kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Древние образы в народном искусстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине  к ее истокам; привитие интереса и бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в символах отдалённого прошлого; познакомить учащихся с традиционными образами и символами в народном искусстве.

Основные термины, понятия

Свастика, (мать-земля  макошь,  древо жизни,  образ коня, образ птицы, солнечные знаки, водяные знаки, знак земли)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Древние образы в народном искусстве».»

«Древние образы в народном искусстве».


Технологическая карта урока

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

4

Тип урока

комбинированный урок

Методы

словесный, наглядно-демонстрационный

Формы проведения

Фронтальная, индивидуальная

Тема урока

Древние образы в народном искусстве

Цель урока

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине к ее истокам; привитие интереса и бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в символах отдалённого прошлого; познакомить учащихся с традиционными образами и символами в народном искусстве.

Основные термины, понятия

Свастика, (мать-земля макошь, древо жизни, образ коня, образ птицы, солнечные знаки, водяные знаки, знак земли)


Планируемый результат



Личностные

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности



Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).



Предметные

Уметь сравнивать, оценивать форму, распознавать солярные знаки;

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на презентационный материал;

осваивать характерные элементы народного орнамента (символы) и особенности цветового решения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская, Таблицы с мотивами символов, предметы быта с солярными знаками. Мультимедийная презентация.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организационный этап.


















Подготовка к основному

Этапу занятия (мотивирующий этап)











































Подготовка к основному этапу занятия














Усвоение новых знаний и способов действий


















































































Первичная проверка понимания











Закрепление знаний и способов действий























Подведение итогов занятия





Информация о домашнем задании










- Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
























Ребята посмотрите пожалуйста на этот знак (знак свастика)

- Да, вы правильно сказали, что свастика в 20 веке получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией. Но не все знают, что у свастики как символа, много значений, у древних славян она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия.

Гимн свастике

Древний символ Руси

Родовой оберег.

Людям счастье несешь,

Ты не год и не век.

Опорочен врагом

Им посажен на шест,

Обрубив рукава

Получается крест - Ничего!

Он не скажет тебе

О славянких мирах,

Их богах и судьбе,

Отсекается память

Эгрегор родной!

Вот уж все позабыв

Служишь силе чужой,

Но поднимешься вновь

Вспомнишь веру свою,

Время свастик придет!



Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. Посмотрите, что объединяет все эти предметы (полотенце с орнаментом салфетки и предметы быта).

Правильно, конечно это орнамент, знаки на предметах.



Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами. знаков. 


Итак, символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.



Ребята попробуйте сформулировать тему урока.



Конечно, мы с вами рассмотрим знаки и их значения в символике древних славян и тема нашего урока «Древние образы в народном искусстве».

Будем рассматривать, наблюдать, анализировать, творить. Верю, что каждого ученика ждет успех.




Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства. И украшал вещи, которые его окружали в быту. Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю.

Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Символ солнца

Солярный образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Образ земли

А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Символы воды.

Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Древо жизни

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.


Вопросы для повторения:

  1. Назовите древний солярный образ.

  2. Расшифруйте понятие ДПИ.

  3. Какой древний образ отгонял зиму и приносил людям весну.

  4. Кто такая Макошь, и что она олицетворяла в древних образах?

  5. Что означал образ коня на крыше избы?





Подготовка к творческой работе.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

Нарисуйте тарелку на альбомном листе используя древние символы изученные сегодня на уроке:

  1. С симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);

  2. С ритмическим повтором одного или двух образов.

Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.

Выставка работ на доске.



Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.



Домашнее задание:

Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.



Итог урока

Покажите (с помощью большого пальца - ) какое у вас настроение?

- Спасибо за урок!

Учитель выставляет оценки за урок

Проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.











Осознанно слушают и отвечают на вопросы





































Задачи, которые предстоит решить на уроке














Формируют тему и цель урока









Просмотр презентации, ребята осознанно слушают

































































































Учащиеся отвечают на вопросы









Ученики рисуют контур по шаблону, и расписывают тарелку,

















Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.













Показывают



Познавательные:

-действие смыслообразования;

- становление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Познавательные

-формирование логических действий

Регулятивные

-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

-умение сотрудничать в совместном решении проблемы.
































Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

-осваивать культуру общения, слушать товарища.


Познавательные:

-постановка и решение проблемы.


Личностные

-учиться понимать точку зрения другого.






































































































Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-осваивать культуру общения, слушать товарища.

Личностные

глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Регулятивные

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

-умение осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы





Познавательные

-умение структурировать знания оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные

-волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Древние образы в народном искусстве».

Автор: Конина Мария Валерьевна

Дата: 07.04.2019

Номер свидетельства: 506361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Карточки. Древние образы в народном искусстве "
    ["seo_title"] => string(48) "kartochki-drievniie-obrazy-v-narodnom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "138251"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417519528"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "ПРАГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО" ДЛЯ 5-х КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(86) "pragramma-fakul-tativnogo-kursa-diekorativnoie-prikladnoie-iskusstvo-dlia-5-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "130908"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416034104"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Древние образы в народном искусстве "
    ["seo_title"] => string(38) "drievniie-obrazy-v-narodnom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "111139"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407136929"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Ты сам мастер. "
    ["seo_title"] => string(14) "ty-sam-mastier"
    ["file_id"] => string(6) "108628"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403784975"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства