kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют разные возможности достичь цели урока. Пути достижения зависят как от предпочтений конкретного учителя, так и от особенностей класса, учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)»

Литературное чтение

Урок по теме

«Автор и его герой»

(по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)

Судовцева Евгения Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Существуют разные возможности достичь цели урока. Пути достижения зависят как от предпочтений конкретного учителя, так и от особенностей класса, учеников.

Цель урока:

продолжить знакомство с жан­ром рассказа (обнаружить юмо­ристический характер рассказа).

Задачи:

предметные

  • выявить отношение автора к герою; выявить жанровую при­надлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персо­нажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спе­цификой научного и художест­венного текстов; прививать лю­бовь к чтению;

метапредметные

  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в со­ответствии с заданием или проб­лемным вопросом, поставлен­ным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следст­венных связей, построения умо­заключений; формировать уме­ние планировать учебные дейст­вия в соответствии с поставлен­ной задачей; развивать этичес­кие чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и со­переживание чувствам других.

Оборудование: учебник «Литературное чте­ние. 1 класс» (авт. В.Ю. Свири­дова, ИД «Федоров», 2014), а также: портрет Е.И. Чаруши­на, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия); картинки с изображениями уче­ного и писателя, листки с напе­чатанными предложениями для работы в парах


1 класс

ХОД УРОКА


I. Актуализация знаний

Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы бы­ли учеными, писателями. Попробова­ли себя в этих ролях и дома. Давай­те вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о сво­их домашних питомцах. Тяжело или легко было вам?

Ответы детей.

Учитель: А как вы думаете, лег­ко ли быть ученым или писателем?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?

Возможные ответы детей: На­блюдательность, внимательность, си­ла воли, сосредоточенность, акку­ратность, терпение...

Учитель: Как вы считаете, эти ка­чества в большей степени присущи ученому или писателю?

Ответы детей.

Учитель: Значит, мы сегодня по­стараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с про­изведением Евгения Чарушина «Том­ка испугался».


Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы пока­зать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о жи­вотных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество са­мых разных животных: кошки, соба­ки, кролики, козлята, двадцать пев­чих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым кры­лом, раненые утки и тетерки, кото­рых Женя вместе с мамой лечили.

Учитель: Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Се­годня на уроке нам предстоит выяс­нить: кем стал Женя Чарушин - уче­ным или писателем?


  1. Работа по теме урока

Знакомство с произведением

Возможны два варианта:

  1. самостоятельное знакомство де­тей с произведением;

  2. чтение учителя.


Анализ произведения

Учитель: Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас на­строение? Почему?

Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете: это на­учный текст? Докажите свой ответ.

Возможные ответы детей: Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яр­кими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя - Томка. В тексте есть другие персонажи.

Учитель: Так кем стал Женя? Пи­сателем или ученым?

Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем.

Учитель: Какие названия живот­ных встретились в рассказе?

Дети: корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учи­тель демонстрирует картинки с изображением животных и их наз­вания на доске.)

Учитель: Кто из этих животных яв­ляется персонажем рассказа? А кто главным героем?

Дети (или учитель, если учени­ки испытывают затруднение): Ге­рой рассказа - Томка. Писатель рас­сматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испу­гаться машины или лошади.

Учитель: Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком мог­ла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Дети: Вспомнить содержание рас­сказа.

- Найти доказательство своего мнения в тексте.

Учитель: Совершенно верно. От­ветьте на вопросы, опираясь на текст.

Ответы детей.

Учитель: Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним?

Ответы детей.

Учитель: Почему в конце расска­за стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы за­кончить рассказ?

При затруднении можно предло­жить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой ока­залась встреча», «Вот такой урок по­лучил щенок», «Побежал - только пятки сверкали!», «Так Томка откры­вал этот прекрасный мир».

Учитель: Что еще вы можете ска­зать о рассказе?

Дети: Рассказ веселый, легко чи­тается, с юмором.



Физкультминутка

Учитель: Представьте, что вы - щенок Томка и выполняете его дей­ствия. Будьте внимательны, не по­падитесь в ловушки!

Увидел корову и побежал к ней.

Бежит загрызать корову.

Хвост кверху поднял.

Побежал потише.

Страшно стало ему.

Да как Томка замычит.

Нюхает.

Шевельнулась корова.

И побежал от коровы щенок.


Дети выполняют движения, изоб­ражая действия щенка.

Учитель: Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?



Анализ языковых средств рас­сказа

Учитель: Путешествие в тайны литературы продолжается. Подбери­те к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, ще­нок) подходящие слова-характерис­тики в рассказе.

В результате работы появятся ряды:

Корова - огромная, маленькая.

Воробей - малюсенький, неболь­шой.

Щенок - ... Кошка - ... Коза - ...

Учитель: Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили?

Дети: Корова названа и малень­кой, и огромной. И про щенка гово­рится, что он трусливый и смелый.

Учитель: Что за волшебство? Мо­жет, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь?

Ответы детей. Важно, чтобы учи­тель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном су­ществе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспри­нимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изоб­ражает в рассказе.

III. Домашнее задание

Прочитать другие рассказы пи­сателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мас­терство писателя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)

Автор: Судовцева Евгения Васильевна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства