средства программы «Power Point», проектор, экран, учебник (3 часть), обратный словарь, тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе (2 часть), рабочая тетрадь.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационное начало Самоопределение к учебной деятельности | Слайд № 1: Читает запись на слайде, настраивает учащихся на работу. «И дверь распахну я на солнечный блеск Для новой работы, для нового счастья» И. Бунин Эти слова принадлежат великому мастеру слова, поэту Ивану Бунину. - А вам знакомо чувство радости от выполненной работы? Сегодня мы будем работать со словом. И пусть эта работа принесёт вам радость. | Отвечают на вопросы учителя, настраиваются на рабочий ритм | П. наблюдение Р. выделение главной мысли К. умение слушать и вступать в диалог Л. уверенность в своих силах |
2. Погружение в новую тему Формулирование темы урока | Акцентирует внимание учащихся, используя личностно значимый материал для каждого ребёнка. Слайд № 2: - Вспомните то время, когда вы были ещё совсем маленькими, только начинали говорить и, не зная правил образования слов, пытались называть предметы по – своему, образовывали свои слова. Назовите некоторые из них. Уже тогда, пусть неосознанно, вы делали новые слова. - Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Слайд № 3: Тема: Как делаются слова. | Называют слова (Огурц - огурец, хибо - хлеб, дяго - кот, написовала - написала) Совместно с учителем определяют тему урока «Как делаются слова» | П. умение строить речевое высказывание Р. инициа тивность К. умение дать точный ответ на вопрос, участие в коллективном обсуждении темы Л. осознание личностной значимости изучаемого материала |
3. Постановка проблемы Поиск путей выхода из трудной ситуации | Создаёт проблемную ситуацию Слайд № 4: Изображение ребёнка с игрушками - А сейчас назовите свои любимые детские игрушки. - Вы заметили, как называете большинство игрушек машина - машинка, мяч – мячик, шар – шарик… - Почему? Приступим к образованию слов. Возьмём такие игрушки. Слайд № 5: Изображение большого шара и маленького шарика - Назовите слово-название этого предмета. При ответе на каждый вопрос щёлкает левой кнопкой мыши по экрану ШАР - Из каких частей состоит это слово? - Назовите основу - А маленький? ШАРИК - Это форма того слова или другое слово? - Докажите. - Назовите корень. - Найдите окончание. - Что произошло с основой? - Какое из этих слов образовалось раньше? - Покажите взмахом руки, в каком направлении нужно поставить стрелку. А можно так: шарик --- шар - Предположите, как образовалось слово шарик? - А что такое ик? Фиксирует затруднение в пробном действии | Отвечают на вопросы, пытаются найти выход из затруднительного положения Называют любимые игрушки (машинка, мячик, шарик…) (Ребёнок маленький, мы относимся к нему с лаской, и свои чувства мы передаём такими словами). (шар) (окончание нулевое, корень шар) (шар) (шарик) (другое слово) (шар) (нулевое) (основа разрослась) (шар) шар---шарик Высказывают предположение (к основе слова шар прибавили 2 буквы – ик) (Когда человек проглотит что-то не так – у него икота.) | П. наблюде ние сравнение, выдвижение гипотез, умение использовать знаково-символические средства Р. волевая саморегу ляция К. участие в коллективном обсужде нии проблемы Л. умение преодоле вать трудности |
4. Открытие нового знания Выход из трудной ситуации | Создаёт учебную ситуацию для выхода из затруднения и открытия нового знания - Ик - это слово, или только часть слова? - Где она стоит? - Для чего нужна эта часть? - Какое новое знание вы открыли? | Открывают новое знание о существовании неизвестной части слова через решение проблемы (часть слова) (после корня) (она помогла сделать другое слово) (Оказывается, существует ещё одна часть слова, она помогла нам сделать другое слово!) | П. анализ, сравнение, обобщение, вывод Р. контроль и самоконтроль К. умение слушать и вступать в диалог Л. удовлетворение от преодоления трудностей |
5. Постановка цели и задач урока Формулирование целей и задач. | Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока, концентрируя их внимание на конечном результате. - Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке? - Сформулируйте цель урока. Слайд 6: - Какие задачи нужно выполнить? Организует работу со слайдом: При формулировании цели и задач щёлкает левой кнопкой мыши по экрану. Структурирует предложенные формулировки. | Планируют свою деятельность (что это за часть и, вообще, как делаются слова) Формулируют цель и задачи урока Цель: Узнать, как делаются слова. Задачи: познакомиться с названием и обозначением новой части слова; сформулировать её определение; составить алгоритм образования слов; учиться по алгоритму с помощью новой части составлять родственные слова. | П. самостоятельное выделение познавательной цели, прогнозирование Р.постановка учебных задач, планирование своей деятельности К.сотрудничество с учителем и сверстника ми Л.переживание за общее дело |
6. Проектирование и фиксация нового знания. Определение способов решения задач | Побуждает учащихся к решению 1й и 2й задач урока, организуя работу с информационными источниками - Что нам поможет? Откройте оглавление учебника. Найдите тему. Откройте нужную страницу. Прочитайте тему урока на странице учебника. - Как называется часть слова, с помощью которой мы образовали новое слово? Нашли. Первая задача урока решена. - Так что же такое суффикс? - Сформулируйте определение суффикса, опираясь на только что приобретённые знания. - Сравните своё определение суффикса с данным в учебнике. - Найдите его обозначение. - А какие знания, полученные ранее, нам пригодятся для образования слов? Проанализируйте предложенные темы. Слайд № 7: Тема: «Форма слова» Тема: «Начальная форма» Тема: «Окончание» Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова» Тема: «Основа слова» Тема: «Чередование согласных в корне слова» Умение работать со словарями Проясняет, конкретизирует мнение учащихся | Работают с учебником (учебник, словарь, тетрадь) Находят тему: «Как делаются слова. Что такое суффикс». Знакомятся с новым понятием (суффикс) Формулируют определение суффикса (Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня.) (такое же) Анализируют предложенные на слайде темы, делают вывод | П. поиск информации, ориентирование в учебной книге, подведение под понятие, анализ Р. контроль и самоконтроль К. инициативное сотрудничество Л. упорство в достижении цели |
7. Закрепление нового знания Упражнение в образовании родственных слов с помощью суффикса | Организует работу в парах с обратным словарём, даёт чёткую инструкцию Слайд № 8: Поработаем с обратным словарём. - Откройте обратный словарь на букву к. Прочитайте про себя слова, оканчивающиеся на ик и ёк. Пусть один из вас запишет и покажет с помощью стрелки, как сделаны первые 3 слова на ик, а ваш сосед первые 3 слова на ёк. Обсудите задание, проверьте работу друг друга. Организует самопроверку, используя слайд: - Над какой задачей урока мы сейчас работали? - С помощью каких суффиксов образованы эти слова? - Какое значение придают словам эти суффиксы? Их так и называют – суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением. | Работают в парах, используя обратный словарь и рабочую тетрадь Моделируют, устанавливая отношение производности с помощью стрелки, выполняют взаимопроверку Выполняют самопроверку, опираясь на слайд лоб---лобик уголь---уголёк зуб---зубик пень---пенёк куб---кубик огонь---огонёк (учились образовывать слова с помощью суффикса) (ёк, ик) (предмет как - будто уменьшается и называется ласково) | П. умение работать со словарями, моделирование, наблюдение, сравнение, умение делать вывод Р. умение следовать инструкции, контроль, оценка, коррекция К. умение работать в паре, распределять работу между собой и соседом, Л. умение оказывать помощь нуждающе муся |
8. Физминутка для глаз | Контролирует выполнение детьми упражнений для глаз по специальному тренажёру | Выполняют движения глазами, используя тренажёр | |
9. Самостоятельная работа Решение типовых заданий с использованием различных источников информации | Организует самостоятельную работу по учебнику у. 22, с. 24 и тетради для самостоятельной работы у. 23, с. 18 с последующей проверкой. Организует самоконтроль | Самостоятельно выполняют задания в учебнике и в тетради для самостоятельной работы Выполняют самооценку качества и уровня усвоения знаний | П. ориентирование в учебнике, моделирование, умение работать с несколькими источниками информации Р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, самооценка качества и уровня усвоения Л. самоопределение |
10. Физминутка | Организует подвижный отдых Слайд № 9: - Что вы заметили? | Хором произносят слова стихотворения и выполняют движения Строил домик паучок. Комнатку и чердачок Он повесил на сучок – Получился гамачок. 1.Слова-названия предметов образованы с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением 2. В словах с суффиксом ок произошло чередование согласных звуков в корне слова. | П. наблюдение Р. свободное ориентирование в тексте К. взаимодействие |
11. Отработка знаний Работа по алгоритму | Использует интригу учебника в создании учебной ситуации для решения следующей задачи урока (составить алгоритм образования слов) Задание Анишит Йокоповны: - Придумайте устно слова с суффиксами с уменьшительно – ласкательным значением: очк, ечк, ичк. Слайд № 10: Изображение Маши и Миши Маша тоже решила проявить творчество. Но пока не уверена в своих силах. - Как мы можем помочь Маше? Совместно с детьми составляет алгоритм на слайде на примере слова мамочка, щёлкая каждый раз левой кнопкой мыши по экрану - Над какой задачей урока мы сейчас работали? Создаёт учебную ситуацию по использованию составленного алгоритма (последняя задача урока) Пользуясь алгоритмом, Маша легко составила слова Слайд № 11: блюдо --- блюд/ + ечк + о = блюдечко лиса --- лис/ + ичк + а = лисичка - Оцените её работу. - Что помогло Маше справиться с заданием? Миша посмотрел на слова сестры и составил свои, но пользоваться алгоритмом он не стал: Слайд № 12: дочка свечка спичка -Посмотрите внимательно и выскажите своё мнение. - А какой способ действий выбрали бы вы? Помогите Мише выполнить задание. Пользуясь алгоритмом, покажите, как составлены эти слова. Щелчком мыши добавляет на слайд алгоритм. Организует работу в парах, используя языковой материал на слайде, даёт чёткую инструкцию. - Пусть один из вас сделает слово дочка, а ваш сосед - свечка. Третье слово Миша переделает сам. -Выполните взаимопроверку. - Какой суффикс помог образовать эти слова? - А вот работа Миши. Слайд № 13: спица --- спиц/ + к + а = спичка Миша выбрал трудное слово с чередованием согласного в корне. - Помогите Мише понять причину ошибок. Над чем ему нужно ещё поработать, какие темы повторить? Вернёмся к слайду с темами. Слайд № 14: Тема: «Форма слова» Тема: «Окончание» Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова» Тема: «Основа слова» Тема: «Чередование согласных в корне слова» Умение работать со словарями Добавляет на слайд ещё одну запись: - Какую задачу урока мы решали? | Устно выполняют задание (розочка, семечко, водичка) (составить слово по шагам) Совместно с учителем составляют слово по шагам, проговаривая алгоритм вслух мама --- мам/ + очк + а = мамочка (Мы составили алгоритм образования слов) Проверяют и оценивают работу Маши (умение работать по алгоритму) и знания по предыдущим темам) Высказывают оценочное суждение (неверно) Выбирают способ действия (по алгоритму) Работают в парах по алгоритму Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (к) Высказывают оценочное суждение (верно) Анализируют, добавляют умение работать по алгоритму (учились работать по алгоритму) | П. выбор оптимального способа действия, выстраивание алгоритма, анализ, сравнение и обобщение Р. сопоставление собственных выводов с эталоном, управление своей деятельностью, самоконт роль и коррекция, взаимоконт роль К. умение работать в паре, умение видеть разницу двух заявленных точек зрения и мотивированно присоединяться к одной из них Л. представление о нравственных ценностях |
12. Итог | Подводит итог работы Молодцы, хорошо поработали. Миша тоже молодец, он очень старался. - Как бы вы его похвалили? - А как бы детей похвалила мама? Слайд № 15: сынок Мишенька дочка Машенька - Что знает мама такого, чего раньше не знали дети? - С какой целью мы произносим ласковые слова? - Я попрошу вас в парах повернуться друг к другу. Пусть один из вас назовёт имя соседа, а ваш сосед пусть произнесёт ваше имя, используя суффикс с уменьшительно – ласкательным значением. | Подводят итог совместной работы (молодец, исправил ошибку) (она погладила бы их по голове и сказала ласковые слова) (она знает ласковые слова и умеет их применять) (чтобы выразить своё доброе отношение) (Оля – Олечка, Света – Светочка, Коля – Коленька) | П. обобщение, вывод Р. самоконт роль К. взаимодействие Л. представление о нравственных ценностях |
13. Домашнее задание | 1) Т. у. 22, с. 17, 2) Творческое задание. Зарифмовать строчки, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, дополнить до четверостишия: Сел на пень, Увидел гриб… | | |
14. Рефлексия | Организует рефлексию. - Вы узнали то, что хотели узнать в начале урока? - Какая у нас была цель? - Вспомните слова Ивана Бунина и оцените свою работу, продолжив высказывания: Слайд № 16: - я испытал(а) чувство радости от … - мне бы хотелось … - я думаю, что в будущем … Отмечает достижение определённых результатов, выполняя словесную оценку. - Сегодня на уроке были внимательными…, думали…, особенно хорошо рассуждали… (имена детей) Я испытала чувство радости от совместной работы со всеми вами и думаю, что в будущем вы останетесь такими же добрыми и отзывчивыми, и любая работа будет приносить вам новое счастье. Слайд № 17: Спасибо за сотрудничество | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Возвращаются к цели и задачам урока, соотносят их с результатами, устанавливают степень их соответствия. | П. самооценка результатов деятельности Р. контроль результатов деятельности К. умение с достаточной полнотой выражать свои мысли Л. смыслообразование |