kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Борьба добра и зла в душе Раскольникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и обществознанию для 10 класса

 «Борьба добра и зла в душе Раскольникова»

Авторы: Слепушова Виктория Владимировна,

учитель истории и обществознания

Чугурова Любовь Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: раскрыть  универсальную философскую истину – вечную борьбу Добра и Зла  в процессе личностных идейно-нравственных поисков Раскольникова.

Задачи урока:

Задачи урока:

  1. в предметном направлении - повторение, обобщение  и систематизация  знаний и умений по работе с текстом, обществоведческими понятиями;
  2. в метапредметном направлении –

познавательные:   научиться анализировать,  обобщать  информацию;

коммуникативные:  умение  конструктивно обсуждать основные проблемные вопросы, обосновывать свое мнение, выражать основные мысли и идеи;

регулятивные: умение  самостоятельно определять цель урока: искать пути решения для достижения этой цели; осознавать степень достижения желаемого результата урока.

в направлении личностного развития - воспитание у обучащихся морально-нравственных качеств, интерес к отечественной литературе.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Визуализация картины «Старый рыбак». На картине "Старый Рыбак" известного венгерского художника Тивадара Чонтвари-Костки, написанной в 1902 году недавно обнаружили скрытый подтекст.

  • Что хотел сказать художник, создав этот образ?

Согласование целей урока с учащимися.

Корректировка темы урока.

2.Постановка учебной задачи.

Учитель литературы:

  • Что означает фамилия Раскольников? (Раздвоение, раскол.)
  • Между чем и чем? (Гуманность – жестокость; да – нет; сердце – разум; нравственный закон – вседозволенность. Главное - Добро – зло !)

Видеофрагмент художественного фильма Л. Кулиджанова «Преступление и наказание».

  • Почему такое начало фильма ? (Символика. Герой, стесненный своими убеждениями. Но внутреннее желание вырваться из этого плена велико, душа не выдерживает.)

Формулирует проблему:

 раскрытие  универсальной философской истины – вечной борьбы Добра и Зла  в процессе личностных идейно-нравственных поисков Раскольникова.

3. Совместное исследование проблемы. (Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся).

Учитель обществознания.

Упражнение 1. Конкретизация понятий «Добро и Зло»

Понятие

Значение

Признаки

Социальные санкции

Добро

Зло

Упражнение 2.  Этическая концепция Добра и Зла.

Этапы этической концепции

Конкретизация

Примеры

  1. Взаимоопределенность  Добра и Зла

Познание Добра, противостояние Злу

  1. Готовность к сопротивлению Злу

Внутренняя мотивация делать Добро

  1. Функциональная взаимосвязь Добра и Зла

Делание  Добра - добродетель

Упражнение 3.  Работа с высказываниями о добре и зле.

Соотнесите высказывание и этап этической концепции.

Суждение

«Когда Добро бессильно,  оно – Зло.» ( О. Уайльд)

«Нет худа без добра.»

«Высшая мудрость — различать добро и зло.» (Сократ)

«Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.» (М. Саади)

«В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.»  (Джами)

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло вершится без труда,

Добро творить трудней.»

(Фаррухи — Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани)

«Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного. » (Сократ)

«Путем зла не доходят до добра.»  (Вильям Шекспир)

«Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником.» (Мартин Лютер Кинг)

«Тут дьявол с  богом  борется,  а поле битвы — сердца людей.»

(Ф.М. Достоевский)

Соотнесите  суждение и этап этической концепции.

4. Моделирование способа решения проблемы.

Работа с документом Н. Бердяева «О русской философии»

Учитель истории: заполнение таблицы «Нравственные ориентиры личности» по алгоритму:

  • Нравственные ориентиры  как социальная норма
  • Нравственные ориентиры  Раскольникова

Актуализирует знания. 

Упражнение 4.

Таблица  «Морально-этические  ориентиры личности»

Категории

Должное, положительное проявление

Осуждаемое, отрицательное  проявление у Раскольникова

Нравственность

Человек – абсолютная ценность

Деление человечества на две группы; ум оторван от нравственности

Совесть

Душа человека

Рациональность

Идеалы

Духовный и разумный человек

Сильная личность

Ценности (цели)

Красота мира, христианские ценности

Свобода и власть

Свобода

Ответственность

«Кровь по-совести»,  вседозволенность для избранных

Любовь

Источник добра

Спасает от зла (порока)

Справедливость

Порядок мироустройства через добро.

Порядок мироустройства  через «кровь по-совести»

Вывод: двойственность, противоречивость образца и личности Раскольникова.

Основа, первопричина – свобода, основанная на вседозволенности (волюнтаризм) во имя избежания другой крайности - фатализма.

5. Конструирование нового способа действия.

Учитель литературы.

Упражнение 5. 

Составление кластера «Причины преступления Раскольникова»

Преступление

Социальные причины

Философское обоснование

Психологические истоки

Нищета

Деление человечества на два разряда

Духовные страдания

Желание помочь матери

«Кровь по совести»

Уверенность в своей исключительности

Сострадание к людям

Цель – свобода и власть

Желание испытать себя

Желание помочь всем

6.Переход к  решению частных задач.

Учитель литературы.

Работа с текстом произведения.

  • Как изображает Достоевский нравственные ориентиры Раскольникова?
  • Символы Добра в романе?
  • Символы Зла в романе?
  • Какие поступки являются символами нравственного перерождения героя?
  • Как проиcходит перерождение  героя?

Работа со схемой:

Учитель обществознания.  Продолжение работы с Упражнением 1.

Упражнение 1. Конкретизация понятий «Добро и Зло»

Понятие

Значение

Признаки

Социальные санкции

Добро

Зло

Наказание:

 крах теории;

нравственные муки;

смерть матери;

осуждение обществом;

ненависть каторжан.

7. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Учитель литературы. Работа с портретами Раскольникова.

Портреты Раскольникова до преступления, по пути к месту преступления, после преступления.  Автор И. Глазунов.

  • Есть ли противоречия в восприятии образов, созданных писателем и художником?
  • Можно ли говорить о двойственности?
  • Что объединяет первые два изображения, кроме героя?
  • За внешним обликом человека разгадать черты эпохи, народа, его национального своеобразия.
  • Через портреты показать внутренний мир, чувства, характер героя (мимика, жесты, манера, движение)
  • Предположить отношение художника к образу (личная симпатия или антипатия).

Вывод. «Только тогда, когда узнаем, что Раскольников задумал убийство, мы поймем, что не случайно был замечательно хорош собою. Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную мысль об убийстве и грабеже.  Преступление героя, отвратительное и низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом, может быть, тоже залог его воскрешения» С. Белов.

8. Контроль

9. Рефлексия. Подведение итогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Борьба добра и зла в душе Раскольникова»

Интегрированный урок по литературе и обществознанию для 10 класса

«Борьба добра и зла в душе Раскольникова»

Авторы: Слепушова Виктория Владимировна,

учитель истории и обществознания

Чугурова Любовь Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: раскрыть универсальную философскую истину – вечную борьбу Добра и Зла в процессе личностных идейно-нравственных поисков Раскольникова.

Задачи урока:

Задачи урока:

  1. в предметном направлении - повторение, обобщение и систематизация знаний и умений по работе с текстом, обществоведческими понятиями;

  2. в метапредметном направлении –

познавательные: научиться анализировать, обобщать информацию;

коммуникативные: умение конструктивно обсуждать основные проблемные вопросы, обосновывать свое мнение, выражать основные мысли и идеи;

регулятивные: умение самостоятельно определять цель урока: искать пути решения для достижения этой цели; осознавать степень достижения желаемого результата урока.

в направлении личностного развития - воспитание у обучащихся морально-нравственных качеств, интерес к отечественной литературе.


Ход урока:


1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Визуализация картины «Старый рыбак». На картине "Старый Рыбак" известного венгерского художника Тивадара Чонтвари-Костки, написанной в 1902 году недавно обнаружили скрытый подтекст.

  • Что хотел сказать художник, создав этот образ?

Согласование целей урока с учащимися.

Корректировка темы урока.

2.Постановка учебной задачи.

Учитель литературы:

  • Что означает фамилия Раскольников? (Раздвоение, раскол.)

  • Между чем и чем? (Гуманность – жестокость; да – нет; сердце – разум; нравственный закон – вседозволенность. Главное - Добро – зло !!!)

Видеофрагмент художественного фильма Л. Кулиджанова «Преступление и наказание».

  • Почему такое начало фильма ? (Символика. Герой, стесненный своими убеждениями. Но внутреннее желание вырваться из этого плена велико, душа не выдерживает.)

Формулирует проблему:

раскрытие универсальной философской истины – вечной борьбы Добра и Зла в процессе личностных идейно-нравственных поисков Раскольникова.

3. Совместное исследование проблемы. (Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся).

Учитель обществознания.

Упражнение 1. Конкретизация понятий «Добро и Зло»

Понятие

Значение

Признаки

Социальные санкции

Добро




Зло








Упражнение 2. Этическая концепция Добра и Зла.

Этапы этической концепции

Конкретизация

Примеры

  1. Взаимоопределенность Добра и Зла

Познание Добра, противостояние Злу


  1. Готовность к сопротивлению Злу

Внутренняя мотивация делать Добро


  1. Функциональная взаимосвязь Добра и Зла

Делание Добра - добродетель


Упражнение 3. Работа с высказываниями о добре и зле.

Соотнесите высказывание и этап этической концепции.

Суждение

«Когда Добро бессильно, оно – Зло.» ( О. Уайльд)

«Нет худа без добра.»

«Высшая мудрость — различать добро и зло.» (Сократ)

«Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.» (М. Саади)

«В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.» (Джами)

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло вершится без труда,

Добро творить трудней.»

(Фаррухи — Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани)

«Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного. » (Сократ)

«Путем зла не доходят до добра.» (Вильям Шекспир)

«Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником.» (Мартин Лютер Кинг)

«Тут дьявол с  богом  борется,  а поле битвы — сердца людей.»

(Ф.М. Достоевский)

Соотнесите суждение и этап этической концепции.

4. Моделирование способа решения проблемы.

Работа с документом Н. Бердяева «О русской философии»

Учитель истории: заполнение таблицы «Нравственные ориентиры личности» по алгоритму:

  • Нравственные ориентиры как социальная норма

  • Нравственные ориентиры Раскольникова

Актуализирует знания.

Упражнение 4.

Таблица «Морально-этические ориентиры личности»

Категории

Должное, положительное проявление

Осуждаемое, отрицательное проявление у Раскольникова

Нравственность

Человек – абсолютная ценность

Деление человечества на две группы; ум оторван от нравственности

Совесть

Душа человека

Рациональность

Идеалы

Духовный и разумный человек

Сильная личность

Ценности (цели)

Красота мира, христианские ценности

Свобода и власть

Свобода

Ответственность

«Кровь по-совести», вседозволенность для избранных

Любовь

Источник добра

Спасает от зла (порока)

Справедливость

Порядок мироустройства через добро.

Порядок мироустройства через «кровь по-совести»


Вывод: двойственность, противоречивость образца и личности Раскольникова.

Основа, первопричина – свобода, основанная на вседозволенности (волюнтаризм) во имя избежания другой крайности - фатализма.

5. Конструирование нового способа действия.

Учитель литературы.

Упражнение 5.

Составление кластера «Причины преступления Раскольникова»

Преступление

Социальные причины

Философское обоснование

Психологические истоки

Нищета

Деление человечества на два разряда

Духовные страдания

Желание помочь матери

«Кровь по совести»

Уверенность в своей исключительности

Сострадание к людям

Цель – свобода и власть

Желание испытать себя

Желание помочь всем



6.Переход к решению частных задач.

Учитель литературы.

Работа с текстом произведения.

  • Как изображает Достоевский нравственные ориентиры Раскольникова?

  • Символы Добра в романе?

  • Символы Зла в романе?

  • Какие поступки являются символами нравственного перерождения героя?

  • Как проиcходит перерождение героя?

Работа со схемой:

Учитель обществознания. Продолжение работы с Упражнением 1.

Упражнение 1. Конкретизация понятий «Добро и Зло»

Понятие

Значение

Признаки

Социальные санкции

Добро




Зло



Наказание:

крах теории;

нравственные муки;

смерть матери;

осуждение обществом;

ненависть каторжан.

7. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Учитель литературы. Работа с портретами Раскольникова.

Портреты Раскольникова до преступления, по пути к месту преступления, после преступления. Автор И. Глазунов.

  • Есть ли противоречия в восприятии образов, созданных писателем и художником?

  • Можно ли говорить о двойственности?

  • Что объединяет первые два изображения, кроме героя?

  • За внешним обликом человека разгадать черты эпохи, народа, его национального своеобразия.

  • Через портреты показать внутренний мир, чувства, характер героя (мимика, жесты, манера, движение)

  • Предположить отношение художника к образу (личная симпатия или антипатия).

Вывод. «Только тогда, когда узнаем, что Раскольников задумал убийство, мы поймем, что не случайно был замечательно хорош собою. Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную мысль об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом, может быть, тоже залог его воскрешения» С. Белов.

8. Контроль

9. Рефлексия. Подведение итогов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Борьба добра и зла в душе Раскольникова

Автор: Чугурова Любовь Васильевна Слепушова Виктория Владимировна

Дата: 27.12.2015

Номер свидетельства: 270602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Борьба добра и зла в душе Раскольникова"
    ["seo_title"] => string(34) "borbadobraizlavdushieraskolnikova1"
    ["file_id"] => string(6) "270601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451217965"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Борьба добра и зла в душе Раскольникова"
    ["seo_title"] => string(34) "borbadobraizlavdushieraskolnikova2"
    ["file_id"] => string(6) "270602"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451217972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства