Цели: В ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом)
Познавательные УУД: строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом)
Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу, сядьте правильно. А я напомню вам правила поведения на уроке: Глазки смотрят и видят,
Ушки слушают и слышат;
Сначала думаю, а потом говорю;
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других.
Актуализация знаний.
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какой по счету день недели четверг? А суббота?
Что бывает раньше четверг или понедельник?
Какие знакомые цифры есть в числе 24?
Назовите соседей числа 2.
Назовите состав числа 4.
Назовите число, которое стоит за числом 4.
Назовите число, которое стоит перед числом 2.
Какое число стоит между числами 2 и 4.
Найдите сумму чисел 2 и 4.
Найдите разность чисел 4 и 2.
Постановка темы урока.
-Росли 2 березы, на каждой березе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш.
-Правильно, нисколько, потому что на березе груши не растут.
-Подумайте, как можно нисколько сказать по другому? (ни одной)
-Догадались какова у нас тема урока?
-Итак, сегодня мы познакомимся… с числом 0 и цифрой 0.
-Слово «ноль» пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».
Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.
-Давайте, посмотрим на нашу ель. Сколько снегирей сидит на ели?
-3, один улетел, как это записать? 3-1=2
-Еще один улетел, 2-1, остался 1 снегирь.
-Стало ему скучно, и он вслед за другими снегирями полетел. Сколько снегирей осталось на ели?
-Что же обозначает число 0? (пустоту, ни одного)
-Какой цифрой будем записывать число 0? (выставляю цифру)
-На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы о –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе – кулачок.
Написание цифры в тетради по образцу.
-Вспоминаем, как мы с вами сидим при письме, как лежит тетрадь, как держим ручку.
-Цифра 0 состоит из одного элемента – овала.
-Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем вверх и соединяем.
-Взяли ручку, нарисовали цифру 0 в воздухе. Хорошо, а теперь в тетради. До конца строки. Молодцы. Выбрали самую красивую цифру.
Определение места 0 на числовом отрезке.
-В народе часто говорят: «Начнем с нуля…». Когда так говорят? (когда начинают сначала)
- Подумайте и скажите, в какой службе работает число 0?
- пожарная – 01
- полиция – 02
- скорая помощь - 03
-Число 0 не знает, где его место.
-Какое место ему занять на отрезке?
-Почему вы так думаете?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
-Почему 0 раньше, чем 1 (т.к. пустое место)
-Сравните 0 с другими числами отрезка.
-Составьте неравенства:
0 1 2 3 = 0
0
0
другого числа.
Физкультминутка
- Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны - по шире,
Развернули – на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Работа по учебнику.
-Кто из вас любит клубнику?
-Посмотрите на тарелки с клубникой в учебнике.
-На какой тарелке больше ягод? Почему?
-Как записать неравенство? 30
Как записать, что на второй тарелке ягод нет? – 0
-Рассмотрите картинки ниже.
-Что на них изображено?
-Что находится справа от этих рисунков?
-Как вы догадались, что это равенства?
-Какое из равенств, приведенных справа, подходит к этим картинкам? (5-5=0)
ВЫВОД: Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.
-Составьте рассказ и запись по рисунку на с.71.
Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль
Знает только цифра …
-С каким новым интересным числом мы познакомились?