Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
Методы обучения: наглядный, словесный, применение ИКТ.
Формирование УУД:
Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение;
Личностные действия: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами
Регулятивные действия: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные действия: анализ произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста;
Коммуникативные действия: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре, группе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
Методы обучения: наглядный, словесный, применение ИКТ.
Формирование УУД:
Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение;
Личностные действия: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами
Регулятивные действия: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные действия: анализ произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста;
Коммуникативные действия: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре, группе
Форма организации урока: традиционная
Формы организации работы в классе: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: Литературное чтение 4 класс В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка», аудиозапись, презентация, карточки для парной работы, карточки со словарными словами для групповой работы, тест по рассказу «Главные реки» для самостоятельной работы, фонограмма мелодии Ф. Шопена для физминутки;
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
Создаёт эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность обучающихся к уроку
Слайд 1
Снег летает и сверкает
В золотом сеянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Настраиваются на работу на уроке
Личностные:
- понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться
Актуализация знаний
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
Читает библиографические сведения о писателе
- Я хочу начать наш урок с рассказа о человеке, который, как мне кажется, прожил несколько жизней. Он был и токарем, и шорником, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у него родился сын Денис, он стал писателем. Когда читаешь его рассказы. Понимаешь, что писатель просто влюблен в своих героев. Он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но эта шутка добрая, с любовью к ним.
Побуждает к высказыванию своего мнения
- Кто может сказать, о каком писателе я говорю? (о Викторе Драгунском)
Слайд 2
Слушают учителя
Высказывают свои предположения
Познавательные:
- извлечение необходимой информации из прослушанного текста
Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Речевая разминка
Цель: подготовиться к чтению произведения.
- Сегодня мы продолжим путешествие, которое начали на прошлом уроке.
- Но к путешествию нужно подготовиться.
- Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к чтению вслух. Слайд 3
Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
- Что перед вами? (чистоговорка, скороговорка)
- Прочитайте чистоговорку все вместе.
Читают текст на доске
Определяют жанр произведения,
читают
Познавательные:
- понимание текста, извлечение необходимой информации
Проверка домашнего задания
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
Побуждает к высказыванию своего мнения
- Кого можно назвать товарищем? (человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружескирасположенный к кому-нибудь (Ожегов)) Слайд 3
- Подберите к слову «товарищ» слово-синоним. (друг)
- А какие произведения о детях вы читали?
- С каким произведением В.Ю. Драгунского мы познакомились на прошлом уроке? («Главные реки»)
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Докажите это (есть повествование, небольшой объем, небольшое кол-во героев, описывается один эпизод, из серии «Денискины рассказы»)
Контролирует выполнение работы
-Давайте посмотрим, внимательно ли вы читали дома рассказ «Главные реки». Выполните тестовое задание
1. Герою рассказа шёл:
а) восьмой год
б) девятый год
в) десятый год
2.Что мальчик делал вместо уроков?
а) играл в футбол
б) катался на велосипеде
в) запускал змея
3) Как долго Денис тренировался быстро одеваться?
а) всё лето
б) пол-лета
в) целый месяц
4) Стихи какого поэта нужно было выучить?
а) Некрасова
б) Пушкина
в) Бунина
5) Когда Дениске стало худо, то у него даже:
а) заболела голова
б) заболел живот
в) заболело сердце
Организует проверку выполнения теста
(самопроверка, самооценка) Слайд 4
- Прочитайте диалог учителя и Дениски, передавая голосом настроение главных героев (без слов автора).
- Какой урок преподнёс нам автор?
Отвечают на вопросы учителя
Называют и признаки рассказа
Выполняют тест
Осуществляют самопроверку, самооценку
Читают диалог
Высказывают свое мнение
Познавательные:
- структурирование знаний
Регулятивные:
- контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Постановка темы и цели урока
Цель: определить тему и задачи урока
- Хотите ли вы ещё раз встретиться с героями В. Драгунского?
- Ваша задача отгадать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Слайд 7
ЧТ Л Б Т М Ш К .
Что любит Мишка – тема нашего урока.
- Сформулируйте задачи урока, используя глаголы Слайд 8
ПРОДОЛЖИТЬ (знакомство с жизнью и творчеством В. Драгунского)
УЧИТЬСЯ (правильно и выразительно читать произведение и анализировать его)
ВОСПИТЫВАТЬ (любовь к чтению)
Анализируют
Высказывают свои предположения
Формулируют задачи урока
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные:
- целеполагание
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Работа по теме урока
Работа с текстом до чтения
Цель:
– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви)
– Откройте учебники на стр. 24-25 Послушайте отрывок из рассказа и попытайтесь определить главных героев.
Прослушиваниеаудиозаписи
- Назовите главных героев? (Мишка, Дениска, Борис Сергеевич)
– Что вы узнали из отрывка о мальчиках? (приятели, одноклассники, друзья)
- Вы услышали, что любит Дениска? Назовите. Подтвердите чтением.
- Как об этом сказал Борис Сергеевич? (Целый мир)
- Что вы можете сказать о Дениске? Какой он?
- Что любит Борис Сергеевич? Докажите словами из текста (музыку)
Высказывают свои предположения
Слушают отрывок из произведения
Отвечают на вопросы учителя
Находят и зачитывают выборочно текст
Познавательные:
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- извлечение из текста необходимой информации
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Физминутка
- Сейчас я вам предлагаю послушать музыку великого польского композитора ФредерикаШопена Слайд 9 и ответить на вопрос: почему именно эту музыку очень любит Борис Сергеевич? Сядьте поудобнее, расслабьтесь
- Найдите в тексте, как учитель сам ответил на вопрос. (Шопен – великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете)
- Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?
- Как вы думаете, а что любит Мишка?
- А как нам убедиться, что верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать рассказ)
.
- Во время чтения вам встретились незнакомые слова. Прочитайте их. Постарайтесь объяснить лексическое значение этих слов (обсуждение в группах)
- достижение договоренностей и согласование общего решения
Рефлексия
– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.
Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…
Читая произведения, я испытывал…
Особенно меня тронуло…
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Познавательные:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Домашнее задание
1.Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку
2. Прочитайте рассказ и придумайте продолжение.
Музыку
Общительный
Обидчивый
Вежливый
Весёлый
Ленивый
Добрый
Честный
Смелый
Грустный Скучающий
Добродушный
Любознательный
Дениска
Мишка
Игорь Сергеевич
Приложение 1
Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:
— О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?
Я спросил:
— Это вы что играли, Борис Сергеевич? Он ответил:
— Это Шопен. Я его очень люблю.
Я сказал:
— Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.
Он сказал:
— Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».
Я сказал:
— Каким же? Словом-то?
Он серьезно и ясно ответил:
— Му-зы-ка. Шопен — великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.
Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
— Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
Я ответил:
— Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:
— Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка — любишь как много! Целый мир.
Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
— А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!
Борис Сергеевич рассмеялся:
— Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?