kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Борьба добра и зла в душе человека по повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» и рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает вечные темы добра и зла. Учащиеся разбиваются на три группы: адвокаты, прокуроры и присяжные заседатели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Борьба добра и зла в душе человека по повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» и рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море».»















Момент истины.

(Борьба добра и зла в душе человека по повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» и рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море».)









Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3»

И.Н. Викторова










Г. Сокол, 2005 г.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба» и рассказ Э.Хемингуэя «Старик и море».

  2. Сравнить описание поединков в произведениях.

  3. Сравнить описание осетра и меч-рыбы.

  4. Найти сходство и различие во внешнем и внутреннем облике Игнатьича и Сантьяго.






Продолжительность урока – 2 часа.


































Любовь и смерть,

Добро и зло,

Что свято, что грешно,

Понять нам суждено.

Любовь и смерть,

Добро и зло,

А выбрать нам дано одно.


Сегодня мы поговорим с вами на вечные темы добра и зла, что получает победитель и за какие грехи попадают в ад. Здесь присутствуют два класса. Я предлагаю разделиться одному на две группы: «Адвокаты» и «Прокуроры», а второму стать «Присяжными заседателями».


«Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже 84 дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы…» Так начинается «Старик и море», начинается и очень просто, и довольно таинственно. Гольфстрим – великое теплое течение; соответственно представлению о его жизненной силе и образ старика, одиноко заброшенного в Гольфстриме, вырастает в некий сказочный образ смелого рыбака, чьи силы достойны великого теплого течения. Затем появляется неожиданная цифра 84 дня, загадочная и особо убедительная в силу своей точности. Атмосфера необычайности усиливается и тем, что за все эти дни не поймал он ни одной рыбы. Это начало для притчи, а не рассказа 20 века.

Небольшая цитата из другого текста: «Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнится, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных. И Ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.» (Ев. От Матфея, гл. 13, стих 47-50.)

Две разные цитаты, но как взвешенно каждое слово, словно жемчужины одинакового размера нанизаны на нить. А сближает эти отрывки жанр, в котором они написаны. В литературоведении такие произведения называются ПРИТЧАМИ. Что это такое?

(Ответы учащихся.)

А вот какое определение дает нам словарь: «Притча – малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне; в своих модификациях – универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.»

С дидактическими произведениями, которые учат нас жить, вы встречались в детстве, затем в школе, слышали от родителей и взрослых, сами будете говорить детям и внукам. Также и аллегория встречается в сказках, потешках, в серьёзных произведениях, сатирических, баснях. Для вас это не ново. Знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха вы прочитали в предыдущих классах. Но мало читать, нужно научится жить по нормам поведения и чтить 10 заповедей Иисуса Христа. Это Он – Великий Рыбак – любил говорить притчами, чтобы мы из образов-символов и немудрёного сюжета могли схватить суть рассказа и узнать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Вы знаете, что о жизни Иисуса Христа нам рассказали четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Как ни странно, но 7 Апостолов из 12 были рыбаками:

  1. Симон Петр.

  2. Иоанн.

  3. Иаков.

  4. Левий Матфей.

  5. Фома.

  6. Иуда Фаддей.

  7. Иаков Алфеев.

Все они были простыми людьми, жили согласно обычаям своего народа, верили в силы природы и языческих богов. Сантьяго и Игнатьич тоже верили в могущество ветра, моря, солнца, зверей. В их рассказах и воспоминаниях отразились древние представления о тотемных животных. Перед нами раскрывается глубочайший пласт народной культуры – мифы и легенды. Что это такое?

(Ответы учащихся.)

Вопрос. Чем отличаются притчи от легенд?

В легендах и мифах есть элемент фантастики, а притчи повествуют о жизненных фактах.

Вопрос. Что сближает притчи и легенды?

Символический смысл предметов, цветов, действий, даже имен.

Предлагаю вам внимательно взглянуть на эти два произведения. У одних из вас есть текст «Царь-рыбы», а других – «Старика и моря». Мы с вами постараемся понять, что чувствовали главные герои во время поединка с рыбой.


«Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому якову», - писал В. Астафьев в своей повести. Возьмем эти слова эпиграфом к этой части урока.

Вопрос. Как попалась Игнатьичу царь-рыба?

Чтение текста.

Вопрос. Скажите, какое чувство испытывал рыбак во время поединка?

Страх. В то же время хотел присвоить себе редкую рыбу.

Вопрос. Какой оказалась рыба?

Чтение текста.

Вопрос. Чем поразила она Игнатьича?

Глазами и тем, что была связана с природой как единое целое.


Теперь обратимся к рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море». Вот что писал автор: «Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы стать рыбой. Святой Пётр тоже рыбак…»

Вопрос. Что же произошло с Сантьяго в море на 85 день?

Рассказ о поединке.

Вопрос. Каким оказался марлин?

Ответы учащихся.

Вопрос. Что испытывал старик во время поединка с рыбой?

Усталость, желание победить страх, вернуть свою молодость, поймать рыбу.


У этих двух произведений есть совпадения. Какие?

  1. Действие происходит осенью.

  2. Рыбаки ждут помощь, но не находят её.

  3. «Не всякому якову достанется рыба», а перевод имени Сантьяго – Святой Яков.

Что же ещё общего? Послушайте отрывки. «Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу». (Астафьев) «Победитель не получает ничего».

Да, они не привезли домой рыбы, но вот тут-то и начинаются различия.

Вопрос. Скажите, а мог ли справиться с рыбой Игнатьич? Вспомните, какие мотивы у него были?

Вопрос. Скажите, почему не удалось Саньтяго доставить марлина домой?

Вопрос. Что получили рыбаки?

Вопрос. Скажите, что для себя вы вынесли из этих поединков?


Настала очередь перейти к выразительным средствам. Прошу вас ещё раз посмотреть на описание рыб и найти символы. О чём они говорят? Что подчеркивают? Какую информацию вам дает цвет, размер, особенности рыб?

(Ответы учащихся.)

Сантьяго и Игнатьич очень долго воевали с рыбой. Первый – три дня, второй – долгую ночь. Порой они видели сны. Какие? Какую информацию несли они? Для чего авторам понадобилось усыплять Сантьяго? Игнатьича?

(Ответы учащихся.)

А вот что означают видения в снах наших героев. (Чтение «Энциклопедии сновидений».)

Астафьев и Хемингуэй создали эффектные образы главных героев. По рассказу Хемингуэя был снят фильм. (Информация о фильме из энциклопедии «Звезды Голливуда»)

Предлагаю вам стать на время режиссёром, оператором и звукорежиссёром и «снять» эпизод «Поединок Игнатьича с царь-рыбой».

(Работа учащихся.)


Итак, близится конец нашей беседы. Помните, нашей целью было выяснить, что чувствуют герои во время поединка. Ваш ответ –

РАСПЛАТУ ЗА ГРЕХИ

Вопрос. Какие грехи были у героев?

Игнатьич – браконьер, жадный, алчный.

Сантьяго – гордость.

Вот мы с вами вышли на небольшое судебное заседание. Одни из вас через некоторое время должны будут обвинить рыбаков, а другие – защитить. Присяжные заседатели выслушают доводы обеих сторон и вынесут свой вердикт: кто виновен или не виновен, и за что. Чтобы помочь вам, приведу небольшую схему:

ДОБРО







ИСТИНА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Вопрос. Скажите, сколько истин на свете?

ОДНА

Вопрос. Что значит быть справедливым для Игнатьича и Сантьяго?

ПРАВЕДНОСТЬ

Каждый из них несет свой крест. У каждого есть оправдание своих поступков. Работа в группах.


Речи обвинения и защиты, решение присяжных заседателей.



Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-размышление на одну из тем:

    • Борьба добра и зла в душе человека. (По повести В.Астафьева «Царь-рыба» и рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море».)

    • Как вы понимаете слова Библии: «Не хлебом единым жив человек».

    • Согласны ли вы с мнением Хемингуэя, что «победитель не получает ничего»?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Позняк Ольга Александровна

Дата: 15.12.2019

Номер свидетельства: 532059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства