Актуализация знаний и постановка проблемы | 1.Организационный момент. 2.Речевая разминка. Предлагаются анаграммы. ОРОВАН (ворона) ДЕВЬМЕД (медведь) ТЛЯЕД (дятел) Проворонила ворона воронёнка. Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда, много пчёл. Дятел дуб долбил, да не додолбил. | Расшифровать анограммы, вспомнить скороговорки, в которых эти слова встречаются, произнести скороговорки быстро. | Метапредметные (М/П) Развитие логического мышления (синтез) Развитие артикуляционного аппарата | Самоконтроль по презентации | |
Формулирование темы урока | 3.Подготовительный этап. - Посмотрите на выставку книг, определите, какую книгу можно назвать лишней и почему? Ш. Перо «Красная шапочка», Русская народная сказка «По-Щучьему велению», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», А.Н.Толстой «Буратино», Русская народная сказка «Снегурочка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и В.Бианки «Чей нос лучше». - Какую книгу назовёте на этой выставке лишней, почему? - На какие группы можно разделить оставшиеся книги? - Какие жанры литературных произведений вы знаете? - Что мы называем сказками? - Какие виды сказок бывают? Сегодня на уроке мы поведём разговор о сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек": о ее создании, сюжете, идее и героях. Поучимся работать самостоятельно и в группах. Объясните. Сделать это легко или трудно? Сегодня мы познакомимся с произведением, один из героев которого смог это сделать. Как вы думаете, кто это был? Перед вами учебные задачи, которые мы решаем при изучении художественного произведения. Выберите то, что, по вашему мнению, мы должны сделать сегодня. -Итак, сегодня на уроке мы должны:… |
Мотивируют свою деятельность
Формулируют тему, ставят учебную задачу |
-мотивация деятельности, -построение высказываний, понятных собеседнику,
формулировка темы, -целеполагание, | Самоконтроль по презентации | Слайд 1 Слайд 2 |
Совместное открытие знаний Проверка домашнего задания Совместное открытие знаний | Познакомимся с некоторыми биографическими моментами жизни Аксакова Сергея Тимофеевича. Сообщение №1 Сообщение №2 Немного произведений оставил после себя этот писатель, но одно из них можно по праву назвать «жемчужиной» русской литературы – это сказка «Аленький цветочек». Интересна история написания этого произведения. Если вы откроете начало сказки и прочитаете вступление, вы обратите внимание, что эту сказку Аксаков посвятил своей внучке Оленьке. А история здесь такова. Сообщение №3 Сообщение №4 А откуда появился сюжет этой замечательной сказки? Сам писатель в своих воспоминаниях рассказывает вот такую историю. Сообщение №5 (см. приложение) 1 уровень Вы подготовили рисунки к понравившемуся эпизоду. Многие известные художники любили иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев, Лебедев, Конашевич. Многие художники иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Это Людмила Трощенкова. Ее книга выполнена в виде шкатулки. Художник А.Азелин иллюстрировал книгу, которую вы брали в библиотеке. Очень ярко и красочно иллюстрировала свою книгу Любовь Ионова. У художника Н.Деткова рисунки черно-белые, но очень выразительные, так же рисунки черно-белые в книге художницы М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге художника А.Олина. -Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке, приобщились к ней непосредственно, стали участниками в ее жизни. Но и вы молодцы все постарались нарисовать неплохие рисунки. 2 уровень: Вы поучаствовали в создании сказки - придумали начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Написали небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?" 3 уровень: В сказке Аксакова встречаются незнакомые слова и выражения. Как вы объяснили их значение, обратившись к словарю. -А сейчас мы откроем двери в эту удивительную сказку. -К какому виду сказок мы определим сказку «Аленький цветочек»? -Какие признаки волшебной сказки в ней встречаются? -На самом деле их гораздо больше. Русский учёный В.Пропп изучая волшебные сказки, выделил 30 таких признаков. Все вместе они составляют примерную схему событий волшебной сказки. Вот 10 наиболее часто встречающихся признаков: Предписание или запрет. Нарушение. Вредительство. Волшебные дары (или другая помощь). Борьба. Победа. Возвращение героя. Трудные испытания. Наказание ложных героев. Свадьба. -Разумеется, не в каждой сказке события развиваются только именно по этим признакам. Возможно добавление новых и исключение некоторых из названных событий, нарушение последовательности. -Какими из этих признаков можете дополнить свои ответы? Работа над содержанием сказки. - Назовите главных героев сказки. 1. Кем был отец трёх дочерей? Куда отправился купец? Сколько времени дал он на раздумье дочерям? 2. Какие подарки просили привезти дочери купца? (отрывок зачитывается по ролям: автор, купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь) 3. Как купец оказался в дремучем лесу? 5. Какой был дворец? 6. Чему удивился купец? 4. Как купец нашёл аленький цветочек? Что с ним случилось после того как он сорвал цветочек? 7. Прочитайте описание лесного чудища. Физминутка Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные. (песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек»)
8. С каким условием отпустил чудище купца домой? 9. Как купец оказался дома? 10. Как дочери встретили отца? 11. Почему младшая дочь согласилась помочь отцу? Как это её характеризует? 12. Что стало с девушкой, когда она увидела зверя лесного в первый раз? 13. Как жилось девушке во дворце? 14. Что стало с лесным зверем? 15. Какое заклятье наложила колдунья на принца? 16. Чем закончилась сказка? 17.Как охарактеризуем купца? Составим план. | Выступления учащихся, подготовивших дома сообщения Класс заполняет карточку Готовят выставку рисунков по сказке. Зачитывают тесты сочинений. Находят объяснение словам в сносках или по словарям Определяют вид сказки, называют признаки волшебной сказки по карточке письменно
Выборочное чтение (учащимся заранее давался список вопросов, по которым они должны были найти отрывки в тексте сказки, сделав метки по номерам вопросов). Изображают мимикой, жестами лесное чудище. Чтение по ролям | Познавательные: Общеучебные:, умение пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями, умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее, строить речевое высказывания в устной форме. Личностные: развитие памяти Личностные: Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Предметные: Развивать умение создавать собственные небольшие тексты. М/П: Работать со справочной литературой. Предметные: Знание видов сказок, их отличительные признаки. Предметные Учатся ориентироваться в содержании книги, овладевают приёмами работы с книгой, совершенствуют навык осознанного, выразительного беглого чтения Личностные Развивать воображение, творческие способности Предметные: уметь находить в тексте слова персонажей, определять нужную интонацию, правильно передавать её при чтении. | - Понравились ли сообщения ваших одноклассников? -Что запомнилось больше всего? - Как вы оцените для себя услышанный материал? (см.Рефлексия) Оцените, как вы подготовились к домашнему заданию +было легко -было трудно. Почему, в чём испытывали трудности Оцените, как вы подготовились к выборочному чтению +было легко -было трудно. Почему испытывали трудности | Слайд 3 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
Закрепление изученного материала | - А теперь немного поразмышляем. - Ещё раз вспомните, кто главные герои сказки? - А почему она называется «Аленький цветочек»? - Является ли он главным героем? - Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему? - Как вы думаете, символом чего является аленький цветочек? - Чему учит эта сказка? Соотнесём картинки с текстом Вывод: Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. | Давая характеристику главным героям, высказывают свои мысли, приводят аргументы для их подтверждения; делают вывод по главной мысли произведения. Отвечают на вопросы, слушают выступления товарищей, дополняют ответы по ходу беседы, используя текст. | Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: формировать готовности выражать и отстаивать свою позицию, совершенствовать эмоциональную сферу. Предметные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; | Самоконтроль по презентации (зачитать вывод вслух) | Слайд 6-7 |
Рефлексия, самооценка деятельности учащимися | Оцените свою работу на уроке. Цветовым сигналом покажите Зелёный – побольше таких уроков, поучительно, Жёлтый – понравилось, но не всё, интересно, Красный – урок не понравился, скучно. | Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | М/П: Учиться давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Личностные: Формирование привычки к рефлексии. | Самооценка ученика по принятым формам | Слайд 10 |