Цели урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека;
.рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; развивать логическое мышление, познавательный интерес, память, воображение, внимание, смекалку;
воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, практический метод, игровой метод, обучающий контроль.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с тестами.
Цели урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека;
.рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; развивать логическое мышление, познавательный интерес, память, воображение, внимание, смекалку;
воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
Методическая цель: использование метода демонстрации как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Ход урока.
I. Организация учащихся.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Ученики:
1) В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2) Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3) На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что она –
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжаем говорить о воде. Тема урока: «Берегите воду». Вспомним и обобщим знания о воде, о трёх её состояниях, о явлениях природы, связанных с водой. Подумаем: как человек использует воду, выясним причины загрязнения водоёмов, узнаем способы охраны водных ресурсов. Поможет нам смекалка, внимание. У нас в гостях капелька воды – Капитошка. Он приготовил для нас интересные задания, а мы расскажем ему всё, что знаем о воде.
III. Проверка домашнего задания. Обобщение знаний и воде.
1. Кроссворд «Три состояния воды»
- Первое задание от Капитошки: Кроссворд «Три состояния воды». В каких состояниях бывает вода в природе? (твердом, жидком, газообразном)
Отгадайте загадки, назовите состояние воды. Если справитесь с задание, узнаете ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке. (Снежинки)
2. Рассыпался горох,
Никто его не соберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)
3. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
4. На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)
5. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
6. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)
7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
8. Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст. (Радуга)
9. Шел долговяз,
В сырую землю увяз. (Дождь)
10. Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
- При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду?
- Вы правильно отгадали загадки, прочитайте ключевое слово (круговорот).
2. Круговорот воды в природе.
- Второе задание от Капитошки: рассказать, как происходит круговорот воды в природе. (Рассказ детей по схеме)
3. Тест.
1)Лед и снег-это вода..
а)в твердом состоянии;
б)в жидком состоянии;
в)в газообразном состоянии.
2)Что происходит с водой при нагревании?
а)вода сжимается при нагревании;
б)вода расширяется при нагревании;
в)изменений с водой при нагревании не происходит.
3)За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?
а)вода, превращаясь в лед, расширяется;
б)вода, превращаясь в лед, сжимается;
в)повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
4).Ты вымыл пол в классе .Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б)вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
Взаимопроверка выполнения по слайду в парах.
- Молодцы, вы вспомнили и рассказали нашему гостю о трёх состояниях воды, о круговороте воды в природе. Он убедился в ваших знаниях, и приглашает вас в небольшое путешествие: полюбоваться своей родной рекой.
Течет река. Бежит река.
Бежит река издалека.
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока.
Растут деревья и цветы,
И солнце светит с высоты.
- Что хочется сделать, глядя на такую реку? (искупаться)
IV. Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это - брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
V. Работа по теме урока.
1. Выявление значения воды для человека.
а) Использование воды человеком.
- Мы сейчас «искупались» в реке. А зачем ещё нужна вода человеку? Ответить на этот вопрос помогут подсказки, подготовленные Капитошкой.
Учащиеся рассказывают по слайду об использовании воды человеком.
б) Практическая работа.
- Любая ли вода подходит для этих целей? Какую воду использует человек? (только чистую, пресную воду).
- О чистоте воды могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить, пригодна ли вода для купания.
Попробуйте определить, в какой из пробирок находится чистая вода? (Работа в парах. На каждой парте стоит несколько проборок с водой. Чистая вода только в одной из них. Дети определяют, в какой из них, и обосновывают свой ответ.)
в) Рассказ учителя о запасах пресной воды.
Казалось бы, что воды на Земле много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды в природе не так и много. На каждые 100л воды приходится всего 2л пресной, т.е. соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находиться в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Они содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках и озерах. В озере Байкал, самом глубоком мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на диаграмме: 97%-соленая,2%-ледники,1%-доступная пресная вода.
г) Игра «Дополните предложения»
Слайд: Вода человеку ____________, но она должна быть ________ и _______________, а такой воды __________на планете. Поэтому воду нужно __________.
Слова для справок: (необходима, мало, чистой, пресной, беречь)
2. Обсуждение причин загрязнения.
- Однажды Капитошка отправился в гости к своим друзьям – капелькам воды, которые живут в реке, протекающей через город. Они много рассказывали Капитошке о своей реке: по ней ходят пароходы и лодки, отдыхают люди, на её берегах построен огромный завод. Но когда Капитошка увидел своих друзей, он был неприятно удивлён: они были очень грязными. Посмотрите на слайд и ответьте: почему?
3. Работа с учебником, выяснение способов защиты водоёмов;
- Капитошка задумался: как помочь друзьям? Что нужно делать, чтобы река была чистой? Если мы сможем назвать способы охраны воды, то река очистится. Прочитаем текст учебника с.58.
Самостоятельное чтение текста учебника. Ответ на вопрос.
- строить очистные сооружения,
- загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.
4. Сообщение учащихся
а) Охрана реки Воронеж
Липецк – центр нашей области. По территории города протекает река Воронеж. В Липецке есть несколько крупных заводов. Из-за сточных вод превышено содержание вредных ядовитых веществ в реке. Поэтому в Липецкой области разработана программа по охране окружающей среды. На всех заводах Липецка будут установлены новые современные очистные сооружения.
б) Охрана вод на реке Быстрая Сосна.
Наш город раскинулся по берегам реки Быстрая Сосна. Проблема загрязнения существует и у нас. В нашем городе тоже действует программа по охране окружающей среды. В Ельце будет улучшена система канализации, на некоторых заводах создадут линии по очистке отработанной жидкости. Школьники, в том числе и старшеклассники нашей школы ежегодно очищают берега Быстрой Сосны от мусора.
5.Экономное отношение к воде.
- Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а как дети могут принимать участие в охране воды?
- не мусорить
- не лить зря воду.
- Прочитайте и запомните правила экономии воды.
1. Закрывай кран, пока чистишь зубы (через кран за 1 минуту выливается 10 л воды.)
2. Будь аккуратным, не пачкай одежду (100 литров воды можно сэкономить, если не пачкать одежду на улице и в школе. Ведь именно столько тратит ваша мама на 1 стирку).
3. Пользуясь водой, экономь каждую каплю.
6. Закрепление изученного.
- Выполним ещё одно задание Капитошки. В учебнике на странице 60 вопросы рубрики «Подумай». Дети, сидящие на первом ряду, отвечают на 1 вопрос, второго – на второй, третьего – на третий.
6. Игра «Капельки»
- Мы помогли Капитошке и его друзьям: рассказали, как охранять воду. Они предлагают нам поиграть в игру. Нам нужно, чтобы капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.
жизнь, в _ да, это
б_ речь, её, мы, д_лжны
(Ответ: Вода – это жизнь. Мы должны её беречь.)
- Капитошка дополнил высказывание своим предложением: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.
Помните об этом. Капитошка прощается с нами и остаётся с друзьями в чистой реке, но мы с ними ещё обязательно встретимся.
VI. Подведение итогов урока.
- Наш урок заканчивается.
-Что повторяли о воде?
- Какие причины загрязнения водоёмов запомнили?
- Что нужно делать, чтобы запасы пресной воды не уменьшались?
Комментирование и выставление оценок.
Домашнее задание.
- Вспомнить то, о чём говорили на уроке, поможет текст учебника 57-61, в рабочих тетрадях выполните задание №2 на странице 26: нарисовать плакат «Берегите воду», которые мы обсудим на следующем уроке.