В речных долинах и в оврагах растут кустарники: терн, шиповник, смородина, боярышник.


Лето. У нас в области много разной травы: ковыль, типчак, клевер, пырей, полынь, люцерна и другая трава. На берегах рек и озер растает осока, камыш. Многие растения цветут: донник, клевер, тюльпаны, мышиный горошек, одуванчик, василек.


Ведущий. Спасибо за познавательный рассказ. Мы будем беречь и сохранять природу нашего края. Оставайтесь вместе с нами, а мы продолжаем наше путешествие. Растения и цветы… Как уныло и безрадостно была бы наша жизнь без них. С древних времён цветы вызывали восхищение и радость. Их всегда ценили и в честь их проводились праздники и игры. Вот и я предлагаю поиграть вам в игру «Садовник». Поднимите картинки с цветами нашего края и в течение всей игры держите их в таком положении, чтобы все видели, какие они красивые. С этого момента ребята, поднявшие цветы, носят имя цветка, которое держат в руках. Итак, я начинаю!


Ведущий (начинает игру): Я садовником родился… Все цветы мне надоели, кроме тюльпана. (Цветок тюльпан забираем и прикрепляем на доске под заголовком «Цветы Родного края».

Ученик (с «именем» Тюльпан) восклицает: - Ой!

Воспитатель: - Что с тобой?

Ученик: - Влюблен (а).

Воспитатель: - В кого?

Ученик: - В Ромашку! (Ромашку также прикрепляем на доске под заголовком «Цветы родного края»). И т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока все цветы не окажутся на выставке.

Ведущий. Ребята, посмотрите, какой замечательный цветник у нас получился из цветов Волгоградской области!

Игра закончилась. Продолжаем нашу игровую программу .


Игровая ситуация «Помоги Эколятам разобраться в народных приметах о погоде»


Шалун: Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья). Да, в этом чудо домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день. Ой, я не перепутал? Как определить погоду по пчелам? (Ответы обучающихся).


Умница: (показывает картинку бабочки). Узнаете это насекомое? Это бабочка- крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Повторите, чтобы и я не забыла, как определить погоду по бабочке-крапивнице? (Ответы обучающихся).


Тихоня: Скажите, вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадает в его, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.

Елочка: Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.


Шалун: Вы знаете, кто это? (Показывает медицинских пиявок в банке или на картинке). Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? (Рассказы обучающихся). Пиявки издавна применяются в медицине, облегчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и погоду предсказывать. Их помещают в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спокойно лежат на дне, а перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер перед грозой. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.


Тихоня:

Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.

Ласточки летают низко – перед дождем.

На кустах акации много пчел – перед дождем.


Елочка: Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.


Умница: Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь? И этот кто-то у нас сейчас появится на нашем занятии. Только точно угадайте.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик).


Выходит Цветок- одуванчик.


Цветок-одуванчик: Мы одуванчики складываем перед дождем свои пушистые шарики. Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья клевер. Акация и жимолость: 15-20 часов до дождя усиленно выделяют нектар.


Шалун: Послушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идет речь: встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Стебель у него твердый, как у кустарника, покрыт жесткими волосками, цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть в зеленом кустике.


Игровая ситуация «Цветок с приметой»


Ведущий: Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру

«Найди нужный цветок». (Тут же ведущий предлагает ученикам набор карточек с изображением разных цветов: василька, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, календулы. Перед обучающимися ставится задача – найти описанное растение).


Умница: Это цикорий. Его цветки раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются. Цикорий лекарственное растение, а порошок из его корневищ в кофейные напитки.


Тихоня: Очень красивый цветок – белая кувшинка. Ошибочно его иногда называют лилией. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветы кувшинки раскрываются утром, а к вечеру, в 18-19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.


Ведущий: Спасибо, Эколята, - юные защитники природы! Благодаря вам мы сегодня узнали много удивительного о животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.


Елочка: Мы приготовили игру, проведем её в кругу.


Шалун: Приглашаю вас, ребята,

Будьте птицы и зверята,

Повнимательнее будь,

Все, что знаешь – не забудь!

(Ведущий приглашает несколько человек – мальчиков и девочек сесть на стулья в круг лицом друг к другу).


Игра «Угадай словечко»

Условия игры. Все обучающиеся, оставшиеся на своих местах в зале, по очереди называют любых животных, птиц, времена года, бабочек, насекомых и т.д. Произносят они быстро, поднимая руки, а ведущий – разрешает говорить тихо (чтобы не получился шум). Сидящие игроки на стульях внимательно реагируют: если произнесено слово мужского рода – резко поднимаются мальчики, если слово женского рода – поднимаются девочки. Игра продолжается не более 7-10 мин.

  1. Подведение итогов

После проведения игры ведущий благодарит учащихся за активность и в краткой беседе закрепляет знания, полученные в ходе проведения игровой экологической программы. Советует обучающимся поделиться своими впечатлениями с родителями о проведенной экологической игре. Задание: нарисовать рисунки на тему «Берегите природу» для организации выставки и конкурса представленных рисунков с вручением призов-сюрпризов победителям конкурса.

(Звучит фонограмма песни «Родные места» в исполнении Ю.Антонова. Дети танцуют заключительный танец).


  1. Список использованной литературы.

  1. География и экология Волгоградской области. М., 2009.

  2. Экология. 6-11 классы. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. Волгоград, 2020.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эколята - молодые защитники Природы

Автор: Непогодина Елена Олеговна

Дата: 01.08.2021

Номер свидетельства: 584975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Сценарий праздника "Посвящение в Эколята-молодые защитнии природы""
    ["seo_title"] => string(73) "stsenarii_prazdnika_posviashchenie_v_ekoliata_molodye_zashchitnii_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "512268"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1558880785"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Эколята-молодые защитники природы""
    ["seo_title"] => string(39) "ekoliata_molodye_zashchitniki_prirody_3"
    ["file_id"] => string(6) "638820"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1698248257"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "«Эколята -молодые защитник природы»"
    ["seo_title"] => string(36) "ekoliata_molodye_zashchitnik_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "475704"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1533843043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация "Наши друзья Эколята-за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_nashi_druzia_ekoliata_za_razdelnyi_sbor_otkhodov_i_povtornoe_ispol"
    ["file_id"] => string(6) "607070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1652732530"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»"
    ["seo_title"] => string(73) "stsenarii_ekologicheskogo_prazdnika_ekoliata_molodye_zashchitniki_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "474355"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1530025832"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства