- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | - Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!» | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу. | УУД Коммуникативные УУД настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи; 2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; 3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
| На доске записаны слова: – Прочитайте записанные на доске слова: Б…жит, тр…ва, кр…чат, з…леная, ст…кло, св…стит, цв…ты, прозрачное, ж…вые. - Какое задание предложим для этих слов? – Распределите слова в два столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй глаголы. - Обозначьте изученные орфограммы. Проверка: Оцените свою работу у доски. - Кто допустил ошибки? Исправьте. – Что обозначают слова первого столбика? – На какие вопросы они отвечают? – Что обозначают слова второго столбика? – На какие вопросы они отвечают? - Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик? - Что они обозначают? | Дети читают слова 2 человека работают у доски, остальные – в тетради. 1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек. Предмет Кто? Что? Действия предмета Что делает?... зеленая, прозрачное, живые Признак предмета | Познавательные УУД Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.
Познавательные УУД Расширение кругозора |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности
Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи. | Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока. Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.) | Тема: слова-признаки предметов. Как называются слова? На какие вопросы отвечают? Что они обозначают? Какую роль в нашей речи играют? | Регулятивные УУД Определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их. |
4. . Открытие новых знаний. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания.
| –Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов. - На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки. Проверка Сверяем с эталоном на доске. - На какой вопрос отвечают слова-признаки? - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи. Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки. - Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном. Просмотр презентации: (доска) - Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте. Где мы можем проверить наш вывод? - На какой вопрос осталось получить ответ? Исследование данной проблемы. Работа по теме - Возьмите карточку 2. - Прочитайте текст №1. 1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. 2. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - О чем этот текст? - Нравится ли он вам? -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать? - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения? - Распространите предложения. - А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его. - Сравним два текста. - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных? - Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи? А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег? - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге? - Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией. | Работа в парах на карточках. Трава (…………….?) зелёная. Стекло (……………?) прозрачное Цветы (……………..?) живые. Отвечают на вопросы какой? Какая? какое? Имя прилагательное. Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. Работают с правилом, с. 86. Какую роль играют в речи имена прилагательные? (О весне) Добавить слов, распространить предложения. Прилагательные. Дети составляют предложения. Нет. (Наличие прилагательных) Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Тает последний снег. Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. | Познавательные УУД Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов. Метапредметные УУД: Окружаю-щий мир Коммуникативные УУД: Умение высказывать своё мнение и отстаивать его |
5.Физкультминутка Цель: предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. | Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс. | САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ | Коммуникативные УУД использо-вать упражнения для снятия усталости. |
Первичное закрепление Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.
| - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. - Давайте, поиграем. Отгадайте кто это? 1) Игра. Отгадай кто это? (Учебник стр. 86 упр. 148) (Какой?) Лёгкий, белый, пушистый … (Какая?)Спелая, сладкая, душистая… (Какое?) Весеннее, яркое, лучистое, тёплое … . (Какие?) Добрые, вежливые, правдивые … . 2) Работа в группах. На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка. Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер. Проверка
- Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные? У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. - О чём в нём говорится? - Так с какой частью речи дружат имена прилагательные? « Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.
| снег малина солнце ребята Работа в группах. Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные 1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой) 2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое) 3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая) Имя существительное. речь идёт об именах прилагательных с существительными | Познавательные УУД Ориентиро-ваться в системе знаний. Коммуникативные УУД:уметь слушать мнение другого,отстаивать свое мнение. Метапредметные УУД: Знание русских сказок и их содержания,устно народное творчество. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте. | Работа с рабочей тетрадью стр.42 упр.90 - Прочитайте текст. Вставить пропущенные прилагательные. Проверка: - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. (Смайлик) |
Работают самостоятельно. Взаимопроверка. | Личностные УУД: Воспитание положитель-ных качеств, полезных привычек и норм поведения. Метапредметные УУД: Устное народное творчество и пословицы русского народа. |
6.Рефлексия Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость, 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 3) наметить направления будущей учебной деятельности; 7.Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний учащихся. | - Какую тему изучали сегодня? Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили. На все ли вопросы ответили? Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них. - Кому что-то осталось непонятным? - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках? 1) Учебник стр.86-87 упр.150 2) выучить правило, с.46. |
Повторяют вопросам.
| Регулятивные УУД: саморегуляция, рефлексив-ный опыт |
1.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
2.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
3.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
4.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
5.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
6.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
7.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
8.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
9.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
10.Трава (…………….?) зелёная.
Цветы (……………..?) живые.
Наступила весна.
Тает снег.
Журчат ручьи.
Светит солнце.
Летят птицы.
Наступила ранняя весна.
Тает последний снег.
Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце.
Летят голосистые птицы.
Наступила весна.
Тает снег.
Журчат ручьи.
Светит солнце.
Летят птицы.
Наступила ранняя весна.
Тает последний снег.
Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце.
Летят голосистые птицы.
Наступила весна.
Тает снег.
Журчат ручьи.
Светит солнце.
Летят птицы.
Наступила ранняя весна.
Тает последний снег.
Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце.
Летят голосистые птицы.