Тип урока:
Урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – “Введение понятия числа и цифры10”.
Цель урока:
в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
- Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10).
- Развить умение распознавания цифры 10 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
- Научить правильно писать цифру 10 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 10).
Регулятивные:
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих ействий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради .
- Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные:
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
- Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Планируемые результаты
:
– научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке ,начиная с любого числа;
– определять место числа 10 в натуральном ряду;
– считать различные объекты;
– слушать собеседника и вести диалог;
– слушать учителя и выполнять его требования;
– работать в паре и оценивать товарища.
Оборудование: Проектор, учебник “Математика ”М.И. Моро и др., ноутбук.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Слайд 1.
Слайд 2.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, сказки все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
– Какое у вас настроение, покажите. (Дети показывают с помощью сигнальной карточки.) Улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок.
Мотивация.
Слайд 3.Дети, сегодня мы с вами побываем в сказке. Главный герой ее - царь, который очень любит математику. Он прислал нам письмо- приглашение. Хотите отправиться в сказку?
Слайд 4.
Слайд 5.
– Появляется царь.
– Я рад видеть вас, первоклассники, в моем царстве. Приготовил вам задания и прошу пройти испытания.
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет.
1. Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10, индивидуальная работа по ликвидации пробела в знаниях отдельных детей.
– Считайте: все от 1 до 10,с хлопками через один.
Для этого сосчитаем до 10 и обратно.
Что происходит при счете до 10?
А при обратном счете?
Двое учеников работают на доске:
3… …
4
6
8
=5
=2 .
=5
=9
3+2=…..
5-3=…….
1+4=
5-4=
Остальные выкладывают ответы на парте
:
– число, следующее за числом 8; 3
– число, которое стоит между числами 5 и 7; 1 и 3
– число, предыдущее числу 9; 6
На доске: 9 4 6 2 8 5
– Согласны ли вы с рядом чисел, которой получился? (Сигнальные карточки)
– Что можете сказать о числах? (Натуральные, однозначные.)
– Почему они называются однозначными? (Потому что для записи этих чисел требуется только одна цифра.)
– Какое задание можете предложить? (Расположить эти числа в порядке возрастания.)
Расположите (2 3 4 5 6 8 9)
– Какое задание можете предложить? (Назвать соседей.)
Слайд 6.
Царь:
– Хочу проверить вашу внимательность и сообразительность.
Игра “День-ночь”
(Числа на экране. Ночь: дети закрывают глаза – одно число убирается. День: надо угадать какое.) Расскажите о числе.
– Стоит за …
Стоит перед…
Соседи.
Слайд 7.
– Вижу я, дети вы смышленые, а теперь постарайтесь справиться с заданиями жителей моего королевства.
Слайд 8.
– Какие фигуры увидел здесь Колобок?(Треугольники, круги, квадраты.
– Сколько? Чего больше? Показывают числа. Самое большое, самое маленькое.)
– Какие вопросы можно поставить?
Слайд 9.
Игра "Помоги цыпленку решить головоломку".
Дети показывают ответы на разрезных карточках с цифрами.
Физкультминутка.
III. Работа по теме урока. Открытие нового знания.
Слайд 11.
Какое число при счете следует за числом 9? Как получить можно?
- 9 + 1 = 10
- Сравните 9 и10.
- Покажите карточку с числом 10.
- – А есть ли место для числа 10 в нашем натуральном ряду? (Да.)
- –
- Докажите, по-моему оно лишнее. Вам так мне кажется?(2 цифры в записи числа.)
- –
- Верно, ли сказать, что после числа 9 следом идет число 10 (да).
- На какие вопросы нам надо ответить при изучении числа 10?
- – Кто умеет записывать число 10? Запишите его цифрами. (У доски желающий ребенок.)
- – Сколько в записи числа использовано цифр? (2)
- – Назовите эти цифры (1 и 0)
- – Чем отличается запись числа 10 от записи остальных чисел? (Оно пишется в двух клетках.)
- – Посмотрите, как крепко держаться эти две цифры, образуя число 10
- – А теперь я думаю, вы готовы записать это число самостоятельно и аккуратно в своих тетрадях до конца строки. (Показ.)
- – Подчеркните самое красивые числа, которое у вас получилось.
- – Назовите числа меньше 10. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)
- – Назовите самое маленькое однозначное число. (1)
- – Самое большое однозначное число (9)
- – Из двузначных чисел число 10 каким будет? (Самым маленьким.)
- – Почему? (Оно самое первое двузначное число.)
Убывающая последовательность в тетради.
Состав числа 10. Засели домик.
Работа в парах. Слайд 14.
–У каждого из вас есть домик, в котором живет число 10. На каждом этаже должны находиться гости – числа, значение суммы которых равно 10, заселите числами квартиры, которые в сумме дадут число 10. В качестве помощников можете использовать счетные палочки.
Физкультминутка “Солнечные зайчики”.
IV. Закрепление изученного.
– Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счисления, которой пользуются во всем мире. Да и считать десятками намного проще, чем пятерками или тройками.
- Например, ваши мамы покупают яйца по 10 штук, пуговицы, деньги, то есть десятками.
- – Кто сможет посчитать десятками?
Слайд 12.
“Не из робкого десятка”
– Как понимаете?
- Что насчитывается у человека в количестве 10?
- – Где вы встречаетесь с числом 10?
- - Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток! - (Пальцы.)
- На десять ребяток двух шуб хватит. (Рукавички.)
Работа в тетради .Самостоятельная работа.
Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два веселых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора.
IX. Итог. Рефлексия.
– Какую тайну вы открыли для себя? (Слайд.)
– Я познакомился…
– Я узнал…
– Я смог… и т.д.
Итог урока.
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание было самым интересным?
- А какое - самым трудным?