Просмотр содержимого документа
«Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
Уразова Л.С. учитель начальных классов
Цели:
Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
Совершенствовать технику чтения учащихся;
Развивать словарный запас учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование:
рисунок с изображением мягкого знака,
буквосочетания с мягким знаком;
рисунки с изображением коня, лося;
мяч;
Ход урока.
Орг. момент.
- У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.
2. Актуализация новых знаний.
1). Повторение о гласных буквах. - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место? - Прочитайте пары слов: б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд) - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные) - Сравните, чем слова отличаются ?
- Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
Какие буквы имеют 2 звука ?
Изучение нового. 1). Прочитаем буквосочетания на доске:
Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
- Как произносится звук в этих буквосочетаниях ?(мягко)
Что за буква ? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать
Как согласный прочитать
Мягкий голос, Мягкий шаг Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)
- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук
4 . Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой
– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.
Прочитайте слова . Что они обозначают ? 1) Звуковой анализ слов мел – мель
- Сколько слогов в словах?
- Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,
А в слове мель - 4б, 3 зв.)
- Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает?
Ь - буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Составим схемы . Кто мне хочет помочь?
Мел - мель
- Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)
Как произносится последний звук? - Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует). - Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука
Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)
5. физкультминутка Мы шагаем весело
2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося. - Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.
- Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»
- С чем его сравнивают? (ветром)
- Чем питается лось? (зеленью, солью)
- Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?
6. Закрепление изученного.
На доске ( одной половины) : жар, ел, кон, мыл - Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,
жарь, ель, конь, мыль
Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.
Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?
7. Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)
Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет. Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
- Работа в учебнике с. 136
чтение слов столбиками;
чтение рассказа , постановка вопросов по содержанию детьми.
- поставьте вопросы по тексту?
9. Итог урока. Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока. - С какой новой буквой познакомились? - Звук она обозначает? - Какова роль ь? -Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков ( это большое животное - лось)
- Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)