-Ребята, сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Повернитесь к ним, и, как радушные хозяева, улыбнитесь, и поприветствуйте.
- А какой, по-вашему, человек при встрече обычно улыбается?
ІІ. Введение в новую тему.
- А теперь все сели аккуратно, не забываем следить за своей осанкой.
Работа с притчей о добре и зле.
а) Первичное восприятие
- Послушайте притчу. (Читает ученик)
Притча о Добре и Зле.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем. Но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
б) Работа по осмыслению содержания притчи.
- О ком эта притча?
- Как отплатило Добро Злу за его плохой поступок?
- Как вы думаете, почему оно так сделало?
ІІІ. Освоение нового материала.
а) Сообщение темы урока:
- Догадались ли вы, о чём будет идти речь на нашем уроке?
(о добре и зле)
И мы сегодня попробуем с вами ответить на следующие вопросы:
- Что такое добро и что входит в понятие добра.
- Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления.
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
-Ребята, как вы думаете, почему на уроке валеологии мы рассматриваем эту тему? (ответы детей)
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного всему миру русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого (записаны на доске нижние половинки букв - упражнение для развития скорости чтения)
«Только сойди с пути добра — и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле».
Л. Толстой
б)Работа над лексическим значением слов
- Что означает слово «добро»? (ответы детей)
- Какое значение имеет слово «зло»?
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И.Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
(вывешивается на доске краткое разъяснение)
- Добро и зло - главные понятия в жизни. Именно ими руководствуются люди, совершая поступки или оценивая поступки других.
- Ещё в детстве, когда родители читают нам книжечки, мы встречаемся с проявлением добра и зла в каких литературных произведениях? (сказках)
в)Назвать литературных героев и определить их к силам добра или зла (упражнение для развития скорости мышления).
З .л.ш.а К.р.б.с Б.р.б.с В..к Л.с. Б.б. Я.а
Д.й.о.о.ка Б.рм.л.й к.т Л..п.л.д Ч.б.р.ш.а
- Кто всегда побеждает в сказках? (добро)
- Какие краски вы бы использовали, если рисовали зло? (тёмные, чёрные)
- А если бы рисовали добро? (светлые, белые)
г) Работа с текстом
1)Первичное восприятие текста (Чтение с остановками. Предвидение.)
- Сейчас мы прочитаем притчу. Какое название мы ей дадим?
Притча о Черном и Белом Волке
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени - разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
1 остановка.
- Как вы думаете,что ответил старик?
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная.
2 остановка.
- Как вы понимаете слова вождя: «В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная»?
Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
3 остановка.
- Почему в притче сравнивается «битва» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?
- Понял ли внук сравнение «битвы» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
4 остановка.
- Можете ли вы предположить, что ответил старик?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
д) Беседа по содержанию прочитанного.
-Как вы понимаете заключительные слова притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
- Какое название можно дать этому тексту?
- Оно выражает тему или главную мысль?
- А какая главная мысль этой притчи?
е) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте, что говорит автор о светлой стороне души. Что она олицетворяет? (добро)
-Тёмная сторона? (зло)
ж) Определение добра и зла по признакам.
- Прочитайте слова и скажите, на какие две группы их можно разбить? (Добро и зло). Подпишите на своих листах слова «Добро», «Зло». Соедините стрелками те слова, которые подходят к этим понятиям.
- Люди издавна стремились к добру и отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение. Давайте проверим, как вы знаете пословицы.
(Учащимся предлагаются карточки с пословицами, поделенными на две части).