Тема: "Архитектурные памятники
Обучающие:
обучение детей правильно компоновать объект на листе, а также правильно изображать предмет;
углубление эстетического познания;
знакомство учащихся с памятниками города Караганды.
Воспитывающие:
воспитание любви к родному городу, его культуре.
Развивающие:
формирование представления об архитектуре Караганды на примере монументов «Шахтёрская Слава», «Стеллы Независимости» и памятника «Покорителям космоса»;
развитие чувства цвета, художественного вкуса;
развитие интереса к предмету.
Задачи урока:
Создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию культуры детей;
Повысить знания у учащихся о родном городе;
Развивать творческую и познавательную активность.
Зрительный ряд:
иллюстрации с изображениями архитектуры Караганды;
иллюстрации, рисунки памятника «Шахтерская Слава» и др.;
работы учащихся;
магнитная доска с набором магнитов;
презентация «Архитектурные памятники Караганды» (Приложение 1)
Материал и инструменты для учеников:
бумага формата А3, акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши, пастель, фломастеры.
План урока.
1. Сообщение цели урока.
2. Беседа об архитектуре Караганды.
3. Рассказ об истории города Караганды и его памятниках
4. Просмотр презентации.
5. Творческая деятельность учеников.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Объяснение нового материала
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашем родном городе Караганде и о его архитектурных памятниках. Ребята, скажите, а для чего предназначены архитектурные памятники?
Дети: Памятники – рассказывает нам об истории.
Учитель: Правильно. Памятником называется какое-либо сооружение, предназначенное для увековечения событий, людей, объектов. Он помогает помнить тех, кого уже нет рядом, иногда памятник воздвигают еще живым людям, сделавшим что-то хорошее.
Архитектурные памятники украшают город, помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра.
Наш с вами город Караганды - крупный индустриально-промышленный, научный и культурный центр. 10 февраля 1934 года Караганда получила статус города. На территории города насчитывается около 50 памятников истории и культуры. Из них наиболее яркие и популярные - это Дворец культуры горняков, Дворец спорта имени Н. Абдирова, театр им. К. Станиславского и С. Сейфуллина, гостиница «Чайка», здание цирка, стадион «Шахтёр», памятники Н. Абдирову, Бухар жырау, Г. Мустафину, А. Байжанову, «Шахтёрская Слава», боевой славы «Вечный огонь», архитектурно-мемориальный ансамбль в честь воинов-карагандинцев, погибших в Афганистане, недавно открывшейся большая мечеть на юго-востоке, памятник Покорителям космоса и др.
Учитель: Дети, давайте с вами вспомним любые другие архитектурные памятники нашего города.
Ответы учеников.
Учитель: Сейчас мы рассмотрим с вами самый популярный в Караганде памятник шахтерам, расположенный в центральном парке города. Монумент «Шахтёрская Слава» — символ города Караганды. Памятник открыли в 1974 году. Фигуры шахтеров отлиты в бронзе. Это два шахтера - русский и казах - в сильном и энергичном движении подняли над головой пласт угля. В движении фигур выражена гордость рабочего человека, его дерзновение. Вместе с тем «Шахтерская слава» - памятник дружбы народов СССР. В самом деле, к его созданию приложили руку представители многих национальностей. Еще не обретя законченную форму, он успел побывать в Москве и Ленинграде, камни для его постамента обрабатывали в АлмаАте.
Следующий памятник архитектуры, который мы с вами рассмотрим – это "Стелла независимости", расположенная в районе «Юго-восток» города Караганды.
Стелла независимости была открыта в 2006 году. Стелла декорирована с четырех сторон тулпарами, означающий бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Также можно найти национальные орнаменты с колоссами.
На вершины стелы была установлена композиция Орла под солнцем. Орёл или беркут в миропонимании кочевников занимает особое место. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
И следующий памятник архитектуры, который мы с вами сейчас рассмотрим - это недавно открывшийся памятник в Караганде - «Памятник покорителям космоса», установленный на площади имени первого космонавта Юрия Гагарина. В юбилейный год 20-летия Независимости нашей страны был открыт этот замечательный мемориал, посвященный 50-летию первого полета человека в космос. Он олицетворяет собой достижения в освоении космического пространства. Этот мемориал - дань уважения мужеству и подвигу всех поколений и стран, совершивших величайший прорыв человечества. Кроме того, этот мемориал - напоминание об участии нашей страны в освоении космоса. В целом композиция отражает тему науки, техники, прогресса, достижений всего человечества. Расположенная на самом верху звезда олицетворяет высокую цель, которую человечество ставит перед собой.
А сейчас, ребята, давайте посмотрим небольшую презентацию. Приложение 1.
Учитель: Теперь для вас открыто пространство белого листа. Вы можете начать воплощать на лист любой понравившейся вам памятник нашего замечательного города, используя любые материалы на ваш выбор.
Итог урока.
Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Назовите, пожалуйста, с какими памятниками Караганды вы сегодня познакомились?
Ответы учеников.
Выставка работ. Учитель: Спасибо всем за работу.