kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бажов П.П. "Серебряное копыте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка урока литературное чтение в 4 классе по теме Бажов П.П. "Серебряное копытце"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бажов П.П. "Серебряное копыте"»

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Цель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»;

  • отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать умение анализировать произведения

  • работа над жанром «сказ»

Развивающие:

  • совершенствовать навык беглого чтения

  • развивать память, речь, мышление

  • развивать умения характеризовать поступки героев

Воспитательные:

  • воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе


Ход урока.

Орг. момент.

Постановка цели урока.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его… Павел Петрович Бажов.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. С каким его произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Свои произведения Бажов называл сказами. - «Серебряное копытце» - сказ.  Подберите однокоренные слова. Сказ — рассказ – сказка Что такое сказка? (Сказка — это фольклорное или литера­турное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.) Что такое рассказ? (Рассказ это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события.) Что такое сказ?  сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)

В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности. Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале, близ города Екатеринбурга и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славится Урал. По мотивам сказов Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок», балет «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма «Азов-гора», мультипликационный фильм «Серебряное копытце» и др. Писатель ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами. Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений. Некоторые из них представлены сегодня на нашей выставке, которую вы можете рассмотреть на перемене.

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, мрамора, яшмы и др. камней. Что из них делают?

Проверка домашнего задания.

Дома вы дочитали сказ «Серебряное копытце». В сказе вам встретилось немало незнакомых слов. Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.

Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.

Приказчик – начальник

Козлик – молодой олень.

Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.

Покосные ложки – место, где косят траву.


Пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Барская рукодельня – ручной труд.
Несподручно – неудобно.
Пособник – помощник в делах.
Голбчик – ступенька для всхода на печь.
Ныне –сегодня.
Солонина – солёное мясо.

Статочное ли дело – хорошее ли дело.

Выборочное чтение.

Где происходят события?

Кто главные герои сказа?

Как жилось сиротке в чужом доме?
Какое чувство вызывает у вас такое житьё?

Чем занимался Кокованя?

Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?

Как они относились друг к другу? 

Можно сказать, что они были счастливы? 

Какое у каждого было дело?

О ком спрашивала Дарёнка деда?

Как выглядел козлик?


Работа в парах. Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.

К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено? Зачитайте. Какие камни стали находить?

Легенда о козлике.

А знаете ли вы , какая легенда лежит в основе произведения?

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Великий Лось нес на своих рогах солнце. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Подведение итогов.

Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

За что же герои были награждены?

Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

А какой урок извлекли вы?

Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

Рефлексия

А вы верите в чудеса?

Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтоб нам грустно не стало,

Сказочный открыл засов.

Только засов отворился,

В сказку открылася дверь:

Запах лесов заструился, -

В мир ты волшебный поверь.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая, -

Книги прочесть не забудь.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Бажов П.П. "Серебряное копыте"

Автор: Юферова Татьяна Александровна

Дата: 22.12.2020

Номер свидетельства: 568208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Летописец земли Уральской: Сказ о Павле Петровиче Бажове: Литературный час для 3-4-х классов "
    ["seo_title"] => string(104) "lietopisiets-ziemli-ural-skoi-skaz-o-pavlie-pietrovichie-bazhovie-litieraturnyi-chas-dlia-3-4-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "150628"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420538089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка сценария праздника ко "Дню матери""
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotkastsienariiaprazdnikakodniumatieri"
    ["file_id"] => string(6) "288613"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454656719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка сценария праздника ко "Дню матери""
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotkastsienariiaprazdnikakodniumatieri1"
    ["file_id"] => string(6) "288614"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454656726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства