Урок по окружающему миру по теме "Берегите воду" проводился в 3 классе.Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: инструкционные карты,рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, тесты для проверки домашнего задания, стаканы сводой для исследования, учебник, рабочая тетрадь и контрольно-измерительный материал.Урок прошел интересно, дети работали активно, особенно понравился опыт с водой. Вывод сделали сами. Подвели итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Берегите воду конспект урока по окружающему миру»
МКУ Худоеланская СОШ
Учитель: Бабкина Н.А.
Окружающий мир 3 класс
тема: « Берегите воду.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».
Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.
Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».
Ключевые слова: вода.
Рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, тесты для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» .
Автор учебника:А.А. Плешаков.
№п/п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые универсальные учебные действия
1.
Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру
Мотивирует учащихся на работу.
«Добрый день!
Я рада видеть каждого из вас.
Вот опять звенит звонок, начинается урок.
Встали ровно и красиво…
Тихо сели вы сейчас.
Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час!
2. Прошу сесть на свои места
Руки?
Ноги?
Локти?
Спина?
3. Минутка погоды.
- Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня.
Приветствуют учителя.
Рассаживаются на свои места и отвечают хором:
На месте!
На месте!
У края!
Прямая!
Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода»
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
2
Актуализация знаний.
Цель:
А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
Предлагает поработать с тестом «Превращения и круговорот воды в »(Окружающий мир.Тесты.с.15-16)
2.Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки.
- Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.
«Сказка о самом великом чуде на Земле »
Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО.Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.
- Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя?
Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать?
Учитель: Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал. Послушайте экологическую сказку.
Спрашивает, почему такая беда случилась с речкой?
Отвечают на вопросы .Работают с тестом «Превращения и круговорот воды»с.15-16
Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.
Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы.
Высказывают предположения,
называют тему урока. Ставят учебные задачи.
Инсценируют сказку.
Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.
Плачет малая речонка.
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки. А друг друга узнать не могут
- Соседка, почему ты такая красная?
- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.- А ты почему жёлтая, как лимон?
Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…
-Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Отвечают, высказывают свои мнения
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять
3.
Постановка учебной задачи.
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и Б)Согласовать цель и тему урока.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
-А теперь несколько интересных фактов о воде.(Выводит на экран сведения о воде)
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы
чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.
●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.
Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.
Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо.( на экране)
«Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.
- От кого могло быть это письмо?
_-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.
Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов .
Работа с учебником (с 58-60 «Почему воду нужно беречь»рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").
Слушают учителя.
Читают письмо.
Выдвигают предположения, от кого оно могло быть.
Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1)
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4
Физкультминутка
Музыкальная физкультминутка (на экране)
5
Игра « Экологический светофор».
Цель:
Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде.
Организует игру, помогает сделать вывод. (Игра «Светофор»)
-А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный.
Ситуация 1.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.
- Почему красный цвет?
Ситуация 2.
На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше.Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».
- Почему зелёный кружок?
- Как же надо расходовать воду?
Готовят «Светофорчики»
Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.
Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
6
Практическая работа.
Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей)
Даёт задание, проводит инструктаж,
организует самопроверку. А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории.
-Кто такой исследователь?
-Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:
прозрачность,
наличие живых существ,
запах.
А свои результаты будем записывать в лист исследований .(Приложение 2)
Предлагает учащимся рассказать о своих исследованиях.
-Какие выводы сделаем?
-Как вы можете помочь воде в нашем озере?
Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ. Формулируют выводы наблюдений,
записывают результаты в лист исследований.
Договариваются между собой, выступает делегат от группы.
Высказываются, предлагают способы очистки воды.
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные:
Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.
7
Закрепление «Роль воды в жизни человека и охрана вод».
Цель:
Показать значение воды для живых организмов.
Учитель: Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду?
Проблемный вопрос:
-Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле? (показываю глобус)
Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые?
Организует беседу, помогает сделать вывод.
Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны.
Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.
Уточняют свои знания по данному вопросу.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием
Познавательные:
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Оформлять мысли в устной форме.
8
Рефлексия учебной деятельности..
Цель:
А)Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
В) Согласовать домашнее задание
Итог урока
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организует фиксирование содержания.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
- Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее.
Даёт комментарий к домашнему заданию.
Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!»
Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку учебной деятельности.
1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах
2.«Дерево успеха»
а)Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. б) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – цветок. в) Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек.
Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.
(Приложение 4)
-Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и вкусная вода.
А теперь прошу, ребятки,
Быстро встаньте по-порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде.
Представляют свои работы.
Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Убирают свои рабочие места.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную
самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию.
Коммуникативные:
Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.
Рабочий лист №1.
Мы узнали, что вода это __________, которое входит в состав любого ____________.
В природе вода встречается в трёх состояниях:
Вода - вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.
Вода обладает ___________________ .
Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.
Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.
Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .
Рабочий лист №2.
Мы познакомились с текстом _______________________________.
Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .
Вода содержится в клетках растений, _____________, _________________.
Вода составляет больше половины массы тела ______________ и ____________ .
Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____ л воды.
Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.
Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.
Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .
Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.
Рабочий лист №3.
Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .
Человеку для питья и для жизни нужна ____________ вода.
Кроме человека, в воде нуждаются ____________, ______________,
Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.
Вода нужна людям для _______________________________________________________