Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за страну, которая стала первой в освоении космоса, космонавтов.
Оборудование:
ноутбук, экран и проектор для показа презентации;
открытки с изображением на тему космос;
картинки для раскрашивания и цветные карандаши;
мелкие геометрические фигуры из картона;
мелкие предметы для конкурса;
звездочки, веревка, нитки, ножницы и шарф;
два стула.
Ход праздника-мероприятия:
- Ребята, давайте с вами вспомним, что такое космос?(приложение 4) Космос всегда манил человечество своей красотой и недоступностью. Сначала люди пытались подняться в небо на крыльях, потом начали сооружать самолеты, ракеты. Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.
Эти два человека положили начало освоению космоса.
А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (портрет). А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов.
В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.
- А вы знаете, кто самым первым отправился в космос? (ответы детей) Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. К сожалению, Лайка не смогла вернуться на Землю, но она так помогла развитию космонавтики, что в Москве ей поставили памятник.
Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились.
И вот в 1961 году случилось событие мирового масштаба – в космосе побывал первый человек. Кто он? (ответы детей)
- Конечно же, Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земли за 108 минут. Он был первым, поэтому его называют пионером космоса. После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время изменилось в космонавтике многое: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.
Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовиться к полету. В космосе работают мужественные люди, герои!
- Как вы думаете, какие качества нужны космонавтам?(ответы детей)
Космонавт в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой, должен иметь безупречное здоровье. Космонавту надо быть уравновешенным, не поддаваться страхам и эмоциям. Уметь работать в команде, быть дружелюбным, смелым, мужественным, ответственным, а еще находчивым, любознательным, образованным, сообразительным, добрым и сильным.
- Сейчас мы с вами проведем предполетную подготовку и проверим, готовы ли вы к полету в космос. Чтобы в космос слетать, нужно многое знать! Сейчас я проверю, что вы знаете о космосе.
Задание 1: «Деление на команды»
(приложение 1 и приложение 1.1)
В общем конверте лежат разрезанные открытки с изображением космонавта на красном фоне и ракеты на синем фоне. Дети достают из конверта по фрагменту открытки и встают в разные линии соответственно цветам фона. Далее собирают эти открытки по фрагментам. Та команда, которая быстрее собрала открытку - 1 звездочку.
- Молодцы ребята с заданием справились.
Задание 2: «Отгадайте загадки»
(за каждый правильный ответ 1 звездочку) 1. В небе виден жёлтый круг и лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже учёный – Знаю, то – не круг, а шар, Сильно раскалённый. (Солнце). 2. Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своём скафандре Он из космоса глядит. (Космонавт). 3. В космосе нет сковородки, И кастрюли тоже нет. Тут и каша, и селёдка, И борщи, и винегрет – Расфасованы, как крем! Космонавтом буду. Из чего-то я поем, Вовсе без посуды. (Из тюбиков). 4. В синем небе огонёк Всё внимание привлёк, Он вокруг земли летает, Нам приветы посылает. (Спутник).
-Все загадки отгадали, теперь предлагаю вам стать веселыми авиаторами.
Задание 3: « Веселые авиаторы»
В двух метрах от каждой команды ставят стул. По сигналу ведущего ребята один за другим бегут к стулу, садятся на него и вместе со стулом поворачиваются на 360 градусов, стараясь поставить стул на прежнее место.
(та команда которая первая справилась с заданием 1 звездочку)
- И с этим заданием справились, молодцы! А теперь ребята я предлагаю вам попасть в невесомость.
Задание 4 : «Невесомость»
Две команды встают напротив друг друга. По команде ведущего встают на одну ногу. Кто не удержал равновесие и встал на две ноги – выбывает. Выигрывает та команда в которой остался человек дольше всех продержавшийся стоя на одной ноге.
(победившей команде 1 звездочку)
- И в невесомости вы тоже справились с заданием. А теперь, ребята, проверим как вы умеете конструировать.
Задание 5: «Конструирование»
Построить из геометрических фигур ракету. Выигрывает та команда, у которой получилась ракета больше и ушло больше деталей на ее построение.
(победителю 1 звездочку)
-Хорошо справились с заданием. А теперь отправляемся в кресло космонавта.
Задание 6: «Кресло космонавта»
Из команды выбирают по одному человеку, он садиться на стул. Вокруг стула разбросаны мелкие предметы, которые нужно собрать не вставая со стула. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.
- Физическую подготовку проверили, а сейчас проверим ваши знания о космосе.
Задание 7: «Знания»
(за каждый правильный ответ 1 звездочку)
1.В каком году и какого числа в космосе побывал человек?
2.Кто он?
3.Как назывался его корабль?
4.Какое животное впервые побывало в космосе?
5.Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса?
Задание 8: Вопросы
1. Как называется костюм у космонавта? (Скафандр.)
2. Как называется место старта космического корабля? (Космодром.)
3. Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость.)
4. Какой самый быстрый вид транспорта? (Ракета.)
Игра «А ну, сообрази!»
Можно устроить литературное соревнование на воображение и фантазию - у кого они лучше развиты? Дайте детям следующие задания.
1. Представьте, что вы - космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас поразил необычный пейзаж. Попробуйте описать то, что увидит ваш взгляд на новой планете. Для примера можно прочитать детям отрывок из какого-нибудь фантастического рассказа, например, писателя РэяБрэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс:
«Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озерах трав... И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двенадцать тысяч лет, точно забытые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер».
2. Представьте, что, приземлившись на незнакомой планете, вы встретились с ее обитателями. По их повадкам видно, что они дружелюбно настроены, только не понимают вашего языка. Как вы попытаетесь с ними объясниться? Попробуйте сделать это мимикой, жестами или еще какими-нибудь способами.
- Ребята все вы хорошо прошли испытания, доказали, что многое знаете и умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу. Пусть пока наша подготовка была не настоящей, но, может быть, когда-нибудь, кто-то из вас станет космонавтом. И в заключении нашей игры хочу прочитать вам слова Ю.А.Гагарина «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»