Научная статья : Архитектурные памятники, названные в честь женщин
Научная статья : Архитектурные памятники, названные в честь женщин
На Востоке к женщине всегда относились с уважением. Поэтами она воспета в стихах, возвеличена и увековечена в мелодиях Муганни, в произведениях изобразительного искусства, в названиях архитектурных памятников. Подтверждение этому находим и в археологических находках: в статуэтках, цветных иллюстрациях древних рукописей, в устном народном творчестве, дастанах. Женскими именами назван ряд древних архитектурных памятников, находящихся на территории Узбекистана. О некоторых из них мы расскажем. В народе немало терминов, географических и исторических объектов, получивших название имени девушек: Кизкетган, Киз учган, Кизбулак, Кизкурган, Кирккиз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья : Архитектурные памятники, названные в честь женщин»
Архитектурные памятники, названные в честь женщин
Бегутжанова Изабелла Юрьевна
Бухарский профессиональный колледж ирригации-мелиорации и архитектуры,Узбекистан
На Востоке к женщине всегда относились с уважением. Поэтами она воспета в стихах, возвеличена и увековечена в мелодиях Муганни, в произведениях изобразительного искусства, в названиях архитектурных памятников. Подтверждение этому находим и в археологических находках: в статуэтках, цветных иллюстрациях древних рукописей, в устном народном творчестве, дастанах. Женскими именами назван ряд древних архитектурных памятников, находящихся на территории Узбекистана. О некоторых из них мы расскажем. В народе немало терминов, географических и исторических объектов, получивших название имени девушек: Кизкетган, Киз учган, Кизбулак, Кизкурган, Кирккиз.
Крепости и курганы с аналогичными названиями – не редкость на территории республики. Останки многих из них все еще высятся в Денауском, Шерабадском и Термезском районах Сурхандарьинской области. Крепость Кирккиз (сорок девушек), например, находится в кишлаке Намуна, что в Термезском районе. Это – монументальное сооружение, где использовано неповторимое по красоте архитектурное решение расположения комнат, террасок. Крепость является архитектурным образцом IX – X вв. По преданию, в ней жила Гулоим и сорок ее подруг, которые героически сражались против захватчиков. Согласно другим источникам, здесь учились девушки, о чем рассказывается в художественном фильме «Тайна крепости Кирккиз» известного кинорежиссера Раззака Хамраева. В «Крепости Кирккиз», по сюжету фильма, женщины-ученые вели научную деятельность. В фильме названы имена Рухайдаи Даврон, Хурайда бинти ал-Хаким, повествуется также о великих открытиях и научных взглядах их учителя Ахмада Устурлобий ас-Согуний ат-Термизий. Поскольку в крепости жили самые образованные девушки Азии, она вошла в историю науки как «академия сорока девушек». Планировка жилых комнат, залов, подсобных помещений рассчитана на то, чтобы там было удобно и уютно жить, учиться, в частности, изучать астрономию и вести наблюдение за звездами.
«В областном духовно-просветительском благотворительном центре «Кирккиз», организованном в 2004 г., хранится фонд рукописей, – рассказала нам ученый-востоковед Гулсум Хужамкулова. – Книжный фонд непрерывно пополняется. При переводе книги «Илм ун-нужум», взятой из хранилища, выяснилось, что одна из частей названа «Кирккиз». В главе детально рассказывается о том, что в академию девушки прибыли из сорока стран, сдав при поступлении сорок экзаменов. Бытуют сведения и о том, что академия была университетом, где девушек обучали сорока профессиям, а во главе стояла дочь Аль Хакима ат-Термезий-Рухайдаи Даврон. Девушки во время учебы обучались многим наукам и профессиям, говорили на сорока языках. Наряду с гуманитарными предметами фундаментальные знания они получали по медицине и астрологии». Некоторые археологи не хотели признавать исторической ценности объекта и констатировали его как мыловаренный завод. В годы независимости отношение изменилось, а исторические факты восстанавливаются.
Колыбелью науки, давшей миру таких ученых, как Авиценна, Имам аль Бухари, является священная Бухара. Недалеко от нее в селении Касри Арифон находится захоронение главы и одного из основателей суфийского ордена Хожагон-Накшбандия – Баха ад-Дина Накшбанда. В XVI в. Абдулазизхан I реконструировал хазиру с дахмой святого и рядом с ней выстроил крупное здание – хонако, на западе от него находился погребальный двор с дахмами ханов, а к северо-западу – двор с хонако Абдулазизхана I. Впоследствии вблизи от дахмы святого возвели две мечети с колонными айванами, минарет, вырыли колодец и т. д. В годы независимости комплекс капитально отреставрирован. Паломники посещают захоронения Баха ад-Дина Накшбанда и его матери – Арифы, которая, как гласят предания, была высокообразованной женщиной, откуда и ее имя Арифа – знающая, мудрая. В архитектурных решениях, в отделке зданий – своеобразный поиск зодчих из народа. В центре прекрасного портально-купольного строения – большой ритуальный зал, перекрытый большим куполом, пронизанным четырьмя мощными пересекающимися арками, эффектно просматривавшимися издали. Декоративный плафон зала и ниша во внутренней стене мечети были украшены двухцветным терракотово-белым ганчевым декором в технике «кырма». Хонако Чилдухтарон (сорок девушек) примыкает к мемориальному комплексу Баха ад-Дина Накшбанда. История сохранила рассказы о подвиге героев, погибших за честь и свободу родины. Они остались в памяти народа. Чилдухтарон – одно из таких мест.
Мечеть Биби-ханым. сооружена по распоряжению Амира Темура в XIV в. в Самарканде – столице империи Темуридов, желавших превратить город в «сияющую точку мира». Воздвигнута мечеть старшей женой правителя – Сарай Мульк-ханым-Биби-ханым. Имена зодчих, мастеров, архитекторов, построивших эту жемчужину, неизвестны. Общая площадь соборной мечети 167х109 м. По углам высились минареты до 50 метров, в результате землетрясений они разрушились, уцелел лишь нижний ярус северо-западного минарета высотой 18,2 м. В обеих частях двора – четырехпортальные ворота. В центре его – громадных размеров мраморный лавх – пюпитр для Корана. Мрамор по бокам расписан растительными узорами. Портал находится от него на расстоянии 19 м и украшен темно-синими, голубыми и белыми узорами. Минареты – выше порталов. Узоры геометрических форм и арабской письменности, обвивая стены, плавно поднимаются вверх и составляют основную часть украшений. Мозаика радугой переливается на солнце. Шарафиддин Али Яздий сказал, что если бы не было небесного купола, то купол этой мечети считался бы единственным на земле. Пристальное внимание уделяла вопросам просвещения, покровительствуя ученым, Сарай Мульк-ханым – женщина волевая, мудрая и обаятельная, Сахибкиран ценил эти ее качества и доверил воспитание венценосных внуков. В медресе Биби-ханым, по свидетельству венгерского путешественника Вамбери, были обучены грамоте около тысячи талибов. Биби-ханым построила его в честь своей матери, усыпальница которой находится в мавзолее на центральной оси медресе. С медресе Биби-ханым виден многоярусный некрополь Туман-огы – одной из любимых жен Амира Темура. В ее честь полководец построил в Самарканде «Боги бехишт», отреставрированную в 1996 г. по случаю 660-летия со дня рождения Амира Темура.
Мемориальный комплекс XIV – XV вв. Туман-ога – одна из составных частей комплекса Шах-и Зинда, включающего три вытянутых с севера на юг помещения: мечеть, худжры (кельи), мавзолей. Трехкупольная мечеть расположена с южной стороны. Текст на двери при входе подтверждает, что основателем является дочь амира – Мусы Туман-ага. Шедевр архитектурного зодчества XIV в. – изысканный мавзолей Шах-и Зинда построен в честь младшей сестры Амира Темура Ширин-бек-аги. На своде арабскими буквами начертано, что эта усыпальница принцессы Ширин-бек-ага – дочери Тарагая, 1385 г. Арка четвертой ниши переходит в купол: узор ее составлен из кирпичиков и керамических облицовочных плиток. Изумительна цветовая гамма наборной мозаики сапфирово-синего тона. Угловые пазухи арочного яруса в большинстве случаев заполнены полукуполами или половинами сомкнутых сводов, но различное декоративное оформление придает интерьерам уникальность.
Мавзолей Шади-Мульк-ага расположен напротив предыдущего здания усыпальницы на самом гребне крепостной стены. Его построила младшая сестра Амира Темура Туркан-ага для дочери Шади-Мульк-ага. Ниша, ставшая обязательным элементом интерьера архитектуры этого периода, внесла разнообразие в композицию и начиналась над панелью, включаясь в ярус арочных парусов. Профессиональное мастерство зодчих проявилось в сопоставлении различных по колориту и технике исполнения облицовок интерьера и экстерьера, придающих легкость и ажурность порталу, где использованы резная поливная терракота и расписная майолика. В цветовую гамму облицовок введены теплые тона. Усыпальница Туркан-агы тоже находится здесь. Сталактиты украшают своды над портальными нишами. Граненые ячейки нижних сталактитовых рядов совмещены с краем арки. В резной поливной терракоте преобладал растительный узор, выявленный глубокими тенями, в майолике геометрическую основу узора создавал рельеф, а растительный орнамент исполнялся надглазурной или подглазурной росписью. В узорах мозаик главенствовал растительный элемент, основной мотив выделялся цветом. Постройки Шах-и Зинда создавали представители различных школ, среди них самаркандцы Бахреддин и Шамседдин, бухарец Зайнеддин, каршинец усто Алим. Их имена вписаны в узоры на портале и мукарнасах. Памятник – символ достижений мемориального и резного искусства.
Медресе Модарихан построено в Бухаре около 1567 г. в честь матери Абдулла-хана. У медресе прямоугольный внутренний двор с одним айваном (порталом и нишей). Во дворе – лоджии в два этажа, за ними – худжры. Медресе двухэтажное, сложено из жженого кирпича в форме квадрата. Модарихан богато украшено изразцами из разноцветной кирпичной мозаики. На майоликовых плитках изображены бутоны цветов. Фасад расписан геометрическими узорами, комнаты разделены на три части.
Идея посвящения женщине памятников искусства, увековечивающих ее имя, задумывалась как неотъемлемая часть архитектурных сооружений при строительстве городов древнейшей цивилизации Востока. Еще многие века женщину – олицетворение красоты и нежности, гармонии ума и загадочной силы при всей ее необычайной хрупкости и изяществе будут воспевать в своих творениях мастера всех видов искусства мира.