kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Что такое склонение имен существительных?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь моя разработка пригодится многим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Что такое склонение имен существительных?"»

26.02.2020г. РУССКИЙ ЯЗЫК


Тема: Что такое склонение имен существительных?

Тип урока: урок формирования новых знаний.


Цели:

обучающая – познакомить учащихся с понятием «склонение имен существительных»; повышать грамотность письма, языковое образование;

развивающая – развивать мышление, внимание и память школьников; устную и письменную речь;

воспитывающая – воспитывать умение работать в парах, группах, коллективно; прививать умение аргументировать свои ответы; воспитывать аккуратность в работе.


Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.


Ход урока

I. Орг. момент. (Слайд №2)

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.







  1. Устная работа. Актуализация знаний. 1 минута

Скажите, какую часть речи мы сейчас с вами изучаем?

(Имя Существительное)

Вспомним, что вы знаете об имени существительном, как части речи в форме игры «верно», «неверно». (Светофоры)

  1. -Верно ли, что сущ. называет предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

  2. -Верно ли, что сущ. может называть признак предмета?

3. -Верно ли, что сущ. изменяется по родам.

4. -Верно ли, что сущ. изменяется по числам.

5. -Верно ли, что в предложении сущ. может быть подлежащим,

6. - Верно ли, что в предложении сущ. может быть и второстепенным членом предложения.


Работа в парах 5 минут


У вас на столах лежат карточки. Переверните их.

На карточках слова. Их нужно распределить в три колонки по родам.


Волна, январь, солнце, земля, кофе, пальто, Москва, рысь, директор, молоко, окно.


Взаимопроверка



II. Чистописание (Слайд №3)

- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

чк чн // ча чу


III.Орфографическая минутка (Слайд №4)

- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)


IV. Актуализация знаний

- Что объединяет все эти слова?

- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

  1. Одушевленные и неодушевленные.

  2. Собственные и нарицательные.

  3. Существительные мужского и женского рода.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?


V. Введение в новую тему.

1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64


Карточка:


Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.





- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим. (Слайд №6)

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

- А почему оно изменяет свои окончания?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.

(Проверка. Слайд №7)

- Какой мы можем сделать вывод?


ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы

.

- Продолжите высказывания: (Слайд №8)


  • Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?


  • При изменении существительного по вопросам изменяется его ………

окончание





2)Определение темы урока


- Кто из вас может определить тему урока?

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?


VI. Работа по теме урока


  1. Знакомство с материалом в учебнике.

- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы (Слайд №9)

  • Как называется изменение имён существительных по вопросам?

  • Сколько падежей в русском языке?

  • Что такое склонение?

  • От чего произошло название слова «падеж»?

Cлово падеж произошло от латинского casus  (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

  1. Рассматривание таблицы на стр.37

- Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)

- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

- Каждый падеж имеет свои вопросы.

- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

  • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.



ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись.


VII. Заполнение таблицы «ЗХУ» (Слайд №11)


- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

  • Что такое «склонение», «падеж»

  • Как называются падежи

  • Вопросы падежей

- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

  • Как изменять слово по падежам (склонять).


VIII. Упражнение в склонении существительных.

1) Коллективная работа по таблице.

- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово – подсказка. (Слайд №12)

(раздаю каждому ученику таблицу падежей)

- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». (Слайд №13)


ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)


IX. Итоги:

- Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?

(Слайд №15)

  • Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».

  • У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.

  • При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.


X. Рефлексия

- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

(Слайд №16 )

- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд №17 )



Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Что такое склонение имен существительных?"

Автор: Тохчукова Марина Хасановна

Дата: 21.05.2020

Номер свидетельства: 550726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация "Что такое склонение имен существительных?""
    ["seo_title"] => string(58) "prezentatsiia_chto_takoe_sklonenie_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "550727"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1590034150"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Три склонения имени существительного "
    ["seo_title"] => string(45) "tri-sklonieniia-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "213521"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432068977"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока русского языка на тему "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "192340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427451647"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Понятие склонения имени существительного "
    ["seo_title"] => string(51) "poniatiie-sklonieniia-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "146061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419070264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства