3. Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать внимательное, сознательное и бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
- применять практически (на карте, глобусе) новые понятия.
Методы обучения: проблемный, деятельностный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»),
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,
мультимедийный проектор,
карта полушарий,
глобус,
карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.
-С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог…
А мы начнём урок.
-Прежде, чем мы определим тему и цели урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше. Он пригодится сегодня на уроке.
2. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам. (5 – 7 уч-ся.)
(Проверочная работа к темам № 12 и 13.)См. Приложение.
2. Фронтальная работа.
-За правильный ответ дети берут жетон.
- Что такое глобус?
- Глобус – это модель Земли.
- Что такое карта?
=Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
- Что можно увидеть на глобусе и карте?
- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
- Что на глобусе и карте изображено голубым цветом?
- Океаны, моря, реки, озера
- Каким цветом на глобусе и карте показаны участки суши?
- Зеленым, желтым, коричневым.
- Молодцы! Мы повторили тему прошлого урока.
- Мы с вами были космонавтами и наблюдали Землю из космоса. Слайд 2.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?
= Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.
- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)
- Что удобнее взять в дорогу?
= Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.
-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!
Слайд 3
-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?
= Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).
Учебник – стр.128-129 – карта полушарий.
- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне будете помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
= Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)
3. Постановка проблемы.
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
=Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
=Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
=Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Раньше они были предметом нашего обсуждения?
= Нет.
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
= Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
= Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.
- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».
Слайд 4.
- А теперь давайте поставим цель урока.
= Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.
Слайд 5. (Появляются цели урока.)
4. Совместное «открытие» знаний.
- Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?
=Материки.
Работа по карте.
- Сколько всего материков?
= Всего материков шесть.
- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.
(Показ на карте)Слайд 6
Рассмотрим материки и попробуем сравнить их.
- Все ли материки повстречались нам в пути?
= Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)
(Слайд 6)
Рабочая тетрадь стр. 31, №1.
- Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка и заполните таблицу в РТ. (Работа в парах)
Делаем выводы по одному материку и заполняем таблицу.
Проверка (Слайд 7)
- Мы узнали, как называются материки нашей планеты.
5. Первичное применение нового знания.
-Попробуйте ответить на мои вопросы.
- Какой материк самый маленький?
- Это Австралия. (Ученик показывает на карте).
Слайд 8.
Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Гроза морей и океанов Австралии - акула.
Слайд 9, 10.
- Какой материк самый большой?
- Евразия. (Ученик показывает на карте).
Слайд 11 .
Действительно Евразия – самый большой материк. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.
Слайд 12, 13.
- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
= Африка. (Ученик показывает на карте).
Слайд 14.
Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.
Слайд 15-19.
- Какие материки находятся в западном полушарии?
-Северная Америка и Южная Америка. (Ученик показывает на карте).
Слайд 20,21.
Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина самого высокого дерева мира – секвойи.
Слайд 22.
-А какой материк самый холодный? (Ученик показывает на карте).
-Антарктида.
Слайд 23-25.
-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.
6. Первичное закрепление нового материала.
- На каком материке находится наша Республика Башкортостан?
- На каких материках много равнин?
= Это Южная Америка и Евразия.
- Где самые высокие горы?
= В Евразии. (Гималаи)
Физкультминутка.
Путешествуя по странам Утомились мы в пути. Предлагаю вам, ребята, Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте) Посмотреть направо, Посмотреть налево, (Повороты головой) Потянуться к солнцу, Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами) Пролетают птицы, Крылья расправляют (Машут руками) Деревья - великаны Ветками качают. Через ручьи и кочки Мы перепрыгнем ловко, Для первооткрывателей Всегда нужна сноровка. (Прыжки) Вдыхаем свежий воздух, Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя) И на цветок чудесный Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)
7. Изучение нового материала.
Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
- Сколько всего океанов? ( 4) (Слайд 26)
- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?
= Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)
-А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический,
(Название появляется на доске)
- Назовите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)
=Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.
Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.
Дополнительно
- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?
- Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)
- Какой океан омывает все материки кроме Австралии?
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
- Это Восточное и Северное.
- А кто знает, какая вода в океанах и морях?
- Солёная.
Ученик читает наизусть
Спят четыре океана, Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к Востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад с голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. М. Погарский
-Мы познакомились с океанами нашей планеты.
-Только ли материки встречаются на океанском просторе?
=Нет, ещё есть острова.
-Далеко ли от материков располагаются острова?
= Чаще всего находятся рядом.
-Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите ответ в учебник на стр. 97. Сколько таких частей существует?
=Такие участки называются частями света.(Слайд 27)
-А теперь давайте совершим полет в прошлое.(См. учебник) В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. Вот эти части земли и стали называть части света. Эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно.
А вот Америка, Австралия, Антарктида. Это части нового света.
Именно в данной последовательности люди открывали эти земли. (Табл. ЧАСТИ СВЕТА)(Слайд 28)
Работа с таблицей.
- Какая часть света состоит из двух материков?
- Америка. (Северная и Южная)
- Какие части света находятся на одном материке?
- Европа и Азия на материке Евразия.
8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Установки по работе в группах:
Работать дружно.
Не забывать о том, что всем нужно высказать своё мнение.
Выработать общее мнение.
Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.
Правила работы с клеем.
Правила работы с клеем.
1. Клей – опасное вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.
2. Нанеси клей на наклеиваемую деталь. 3. Нанеси клей равномерно тонким слоем. 4.Положи деталь на определённое место. 5. Накрой приклеенную деталь чистым листом бумаги и тщательно притри.
6.При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. По окончании тщательно вымойте руки с мылом.
-Проверка.
9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
– Чем отличаются части света от материков?
– Назовите части света, материки, океаны.
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? (Оценивание, жетоны)
- Как работал ты? Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.
10. Домашнее задание.
Слайд 29
-Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.(Слайд 30.)
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.