формирование бережного отношения к животным, ценностного отношения к литературе .
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный (самоопределение) | Здравствуйте, дети! Как настроение? К уроку готовы? Я желаю вам отличной работы на уроке и настроения! И вы друг другу пожелайте удачи с помощью пальчиков (начинаем с большого): Желаю… Успеха… Большого… Во всем… На уроке… Тебе… | Дети скрепляют пальчики друг друга поочередно, начиная с большого и проговаривают слова. В конце стих. произносят все вместе: «Начинаем!» |
Актуализация знаний | Какой раздел открыл нам мир литературы? Мы уже успели познакомиться с некоторыми из них, а с какими…? Я буду читать отрывки произведений, а вы постарайтесь вспомнить названия произведений и их авторов) «Не мое, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу…» «Принес я щенка домой и выпросил у матери молочка. Но щенок не видит молока и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко. Щенок стал лакать и перестал плакать.» «Были брат и сестра – Вася и Катя, и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли под амбаром и услыхали над головой что-то мяучит тонкими голосами.» «Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул: - Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись. - Чего вы смеётесь, глупыши? – сказал я ребятам. - Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро… Снимайте живо все шапки, кричите: «До свидания!» Что объединяет все эти произведения? Вывод: мы в ответе за тех, кого приручили. | Раздел «Ребятам о зверятах» Дети внимательно слушают отрывки произведений. Называют произведение и его автора. К. Ушинский «Бишка» Рассказ мальчика «Находка» из старинного букваря для народных школ Л. Толстой «Котёнок», быль М. Пришвин «Ребята и утята» Животные – не игрушки, а живые существа, о которых надо заботиться. Тогда они будут благодарны нам, будут для нас друзьями, нашими помощниками… |
Выявление темы урока, постановка, задач урока | Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами этого раздела. На доске выставка книг. Что объединяет эти книги при внимательном просмотре? Правильно. Итак, Чарушин писал рассказы о животных. А чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку. Кверху мордочку задрав, Громко лает он: «Гав-гав!». Каждый догадаться смог – Это озорной…. (щенок) Рассказ называется «Томка» Посмотрите на картинку и скажите: «Какой он?» | Это книги о животных. Один автор. Дети называют автора (Е. Чарушин) Дети хором отвечают: «Щенок!» Дети отвечают… |
Открытие новых знаний | Давайте проверим наши предположения. Я читаю текст, а вы с карандашом в руках следите по тексту и подчеркиваете непонятные для вас слова. Понравился вам текст? Чем? Какие эмоции получили? Назовите слова, смысл которых вам был непонятен. Я хочу объяснить смысл ещё некоторых слов…. | Дети работают с текстом Отвечают на вопросы учителя |
Физ. минутка | | |
Работа с текстом во время чтения | Вам понравилось, как я читала? Сейчас я хочу послушать вас, но к чтению нужно подготовиться. 1)Сделаем дыхательную гимнастику «Шаронадуватель»: Ух, профессия моя – шаронадуватель! Я вдыхаю глубоко…(глубокий вдох) Выдыхаю смело….(выдох) Разноцветные шары делаю умело! Вот надую первый шар… (вдох, выдох, ещё сильнее вдох) Вот надую шар второй…(вдох, выдох, ещё сильнее вдох) А теперь и третий…. (вдох, выдох, ещё сильнее вдох) Надуваю снова…(вдох, выдох, ещё сильнее вдох) Молодцы! 2)В тексте вам встретятся трудные для прочтения слова, давайте потренируемся. 3) Итак, начинаем читать. Внимательно следите по тексту за читающим. | Да Дети повторяют движения Читают с доски сначала по слогам, а потом все быстрее Читают текст, кого называет учитель |
Физ.минутка | Человек – часть природы. Мы должны жить в гармонии с природой. Давайте почувствуем это. Слушайте и повторяйте движения. Семечко упало в землю (сели на корточки, склонили голову, охватили голову руками) Тихо до весны спало. (ровно дышим – вдох и выдох, вдох и выдох) Встрепенулось и проснулось, (встрепенулись, «подрожали», подняли голову) Только солнышко взошло. Потянулось: утро ль это? (потянули руки вверх, «к солнышку») И пошёл наверх росток (медленно встаем) Посмотреть на лучик света Воздуха вдохнуть глоток. (поднимаемся в полный рост, дышим ровно и глубоко) Распустил листочки-ручки. Ах, прекрасное растенье! (раскинули руки в стороны) А потом бутон красивый Стал готовиться к раскрытью. (покачали головой, сделали наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад) Рос, крепчал, копил все силы – Ах!!! Открылся! Посмотрите! (резко вскинули руки вверх, встали на цыпочки) И качает ветерок Первый луговой цветок! (раскачиваемся вправо, влево, улыбаемся!!!) | |
Работа с текстом после чтения | Кто главный герой рассказа? Как вы догадались? (Родители с самого раннего детства прививали будущему писателю любовь к природе, учили наблюдать за природой. Дом был населен разными животными: поросятами, кроликами, разными птицами (их подбирали больными в лесу, лечили и отпускали) Кого он искал? Найдите в тексте подтверждение вашим словам Какой по мнению автора должна быть охотничья собака? Сколько щенков увидел автор? Давайте вспомним, какие были щенки? В этом вам поможет иллюстрация на стр. … Подумайте, почему автор выбрал для охоты именно Томку (так он его потом назвал)? | Автор, по местоимению – я Щенка для охоты, читают соответствующее место в тексте Толковой!!! 5 Описание щенков с помощью иллюстрации учебника и текста |
Работа в парах | Итак, каким вам показался Томка? Чтобы вы чувствовали себя увереннее при ответе на этот вопрос, для вас на столе приготовлены листочки со словами. Из перечисленных слов, выберите слова, характеризующие Томку: отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный. | Зачитывают подчеркнутые слова, объясняют, почему выбрали именно это слово Хоровое чтение слов |
Продолжение работы с текстом после прочтения | Как вы думаете, а другие щенки могут быть где-нибудь полезны, когда вырастут? А сейчас давайте вспомним все важные моменты рассказа. Вам надо пронумеровать предложения в правильной последовательности: 1. У охотника я увидел пёсика 2. Щенки небольшие, только что научились ходить 3. Один щенок грыз деревяшку 4. И вот он стал нюхать и пошел к тому месту, куда я её спрятал 5. И стал растить помощника | Да, перечисляют Коллективная работа |
Итог урока Рефлексия | Какую же очень важную мысль хотел до нас донести писатель? Е. Чарушин – писатель и художник. Он сам делал рисунки к своим рассказам. В его рассказах мы видим человека, который знает и любит животных. И такие рассказы интересно читать. Я вам открою секрет. У Чарушина несколько рассказов о приключениях Томки, этого забавного щенка. Если вам захотелось прочитать, вы можете взять такие рассказы в нашей школьной библиотеке. Кому очень понравился Томка, вы можете к следующему уроку нарисовать его, каким он вам показался. И мы устроим выставку работ. Приготовили кулачки. Будем раскрывать пальчики по очереди, если вы… 1)На уроке я работал активно! 2) Урок для меня был интересным и поучительным! 3) Я хочу продолжить знакомство с рассказами о животных! 4) Своей работой на уроке я доволен! 5) Мое настроение от урока отличное! Похлопайте друг другу, если все получилось! Спасибо за урок. | Собака – друг и помощник человека! А мы в свою очередь должны тоже о них заботиться. «Мы в ответе за тех, кого приручили!» |