умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа сказки;
предметные результаты:
- в познавательной сфере:
формирование умение анализировать произведение;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;
развитие навыка владения литературоведческой терминологией;
- в ценностно-ориентационной сфере:
формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;
определение нравственных ценностей;
понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;
умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;
- в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Используемые технологии:
технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (преподавание литературы, как предмета формирующего личность), проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).
Методические приемы:
рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование:
персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);
портрет Е. Шварца;
книжная выставка: верхняя полка выставки - О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата»;
нижняя полка выставки - Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев».
На доске высказывания Евгения Шварца:
« Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»;
« Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
Ход урока:
I. Организационный момент. Улыбнулись гостям, улыбнитесь друг другу.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения (рассматривание книг на книжной выставке).
II. Введение в тему урока.
1) Беседа по вопросам.
- Разные авторы на книжной выставке, знакомые названия книг. Что объединяет эти произведения?
- Какая особенность сказочного повествования?
- Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
2) Слово учителя (обобщение высказываний учащихся).
Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремится исправить то зло, которое он сделал.
Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.
Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров - сказка.
Как сказал Е. Шварц, «сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».
Догадайтесь, какова тема нашего урока – обобщения?
Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».
Сегодня заключительный урок по сказке Е.Шварца “Два брата”. На предыдущих уроках вы познакомились с содержанием сказки, ее структурой.
Какие цели поставим на сегодняшний урок?
Сегодня наша задача на уроке - подробно проанализировать некоторые эпизоды сказки и составить характеристики главных ее персонажей с целью более глубоко проникнуть в содержание и понять поступки ее главных героев (персонажей). И, как итог нашей работы, будет ответ на вопрос:
Какова жизненная мудрость этой сказки?
Чтобы работа была плодотворной, будьте активны и не стесняйтесь высказывать свое мнение
Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
III. Работа по тексту сказки (беседа по вопросам, анализ прочитанного, выборочное выразительное чтение).
Отправимся в добрый путь с героями сказки Евгения Шварца «Два брата». Попробуем услышать голос автора, что же он хотел нам «сказать во всю силу», попробуем «воспитать свои мысли» и поступки.
Викторина (групповая работа)
-Первая группа какие у вас результаты?
-Послушаем вторую группу.
- А что мы узнали о семье лесничего? Что его огорчает?
- Докажите прочитав.
- Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда...
- Что произошло?
- Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, обращается внимание на глаголы совершенного вида, которые показывают стремительность действия: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)
- Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (чтение текста).
И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит длинный путь, выдержать сложное испытание.
- О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, чувство жалости к нему, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как.. – все это передает переживания Старшего брата)
- Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат?
Каким видим Прадедушку Мороза? ( чтение отрывков: внимание на пейзаж, портрет Прадедушки Мороза, его речь). Через пейзаж, портрет, речь героя автор рисует мир Прадедушки Мороза – это мир холода, покоя, мир бездушный, без чувств и эмоций.
- Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).
- Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?
- Старший находит Младшего (анализ портрета Младшего, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился») – это кульминация в развитии повествования.
- Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от сердца Старшего, его любовь к брату, осознание своей вины.
- Анализ эпизода возвращения. Забыли ли их дома? Какое чудо произошло? (портрет отца – седина исчезла).
В какой длинный путь Старший отправился ради Младшего!
Но только ли ради него?
Конечно, еще и ради себя,своей семьи.
- Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему? В чем мудрость сказки?
Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.
Литературный диктант(парная работа)
-Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос),белая (печь), черный(огонь),седая (борода),дубовая (дверь), живой(лес), весеннее(солнышко),березовый(клей).
Разноуровневые задания.
Ответы будете отмечать в карте успеха. Вопросы разделены на три группы: А, В, С в зависимости от их сложности.
Чтобы получить оценку «4» надо ответить на вопросы групп А и В. Чтобы получить «5»- на все три группы вопросов.
а.
Подумайте и напишите в карте успеха, какую оценку хотели бы вы получить за задания. В конце сравним полученный результат с предполагаемым.
Карта успеха.
Ф.И.________________________
Желаемая оценка:____
Задания
1 2
4 3
5
А
В
С
Вопросы А
1. Как зовут героев сказки? (_________________________________________________________)
2. Сколько лет было каждому из сыновей? (________________________________________________________________)
3. Зачем уехали родители в город?(__________________________________________________________)
4. Как называлась книжка, которую читал Старший? (_______________________________________________________________)
5. Какими словами Старший гнал от себя Младшего? (_________________________________________________________________)
Вопросы В
1.Что вы узнали о семье лесничего? Что его огорчает? (____________________________________________________)
2. Почему родители решили сами ехать в город?
3. Почему Старший гнал от себя Младшего?
4. Как показано переживание Старшего, когда он вспомнил о Младшем?
5. Как поступил отец, узнав о случившемся?
Вопрос С
1. Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
Письменный ответ.
Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.
А теперь давайте проверим ваши карточки успеха, сравним ваши предварительные оценки с теми, которые вы получили в действительности. Совпали ли они и насколько?
Домашнее задание.
1.Письменный ответ на вопрос: Почему же не всегда «исчезает седина»?
2.Кратко перескажите содержание.
3. Подобрать пословицы о семье
Стадия «Рефлексия»
- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?
- Молодцы.
Закончи фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
IV. Итог урока.
А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Как вы относитесь к поступку Старшего? Почему?
Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам.