kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Е. Чарушин "Томка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению 1 класс, программа РИТМ, раздел "Ребятам о зверятах" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Е. Чарушин "Томка"»

План – конспект урока чтения в 1 – м классе.

Раздел «Ребятам о зверятах» (Е. И. Чарушин. «Томка» рассказ)


Цели урока: знакомство с творчеством Е.Чарушина;

формирование умение к совместной познавательной деятельности

формирование умения характеризовать героя

формирование бережного отношения к животным, ценностного отношения к литературе .


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

(самоопределение)

Здравствуйте, дети!

Как настроение? К уроку готовы?

Я желаю вам отличной работы на уроке и настроения!

И вы друг другу пожелайте удачи с помощью пальчиков (начинаем с большого):

Желаю…

Успеха…

Большого…

Во всем…

На уроке…

Тебе…

Дети скрепляют пальчики друг друга поочередно, начиная с большого и проговаривают слова.

В конце стих. произносят все вместе: «Начинаем!»


Актуализация знаний

Какой раздел открыл нам мир литературы?


Мы уже успели познакомиться с некоторыми из них, а с какими…?

Я буду читать отрывки произведений, а вы постарайтесь вспомнить названия произведений и их авторов)

  1. «Не мое, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу…»

  2. «Принес я щенка домой и выпросил у матери молочка. Но щенок не видит молока и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко. Щенок стал лакать и перестал плакать.»

  3. «Были брат и сестра – Вася и Катя, и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли под амбаром и услыхали над головой что-то мяучит тонкими голосами.»

  4. «Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.

- Чего вы смеётесь, глупыши? – сказал я ребятам.

- Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро…

Снимайте живо все шапки, кричите: «До свидания!»


Что объединяет все эти произведения?

Вывод: мы в ответе за тех, кого приручили.

Раздел «Ребятам о зверятах»


Дети внимательно слушают отрывки произведений.

Называют произведение и его автора.



К. Ушинский «Бишка»



Рассказ мальчика «Находка» из старинного букваря для народных школ



Л. Толстой «Котёнок», быль






М. Пришвин «Ребята и утята»





Животные – не игрушки, а живые существа, о которых надо заботиться. Тогда они будут благодарны нам, будут для нас друзьями, нашими помощниками…

Выявление темы урока, постановка, задач урока

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами этого раздела.

На доске выставка книг. Что объединяет эти книги при внимательном просмотре? Правильно.

Итак, Чарушин писал рассказы о животных.

А чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку.

Кверху мордочку задрав,

Громко лает он: «Гав-гав!».

Каждый догадаться смог –

Это озорной…. (щенок)

Рассказ называется «Томка»

Посмотрите на картинку и скажите: «Какой он?»




Это книги о животных. Один автор.

Дети называют автора (Е. Чарушин)




Дети хором отвечают: «Щенок!»



Дети отвечают…


Открытие новых знаний

Давайте проверим наши предположения.

Я читаю текст, а вы с карандашом в руках следите по тексту и подчеркиваете непонятные для вас слова.


Понравился вам текст? Чем? Какие эмоции получили?

Назовите слова, смысл которых вам был непонятен.

Я хочу объяснить смысл ещё некоторых слов….




Дети работают с текстом


Отвечают на вопросы учителя

Физ. минутка



Работа с текстом во время чтения

Вам понравилось, как я читала?

Сейчас я хочу послушать вас, но к чтению нужно подготовиться.

1)Сделаем дыхательную гимнастику «Шаронадуватель»:

Ух, профессия моя – шаронадуватель!

Я вдыхаю глубоко…(глубокий вдох)

Выдыхаю смело….(выдох)

Разноцветные шары делаю умело!

Вот надую первый шар… (вдох, выдох, ещё сильнее вдох)

Вот надую шар второй…(вдох, выдох, ещё сильнее вдох)

А теперь и третий…. (вдох, выдох, ещё сильнее вдох)

Надуваю снова…(вдох, выдох, ещё сильнее вдох)

Молодцы!


2)В тексте вам встретятся трудные для прочтения слова, давайте потренируемся.


3) Итак, начинаем читать. Внимательно следите по тексту за читающим.


Да




Дети повторяют движения










Читают с доски сначала по слогам, а потом все быстрее



Читают текст, кого называет учитель

Физ.минутка

Человек – часть природы. Мы должны жить в гармонии с природой. Давайте почувствуем это. Слушайте и повторяйте движения.

Семечко упало в землю (сели на корточки, склонили голову, охватили голову руками) 
Тихо до весны спало. (ровно дышим – вдох и выдох, вдох и выдох) 
Встрепенулось и проснулось, (встрепенулись, «подрожали», подняли голову) 
Только солнышко взошло.

Потянулось: утро ль это? (потянули руки вверх, «к солнышку») 
И пошёл наверх росток (медленно встаем) 
Посмотреть на лучик света 
Воздуха вдохнуть глоток. (поднимаемся в полный рост, дышим ровно и глубоко)

Распустил листочки-ручки. 
Ах, прекрасное растенье! (раскинули руки в стороны) 

А потом бутон красивый 
Стал готовиться к раскрытью. (покачали головой, сделали наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад) 

Рос, крепчал, копил все силы – 
Ах!!! Открылся! Посмотрите! (резко вскинули руки вверх, встали на цыпочки)

И качает ветерок 
Первый луговой цветок! (раскачиваемся вправо, влево, улыбаемся!!!)



Работа с текстом после чтения

Кто главный герой рассказа? Как вы догадались?

(Родители с самого раннего детства прививали будущему писателю любовь к природе, учили наблюдать за природой. Дом был населен разными животными: поросятами, кроликами, разными птицами (их подбирали больными в лесу, лечили и отпускали)

Кого он искал? Найдите в тексте подтверждение вашим словам


Какой по мнению автора должна быть охотничья собака?

Сколько щенков увидел автор?

Давайте вспомним, какие были щенки?

В этом вам поможет иллюстрация на стр. …

Подумайте, почему автор выбрал для охоты именно Томку (так он его потом назвал)?


Автор, по местоимению – я






Щенка для охоты, читают соответствующее место в тексте

Толковой!!!

5

Описание щенков с помощью иллюстрации учебника и текста



Работа в парах

Итак, каким вам показался Томка? Чтобы вы чувствовали себя увереннее при ответе на этот вопрос, для вас на столе приготовлены листочки со словами.

Из перечисленных слов, выберите слова, характеризующие Томку: отважный, глупый,  озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный.





Зачитывают подчеркнутые слова, объясняют, почему выбрали именно это слово

Хоровое чтение слов

Продолжение работы с текстом после прочтения

Как вы думаете, а другие щенки могут быть где-нибудь полезны, когда вырастут?

А сейчас давайте вспомним все важные моменты рассказа.

Вам надо пронумеровать предложения в правильной последовательности:

1. У охотника я увидел пёсика

2. Щенки небольшие, только что научились ходить

3. Один щенок грыз деревяшку

4. И вот он стал нюхать и пошел к тому месту, куда я её спрятал

5. И стал растить помощника

Да, перечисляют



Коллективная работа

Итог урока
















Рефлексия

Какую же очень важную мысль хотел до нас донести писатель?



Е. Чарушин – писатель и художник. Он сам делал рисунки к своим рассказам.

В его рассказах мы видим человека, который знает и любит животных. И такие рассказы интересно читать.


Я вам открою секрет. У Чарушина несколько рассказов о приключениях Томки, этого забавного щенка. Если вам захотелось прочитать, вы можете взять такие рассказы в нашей школьной библиотеке.

Кому очень понравился Томка, вы можете к следующему уроку нарисовать его, каким он вам показался. И мы устроим выставку работ.


Приготовили кулачки. Будем раскрывать пальчики по очереди, если вы…

1)На уроке я работал активно!

2) Урок для меня был интересным и поучительным!

3) Я хочу продолжить знакомство с рассказами о животных!

4) Своей работой на уроке я доволен!

5) Мое настроение от урока отличное!


Похлопайте друг другу, если все получилось!

Спасибо за урок.



Собака – друг и помощник человека!

А мы в свою очередь должны тоже о них заботиться.

«Мы в ответе за тех, кого приручили!»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Е. Чарушин "Томка"

Автор: Бурлакова Наталия Африкановна

Дата: 26.12.2021

Номер свидетельства: 596229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок литературного чтения "Евгений Чарушин - детям" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-litieraturnogho-chtieniia-ievghienii-charushin-dietiam"
    ["file_id"] => string(6) "130356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415889499"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Е.Чарушин. Про Томку."
    ["seo_title"] => string(21) "e_charushin_pro_tomku"
    ["file_id"] => string(6) "570137"
    ["category_seo"] => string(9) "librarian"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610682298"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Презентация к уроку литературы 2 класс по теме "Художественные средства выразительности. Олицетворение. М.Ю, Лермонтов "Утёс". Николай Рерих "Стражи ночи""
    ["seo_title"] => string(170) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-2-klass-po-tiemie-khudozhiestviennyie-sriedstva-vyrazitiel-nosti-olitsietvorieniie-m-iu-liermontov-utios-nikolai-rierikh-strazhi-nochi"
    ["file_id"] => string(6) "254188"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447701359"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)"
    ["seo_title"] => string(67) "avtor_i_iegho_ghieroi_po_rasskazu_ie_i_charushina_tomka_ispughalsia"
    ["file_id"] => string(6) "373612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482769055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства