kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения.Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения. Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца "Два брата"

Цель: развивать навыки аналитического чтения сказки, показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца.

Задачи по формированию результатов обучения: 

Личночтные результаты:  совершенствование духовно - нравственных качеств личности, формирование осознания ценности сказанного слова, поступка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения.Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата». »

Урок литературного чтения.

4 класс.

Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата».

Цель: развить навыки аналитического чтения сказки, показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца.

Задачи по формированию результатов обучения:

личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование осознания ценности сказанного слова, поступка;

метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа сказки;

предметные результаты:

- в познавательной сфере:

  • формирование умение анализировать произведение;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;

  • развитие навыка владения литературоведческой терминологией;

- в ценностно-ориентационной сфере:

  • формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;

  • определение нравственных ценностей;

  • понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;

- в коммуникативной сфере:

  • осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;

- в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Используемые технологии:

технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (преподавание литературы, как предмета формирующего личность), проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).

Методические приемы:

рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование:

персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);

портрет Е. Шварца;

книжная выставка: верхняя полка выставки - О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата»;

нижняя полка выставки - Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев».


На доске высказывания Евгения Шварца:

« Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»;

« Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Ход урока:

I. Организационный момент. Улыбнулись гостям, улыбнитесь друг другу.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения (рассматривание книг на книжной выставке).

II. Введение в тему урока.

1) Беседа по вопросам.

- Разные авторы на книжной выставке, знакомые названия книг. Что объединяет эти произведения?

- Какая особенность сказочного повествования?

- Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

2) Слово учителя (обобщение высказываний учащихся).

Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремится исправить то зло, которое он сделал.

Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.

Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров - сказка.

Как сказал Е. Шварц, «сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».

Догадайтесь, какова тема нашего урока – обобщения?

Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».


Сегодня заключительный урок по сказке Е.Шварца “Два брата”. На предыдущих уроках вы познакомились с содержанием сказки, ее структурой.



Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Сегодня наша задача на уроке - подробно проанализировать некоторые эпизоды сказки и составить характеристики главных ее персонажей с целью более глубоко проникнуть в содержание и понять поступки ее главных героев (персонажей). И, как итог нашей работы, будет ответ на вопрос:

Какова жизненная мудрость этой сказки?

Чтобы работа была плодотворной, будьте активны и не стесняйтесь высказывать свое мнение

Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

III. Работа по тексту сказки (беседа по вопросам, анализ прочитанного, выборочное выразительное чтение).

Отправимся в добрый путь с героями сказки Евгения Шварца «Два брата». Попробуем услышать голос автора, что же он хотел нам «сказать во всю силу», попробуем «воспитать свои мысли» и поступки.


Викторина (групповая работа)

-Первая группа какие у вас результаты?

-Послушаем вторую группу.


- А что мы узнали о семье лесничего? Что его огорчает?

- Докажите прочитав.

- Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда...

- Что произошло?

- Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, обращается внимание на глаголы совершенного вида, которые показывают стремительность действия: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

- Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (чтение текста).

И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит длинный путь, выдержать сложное испытание.

- О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, чувство жалости к нему, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как.. – все это передает переживания Старшего брата)

- Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат?

Каким видим Прадедушку Мороза? ( чтение отрывков: внимание на пейзаж, портрет Прадедушки Мороза, его речь). Через пейзаж, портрет, речь героя автор рисует мир Прадедушки Мороза – это мир холода, покоя, мир бездушный, без чувств и эмоций.

- Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).

- Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?

- Старший находит Младшего (анализ портрета Младшего, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился») – это кульминация в развитии повествования.

- Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от сердца Старшего, его любовь к брату, осознание своей вины.

- Анализ эпизода возвращения. Забыли ли их дома? Какое чудо произошло? (портрет отца – седина исчезла).

В какой длинный путь Старший отправился ради Младшего!

Но только ли ради него?

Конечно, еще и ради себя, своей семьи.

- Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему? В чем мудрость сказки?


Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.



Литературный диктант(парная работа)

-Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос),белая (печь), черный(огонь),седая (борода),дубовая (дверь), живой(лес), весеннее(солнышко),березовый(клей).

Разноуровневые задания.

Ответы будете отмечать в карте успеха. Вопросы разделены на три группы: А, В, С  в зависимости от их сложности. 

Чтобы получить оценку  «4» надо ответить на вопросы групп А и В. Чтобы получить «5»- на все три группы вопросов.

а. 

Подумайте и напишите в карте успеха, какую оценку хотели бы вы получить за задания. В конце сравним полученный результат с предполагаемым.

 

Карта успеха.

Ф.И.________________________

Желаемая оценка:____

      Задания

      1 2

 4       3  

      5

А

 

 

     

В

 

 

 

С

 

 

 

 

                                          Вопросы А

1. Как зовут героев сказки? (_________________________________________________________)

2. Сколько лет было каждому из сыновей? (________________________________________________________________)

3. Зачем уехали родители в город?(__________________________________________________________)

4. Как называлась книжка, которую читал Старший? (_______________________________________________________________)

5. Какими словами Старший гнал от себя Младшего? (_________________________________________________________________)

 

                                           Вопросы В

1.Что вы узнали о семье лесничего? Что его огорчает? (____________________________________________________)

2. Почему родители решили сами ехать в город?

3. Почему Старший гнал от себя Младшего?

4. Как показано переживание Старшего, когда он вспомнил о Младшем?

5. Как поступил отец, узнав о случившемся? 

                                                Вопрос С

1. Заставила ли вас «поумнеть» сказка?

Письменный ответ.




 

Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся. 

А теперь давайте проверим ваши карточки успеха, сравним ваши предварительные оценки с теми, которые вы получили в действительности. Совпали ли они и насколько?

Домашнее задание.

1.Письменный ответ на вопрос: Почему же не всегда «исчезает седина»?

2.Кратко перескажите содержание.

3. Подобрать пословицы о семье

  Стадия «Рефлексия»


- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

- Молодцы.


Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…



IV. Итог урока.

А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Как вы относитесь к поступку Старшего?  Почему?

Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения.Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата».

Автор: Шайхлисламова Лена Савировна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства