Организационный этап.
Подготовка к основному Этапу занятия (мотивирующий этап) Подготовка к основному этапу занятия
Усвоение новых знаний и способов действий Первичная проверка понимания
Закрепление знаний и способов действий
Подведение итогов занятия
Информация о домашнем задании
| - Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
Ребята посмотрите пожалуйста на этот знак (знак свастика) - Да, вы правильно сказали, что свастика в 20 веке получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией. Но не все знают, что у свастики как символа, много значений, у древних славян она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия. Гимн свастике Древний символ Руси Родовой оберег. Людям счастье несешь, Ты не год и не век. Опорочен врагом Им посажен на шест, Обрубив рукава Получается крест - Ничего! Он не скажет тебе О славянких мирах, Их богах и судьбе, Отсекается память Эгрегор родной! Вот уж все позабыв Служишь силе чужой, Но поднимешься вновь Вспомнишь веру свою, Время свастик придет!
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. Посмотрите, что объединяет все эти предметы (полотенце с орнаментом салфетки и предметы быта). Правильно, конечно это орнамент, знаки на предметах.
Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами. знаков.
Итак, символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.
Ребята попробуйте сформулировать тему урока.
Конечно, мы с вами рассмотрим знаки и их значения в символике древних славян и тема нашего урока «Древние образы в народном искусстве». Будем рассматривать, наблюдать, анализировать, творить. Верю, что каждого ученика ждет успех. Презентация «Древние образы в народном искусстве» Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян. Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства. И украшал вещи, которые его окружали в быту. Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю. Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Символ солнца Солярный образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Образ земли А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. Символы воды. Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией) Волнистая горизонтальная линия – вода Волнистая вертикальная линия – дождь. В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Следующий образ – образ матери-земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Образ коня. Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце. В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков. Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба. Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи. Образ птицы. В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков. Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу. Древо жизни В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Вопросы для повторения: Назовите древний солярный образ. Расшифруйте понятие ДПИ. Какой древний образ отгонял зиму и приносил людям весну. Кто такая Макошь, и что она олицетворяла в древних образах? Что означал образ коня на крыше избы?
Подготовка к творческой работе. Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве. Нарисуйте тарелку на альбомном листе используя древние символы изученные сегодня на уроке: С симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками); С ритмическим повтором одного или двух образов. Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия. Выставка работ на доске.
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.
Итог урока Покажите (с помощью большого пальца - ) какое у вас настроение? - Спасибо за урок! Учитель выставляет оценки за урок | Проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Осознанно слушают и отвечают на вопросы Задачи, которые предстоит решить на уроке Формируют тему и цель урока Просмотр презентации, ребята осознанно слушают Учащиеся отвечают на вопросы Ученики рисуют контур по шаблону, и расписывают тарелку, Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Показывают | Познавательные: -действие смыслообразования; - становление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные -формирование логических действий Регулятивные -целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные -умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Коммуникативные: -умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ; -осваивать культуру общения, слушать товарища. Познавательные: -постановка и решение проблемы. Личностные -учиться понимать точку зрения другого. Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -осваивать культуру общения, слушать товарища. Личностные глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Регулятивные -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию -умение осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы
Познавательные -умение структурировать знания оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные -волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |