2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
3. Упражнение на дыхание: – глубокий вдох через нос; – медленный выдох через рот.
Прозвенел звонок весёлый, Начинается урок. Любознательные дети Знать хотят про всё на свете.(Слайд 2).
2. Актуализация знаний
– Отгадайте загадки. Назовите отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этого плода или овоща. – Запишите эти слова. Определите род имён существительных.
(Слайд 3)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус как сахар сладкая. (Морковь – ж.р. Овощеводство – ср.р.)
Удивительное солнце, В этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят Сотня маленьких галчат. (Подсолнечник – м.р.Полеводство – ср.р.)
Низок да колюч, Сладок да не пахуч. Ягоды сорвёшь – Всю руки обдерёшь. (Крыжовник – м.р. Плодоводство – ср. р.)
Стоят в лугах сестрички – Золотой глазок, Белые реснички. (Ромашки, ромашка – ж.р. Цветоводство – ср.р.)
– Каким образом определяем род имён существительных во множественном числе? – Как определяли, к какому роду относятся слова-отгадки? – Какие окончания имеют существительные мужского, среднего, женского рода ? (Слайд 4).
женский род мужской род средний род
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё”. Это правило твоё.
3. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим тренировать умение распознавать род имён существительных, изменять их по числам.
Что общее есть у пальто и речки? Что есть у ребёнка, стула, гриба? Что есть у девушки, реки, для травы? Синоним слов “мир, тишина”? Она сверкает на небе, плавает в воде. Кашу и птицу назвали… Животное и ямка, а слово одно.
Рукав Ножка Коса Спокойствие Звезда Овсянка Норка
м.р. ж.р. ж.р. ср.р. ж.р. ж.р. ж.р.
2. Упражнение.(Слайд 6).
Я антоним шума, стука, Без меня вам просто мука. Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь… (тишина).
– Найдите имена существительные. – Что вы о них можете сказать? – Определите род имён существительных. (Слайд 8).
Как вы будете определять род имён существительных?
(Слайд 7).
Найдите имя существительное.
Поставьте его в начальную форму (ед. ч. Кто? Что?)
Определить род имён существительных при помощи личных местоимений (он – м.р., она – ж.р., оно – ср.р.)
3. Упражнение.
Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном?
(Слайд 9).
Имена существительные
Единственное число Обозначают один предмет.
Множественное число Обозначают несколько одинаковых предметов.
Каким образом мы можем преобразовать слово, стоящее в единственном числе, во множественное?
Запишите слова в единственном числе. Выделите корень и суффикс.
Каким образом определяем род имён существительных во множественном числе?
5. Физкультпауза.(Слайд 11).
Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнись веселей. Мы попрыгаем как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!
6. Страничка “Знаете ли вы, что…”.(Слайд 12).
В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.). Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега – имели форму двойственного числа.
Во многих языкахмира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.
Существительное стол во французском языке женского рода, а слово ложка в немецком языке мужского рода.
7. Обрати внимание (работа в группах).(Слайд 13).
Вырос высокий дуб (трава, дерево). Месяц (луна, солнце) освещали поляну ярким сиянием. – Что изменится, если по очереди подставлять каждое слово из скобок? Устно определи род имён существительных. – В каждом предложении найдите основу предложения.
Вывод: имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное. (Слайд 14).
(Работа в парах.)
Яблоня, земля, имя, семья, песня. (Слайд 15). Поле, шимпанзе, солнце, здоровье. Урожай, кофе, мост, шоссе, орден. – Спиши группы слов. В каждой группе найди лишнее слово. Подчеркни его. Объясни свой ответ. – Определи род этих существительных.
Вывод:род неизменяемых имён существительных надо запомнить. В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю. (Слайд 14).
7. Итог урока.(Слайд 16).
– Какие цели ставили? – Достигли мы поставленных целей? – В чём были затруднения? – Что нужно сделать, чтобы устранить трудности?
8. Оценивание.(Слайд 17).
8. Домашнее задание.(Слайд 16).
Прочитайте правила и определения в учебнике по данной теме.