«Природа не храм, а мастерская», - утверждает герой знаменитого романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды, чистого воздуха, без растений и животных. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задумываться над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотных учащихся, неравнодушных к проблемам окружающей среды и собственного здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эколята - молодые защитники Природы»
Учимся понимать тайны Природы
экологическая игровая программа
Ι. Подготовительный этап
Обоснование выбора темы, формулировка цели и задач
«Природа не храм, а мастерская», - утверждает герой знаменитого романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды, чистого воздуха, без растений и животных. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задумываться над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотных учащихся, неравнодушных к проблемам окружающей среды и собственного здоровья.
Цель мероприятия: в интересной и доступной форме закрепить и углубить экологические знания обучающихся.
Основные задачи
Развивать познавательные интересы к природе.
Вырабатывать умение видеть необычное в окружающей природной среде.
Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.
Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.
Коллективные задачи
Развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, памяти, воображения, мышления).
Воспитывать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Соблюдать нормы этикета и устного общения.
Развивать мотивацию к коллективному проведению тематических мероприятий. Участвовать в диалоге. Слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Создавать атмосферу дружелюбия и принятия друг друга в коллективе.
Групповые задачи
Содействовать развитию желания обучающихся общаться с товарищами.
Способствовать преодолению отрицательных поступков, несоблюдения правил поведения.
Воспитывать умение выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Инициировать радость от совместной работы.
Развивать у обучающихся способности выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении возникающих проблем.
Индивидуальные задачи
Развивать мотивацию к изучению культуры своей малой Родины, своего региона, стать ведущим в мероприятиях класса.
Создавать ситуацию успеха в выполнении поручений по теме проводимого мероприятия. Уметь дать самооценку своим действиям и поступкам.
Развивать желание у воспитанников быть активным поисковиком в справочной литературе необходимых источников по теме мероприятия.
В процессе подготовки и проведения мероприятия обучающиеся приобретают и закрепляют умения:
Планировать и находить необходимые материалы для темы, используя справочные источники, обсуждая находки с учителем, родителями.
Работать, в группе, общаться друг с другом и взрослыми людьми; договариваться и уметь подчиняться мнению коллектива.
Преодолевать недостатки в развитии черт личности, воспитывать в себе волю, ответственность за порученное дело, дисциплинированность и другие положительные качества.
Осуществлять самовоспитание и самоконтроль, которые формируются путем регуляции поведения.
Организационная стадия воспитательного воздействия на коллектив и личность
При организации проведения мероприятия была проведена следующая подготовительная работа:
Обсуждение сценария мероприятия в группе, предварительный подбор ведущих и участников.
Организована встреча с библиотекарем для выяснения возможностей подготовки наглядного книжного материала для выставки книг.
Организовано распределение ролей, запись фонограмм, подбор стихов, текстов, проведение репетиций.
Сформирована поисковая группа для подбора книжного материала на заданную тему.
Создана группа учащихся с привлечением родителей для приобретения открыток.
Оборудование
Иллюстрации
Банка с медицинскими пиявками или рисунок
Набор изображений разных растений
Изображение животных Волгоградской области
Заголовок «Животные нашего края»
Изображение цветов Волгоградской области
Заголовок «Цветы родного края»
Фонограмма
Оформлен стол с выставкой книг «Мой родной край»
Костюмы «Времена года»: Лето, Осень, Зима, Весна
Костюмы «Эколята»: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка.
Сценарий экологической игровой программы
«Учимся понимать тайны Природы»
Звучит фонограмма песни «Любимый край» сл. О.Ураева, муз. Ю.Чичкова
1.Вступление
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас к участию в экологической игровой программе «Учимся понимать тайны Природы». А начнут наше познавательное мероприятие – Эколята, юные защитники природы: Шалун, Умница, Тихоня и Ёлочка.
Основная часть
Игровая ситуация «ЗагадкиЭколят»
ПоявляютсяЭ к о л я т а
Умница: Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я
В мир загадочной природы,
В мир животных и природы!
Тихоня: Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
Шалун: А Шалун я не простой
С умной шибко головой.
Расскажу вам о природе,
О зверях и о погоде.
Ёлочка: Все готовы с нами в путь?
Только знанье не забудь.
Будь внимателен и смел,
Чтоб везде со мной поспел.
Ведущий: Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить? (Ответы ребят). Правильно, но, чтобы пройти по нашей стране природы, мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте наши загадки и дружно отвечайте.
Летит орлица по синему небу –
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Он всюду – в поле и в саду,
Но в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь, снег)
Шалун: Молодцы, готовы поговорить о погоде.
Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потеплеет? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики? А как еще можно узнать о намерениях погоды? Перемену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение. (Обучающиеся рассуждают, отвечая на вопросы Шалуна).
Умница: Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек – настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.
Тихоня: В одной книге я нашел, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных. Их называют растениями и животными-синоптиками. К ним относятся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и черви. (Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы).
Ведущий: Растения и животные в процессе развития вырабатывают множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов подмечены народными приметами.
Ёлочка: Перед тем, как поговорить о народных приметах, я приглашаю вас поиграть в одну веселую игру.
Игра «Веселые грибники»
Обучающиеся делятся на две команды: «Грибы» и «Грибники». «Грибники» по парам рассаживаются на стульях в центре зала. «Грибы» расходятся по всему залу и присаживаются. Во главе с ведущим «Грибы» исполняют считалочку:
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап.
(«Грибы»-ребята хлопают в ладоши).
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
(Потирают ладошки).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(Обучающиеся поднимаются).
Ведущий: Кто нашел его, друзья?
Грибники(Обучающиеся, сидящие на стульях): Это я!
(Грибники ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзинку).
Ведущий: Ребята, наше путешествие продолжаетсяи хочется познакомить вас с интересной книгой, которая называется «География и экология Волгоградской области». (Ученик показывает книгу классу, как она выглядит). В ней говорится о животном и растительном мире нашей Волгоградской области.
Ребята, а какая флора (растительный мир) и фауна (животный мир) в нашей области? Я вас просила найти сведения об этом в книгах, которые вы видите на выставке. Сейчас проверим знатоков загадок. Для этого проведем игровую загадочную паузу для всего класса «Доскажи словечко». Вы должны хором правильно досказать загадку, назвав животное нашего края. А затем самый смелый знаток по желанию походит к «секретному» столу, берёт рисунок с угаданным животным и прикрепляет его на доске под заголовком «Животные нашего края» Так и получится у нас калейдоскоп животных нашего края.
Внимание! Игра начинается.
И красива, и пушиста,
Хвост и лапки моет чисто,
Меж деревьев словно стрелка
Пролетает смело…..(Белка).
Вот бежит колобок,
У него колючий бок,
Его в руки не возьмёшь,
Потому что это…….. (Ёж).
Очень странные картины –
На реке стоят плотины!
Не слышны здесь топоры,
А строители……... (Бобры).
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают
И в лесу возле опушки
Счёт годам ведут……. (Кукушки)
Кто на дереве торчит,
Носом в дерево стучит?
Но недаром силы тратил
Для такого стука….. (Дятел)
В гнёзда птичьи забирается,
Ест птенцов, таскает яйца,
Хищный маленький зверёк, А зовут его ………. (Хорёк).
Труд в саду он уважает,
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве «дворец»,
В нём живёт с семьёй…..(Скворец).
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает,
А певец тот…….. (Соловей).
Ведущий. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась. Это лишь частичка животных Волгоградской области. Запомните их. Далее пополнят наши знания о флоре и фауне края наши гости – Времена года: Лето, Осень, Зима и Весна.
Лето. В лесах живут кабаны, косули, ласки, барсуки, белки, куницы, а в степной полосе можно встретить зайца, ежа, лисицу, хорька, волка, а также различных грызунов: суслика, хомяка, мышь.
Осень. В лесах гнездятся птицы: вороны, дятлы, кукушки, тетерева, иволги, дрозды, соловьи; хищные птицы – филин, совы, ястребы. А в степной полосе обитают другие птицы: орел, канюк, сокол, куропатка, журавли.
Ведущий. В зимний период времени мы особенно заботимся о птицах, подкармливаем их и даже изготавливаем вместе с родителями для них удобные домики-кормушки. Подкармливаем птиц пшеном, семенами растений, насыпая все это в кормушки. Часто наблюдаем с вами, какие птицы первыми прилетаю к кормушкам полакомиться. Прилетают они стайками или поодиночке.
(Показ фото о развешивании кормушек в парке).
Зима. Наши реки и озера богаты рыбой: осетр, щука, сом, карась, лещ, окунь, судак, красноперка и другие. В водоёмах живут птицы: чайки, утки, цапли, а также черепахи, ужи, лягушки.
Ведущий. А теперь, ребята, Времена года расскажут о природе нашего края.
Весна. В нашем крае растут такие деревья, как дуб, вяз, сосна, липа, акация, плодовые деревья. В речных долинах и в оврагах растут кустарники: терн, шиповник, смородина, боярышник.
Лето. У нас в области много разной травы: ковыль, типчак, клевер, пырей, полынь, люцерна и другая трава. На берегах рек и озер растает осока, камыш. Многие растения цветут: донник, клевер, тюльпаны, мышиный горошек, одуванчик, василек.
Ведущий. Спасибоза познавательный рассказ. Мы будем беречь и сохранять природу нашего края. Оставайтесь вместе с нами, а мы продолжаем наше путешествие.Растения и цветы… Как уныло и безрадостно была бы наша жизнь без них. С древних времён цветы вызывали восхищение и радость. Их всегда ценили и в честь их проводились праздники и игры. Вот и я предлагаю поиграть вам в игру «Садовник». Поднимите картинки с цветами нашего края и в течение всей игры держите их в таком положении, чтобы все видели, какие они красивые. С этого момента ребята, поднявшие цветы, носят имя цветка, которое держат в руках. Итак, я начинаю!
Ведущий (начинает игру): Я садовником родился… Все цветы мне надоели, кроме тюльпана. (Цветок тюльпан забираем и прикрепляем на доске под заголовком «Цветы Родного края».
Ученик (с «именем» Тюльпан) восклицает: - Ой!
Воспитатель: - Что с тобой?
Ученик: - Влюблен (а).
Воспитатель: - В кого?
Ученик: - В Ромашку! (Ромашку также прикрепляем на доске под заголовком «Цветы родного края»). И т.д.
Игра продолжается до тех пор, пока все цветы не окажутся на выставке.
Ведущий. Ребята, посмотрите, какой замечательный цветник у нас получился из цветов Волгоградской области!
Игра закончилась. Продолжаем нашу игровую программу .
Игровая ситуация «Помоги Эколятам разобраться в народных приметах о погоде»
Шалун: Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья). Да, в этом чудо домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день. Ой, я не перепутал? Как определить погоду по пчелам? (Ответы обучающихся).
Умница: (показывает картинку бабочки). Узнаете это насекомое? Это бабочка- крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Повторите, чтобы и я не забыла, как определить погоду по бабочке-крапивнице? (Ответы обучающихся).
Тихоня: Скажите,вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадает в его, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.
Елочка: Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.
Шалун: Вызнаете, кто это? (Показывает медицинских пиявок в банке или на картинке). Гдевы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? (Рассказы обучающихся). Пиявки издавна применяются в медицине, облегчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и погоду предсказывать. Их помещают в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спокойно лежат на дне, а перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер перед грозой. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.
Тихоня:
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.
Ласточки летают низко – перед дождем.
На кустах акации много пчел – перед дождем.
Елочка: Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Умница: Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь? И этот кто-то у нас сейчас появится на нашем занятии. Только точно угадайте.
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик).
Выходит Цветок- одуванчик.
Цветок-одуванчик: Мыодуванчики складываем перед дождем свои пушистые шарики. Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья клевер. Акация и жимолость: 15-20 часов до дождя усиленно выделяют нектар.
Шалун: Послушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идет речь: встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Стебель у него твердый, как у кустарника, покрыт жесткими волосками, цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть в зеленом кустике.
Игровая ситуация «Цветок с приметой»
Ведущий: Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру
«Найди нужный цветок». (Тут же ведущий предлагает ученикам набор карточек с изображением разных цветов: василька, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, календулы. Перед обучающимися ставится задача – найти описанное растение).
Умница: Это цикорий. Его цветки раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются. Цикорий лекарственное растение, а порошок из его корневищ в кофейные напитки.
Тихоня: Очень красивый цветок – белая кувшинка. Ошибочно его иногда называют лилией. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветы кувшинки раскрываются утром, а к вечеру, в 18-19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.
Ведущий: Спасибо, Эколята, - юные защитники природы! Благодаря вам мы сегодня узнали много удивительного о животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.
Елочка: Мы приготовили игру, проведем её в кругу.
Шалун: Приглашаю вас, ребята,
Будьте птицы и зверята,
Повнимательнее будь,
Все, что знаешь – не забудь!
(Ведущий приглашает несколько человек – мальчиков и девочек сесть на стулья в круг лицомдруг к другу).
Игра «Угадай словечко»
Условия игры. Все обучающиеся, оставшиеся на своих местах в зале, по очереди называют любых животных, птиц, времена года, бабочек, насекомых и т.д. Произносят они быстро, поднимая руки, а ведущий – разрешает говорить тихо (чтобы не получился шум). Сидящие игроки на стульях внимательно реагируют: если произнесено слово мужского рода – резко поднимаются мальчики, если слово женского рода – поднимаются девочки. Игра продолжается не более 7-10 мин.
Подведение итогов
После проведения игры ведущий благодарит учащихся за активность и в краткой беседе закрепляет знания, полученные в ходе проведения игровой экологической программы. Советует обучающимся поделиться своими впечатлениями с родителями о проведенной экологической игре. Задание: нарисовать рисунки на тему «Берегите природу» для организации выставки и конкурса представленных рисунков с вручением призов-сюрпризов победителям конкурса.
(Звучит фонограмма песни «Родные места» в исполнении Ю.Антонова. Дети танцуют заключительный танец).
Список использованной литературы.
География и экология Волгоградской области. М., 2009.
Экология. 6-11 классы. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. Волгоград, 2020.