kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Число, род имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке показано объяснение нового материала на котором ученики познакомятся  с морфологическим разбором, научатся определять и изменять род имен существительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Число, род имен существительных»

Тема : Число и род имен существительных


Цель урока:

  1. Знакомить с приемами распознавания рода имен существительных по окончаниям слов; формировать умение изменят существительные по числам, определять начальную форму имен существительных.

  2. Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

  3. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.


Тип урока: объяснение нового материала с элементами закрепления пройденного.


Оборудование: сигнальные карты.


ТСО: предметные картинки, слова, запись мелодий.


Ход урока:


  1. Организационный момент.


Улыбнитесь гостям, которые к нам пришли и начнем урок русского языка.


  1. Повторение изученного материала.


  • Какую часть речи мы начали изучать на уроках русского языка?


  • Что вы знаете об имени существительном?


(на доске памятка-подсказка )

1.Ч.речи

2.Кто? Что?

3.Собственное, нарицательное

4.Одушевл. Неодуш.

5.Предмет, явление природы, действие, признак.

6.Число

7. Роль в предложении



  • Как вы думаете, все ли вы знаете об имени существительном или что-то еще новое можно узнать?


  1. Постановка темы урока.


    • Эту значимую часть речи вы будете изучать не только в начальных классах, но и в средних и старших классах тоже. Поэтому будьте сегодня внимательны и активны, потому что сегодня мы будем определять род имен существительных и в каком числе они стоят: множественном или единственном.



  1. Чистописание


    • Минутку чистописания мы сегодня начнем с игры «да», «нет».

Дети задают вопросы учителю, чтобы угадать букву, учитель отвечает односложно «Да», «Нет».


  • Эта буква согласная, гласная?


  • Эта буква парная? И т. д.


  • Это буква Б б.


  • Дайте краткую характеристику букве «б» и звуку «б» (звукобуквенный анализ [б]).


Написание букв Бб и слова береза. Переписывание предложения с доски с пропущенными орфограммами (с устным объяснением).

М . л . дая б . рёза к . ч . ется от ветра.


  1. Работа над новой темой.


  1. Устное объяснение (единственное и множественное число имен существительных).

Молодая берёза качается от ветра.

    • Выделите основу предложения: (береза качается)


    • Какой частью речи является подлежащее?


    • Речь идет об одной березе. Существительное стоит в единственном числе, если речь пойдет о двух или нескольких предметах, то существительное будет стоять во множественном числе.


    • Измените форму частей речи в этом предложении, чтобы существительное стало во множественном числе.


Молодые березы качаются от ветра.


  • Мы получили форму множественного числа.

(На доску рисунки – одной березы и нескольких берез).

  1. Устные примеры детей.

  2. Рассказ учителя о берёзе. (Текст перед глазами у каждого ученика).

  • Кого березой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе или в деревне – всюду березу увидишь. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России. Мила она русскому человеку. Береза – и в песнях, и в стихах, и в сказках. Очень много рек, городов, сел, деревень названо в честь березки. Все вы часто встречаете березу, а знаете ли вы, что береза – это целый род – и в нем 140 видов и более половины из них растут в нашей стране. Любит наш народ свою белоствольную красавицу и за красоту и за пользу, которую она приносит.


  • А какую пользу приносит береза?

(Ответы детей дополняет учитель).

Из почек приготавливают лекарство.

Из ветвей делают метла и веники.

Из бересты народные умельцы мастерят лукошки для сбора грибов и ягод.

Березовые дрова лучшее топливо для русской печки и бани.

Из древесины березы изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар.

  • Ребята, я не сказала о березовом соке, потому что, собрав с дерева баночку сока этим самым можно сгубить его. Раненое дерево истощается. Запасы сока нудны дереву для образования молодых листьев и ветвей. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Берегите березки и не губите их из-за сока.

  • Вспомните, что такое синквейн? Попробуем сочинить маленькое стихотворение опираясь на этот текст.

        1. Берёза.

        2. Белоствольная, милая.

        3. Растёт, радует, приносит.

        4. Любит наш народ русскую красавицу.

  1. Словарный диктант.

  • Что такое словосочетание? (Дети рассказывают изученное правило).

  • Учитель диктует словосочетания:

А) Ранняя весна, поздняя осень, ненастная погода, веселый праздник, холмистая местность, доброе сердце, сладкие духи.


Б) Подчеркните в словосочетаниях главное слово;


В) зачитайте слова, которые подчеркнули. Какой частью речи они являются?

  • Сейчас мы будем определять род имен существительных. Но для этого нужно знать, что существительное, которое можно заменить личным местоимением «он» - существительное мужского рода. Существительное, которое можно заменить личным местоимением «она» - существительное женского рода. Существительное, которое можно заменить личным местоимением «оно» - существительное среднего рода. Что вызвало затруднение? ( Сладкие духи). Какого рода слово духи? А знаете ли вы ещё какие-нибудь такие слова? (Ножницы, бусы, опилки, сливки, часы). Да, в русском языке есть слова, у которых нельзя определить род. Они употребляются только во множественном числе.

На доске учитель вывешивает рисунки с изображением женского рода, мужского рода, среднего рода и читает стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «оно – моё».

Это правило твоё.

  • Приведите примеры имен существительных: мужского рода, женского рода, среднего рода. (устные примеры детей).

Г) в словосочетаниях над каждым существительным укажите род;

Д) взаимопроверка работ;

Е) взаимообратная связь – работа с карточками (учитель называет слова, а учащиеся показывают на сигнальных карточках род имен существительных и безударную гласную).

  • Запишите, эти слова по памяти в свои тетради.

Слова: л . сник, гр . бок, п . ляна, дер . во, л . сточек, цв . ток, к . ра.

Ж) письмо по памяти:


  1. Физминутка.


- Много песен сложено про березку и под музыку одной из них мы сейчас отдохнем.


  1. Работа по учебнику.


      1. Самостоятельная работа. Упражнение 15, с. 109 / д.м.)

( УМК «Школа России». Учебник 2 класса, автор Зеленина)

      1. Проверка самостоятельной работы.


  1. Вступительное слово о произведении «Береза» С.А.Есенина.


- Многие поэты и писатели в своих произведениях отметили красоту белоствольной березы. В 1913 году великий русский поэт С.А.Есенин написал прекрасное стихотворение «Береза», где описал белоствольную красавицу в зимнем убранстве.

1) Стихотворение «Береза» С.А.Есенина читает ученик.

2) Задание по вариантам:

- Выпишите существительные в начальной форме и определите число и род.


1 вариант 2 вариант


Белая береза На пушистых ветках

Под моим окном Снежною каймой

Принакрылась снегом, Распустились кисти

Точно серебром. Белой бахромой.

(Проверка по эталону).

3) Письмо под диктовку, выделяя главные члены предложения.

- На березе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.

(У доски работает ученик)


  1. Итог урока.


    • В начале урока вы оказались правы, что не всё еще вы знаете об имени существительном.


    • Что же нового вы узнали об этой части речи?


    • Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?


    • Какие слова помогают определить род имен существительных?


    • На следующих уроках русского языка вы продолжите дальнейшее изучением этой части речи.


  1. Домашнее задание.


- Составить 5 предложений о березе, определить род и число имен существительных.


  1. Выставление оценок.


  • Урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Число, род имен существительных

Автор: Фомичева Светлана Алексеевна

Дата: 05.01.2021

Номер свидетельства: 569333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Открытый урок "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "142938"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418394618"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "179776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059023"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemurodimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "268770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450695114"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства