Конспект урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 4 класс
Конспект урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 4 класс
Конспект урока С.Т.Аксаков "Аленький цветочек" 4 класс.Знакомство с жизнью и творчетвом писателя.Знакомство со сказкой "Аленький цветочек".Обогащать словарный запас.Воспитывать любовь и уважение к родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
-Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом
существительные.
-Прочитайте скороговоркой.
-Прочитайте выразительно.
4.Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте слово.
(Аксаков)
-Кто из вас слышал эту фамилию?
-Кто это?
-Что вы знаете об этом писателе?
-Определите тему урока.
-Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте
ее название стр.193 учебника.
-Кто из вас знаете ее? Откуда? (В основном ребята знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)
-Кто написал эту сказку?
-Знаете ли вы полное имя писателя?
-Что вы о нем знаете?
5.Работа по теме.
1) Рассказ учителя о писателе. Слайды
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. Поссовету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.
У С.Т. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований
С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
- Ребята, а какой писатель сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве?
2). Физкультминутка
2). Чтение и анализ начала сказки (прослушивание)
*Учащиеся слушают, как произведение читает актёр,и следят по учебнику на с.193- 214.
3) Словарно-лексическая работа.
-Ребята, в сказке много устаревших слов.
- А сказочная шкатулка поможет объяснить значение этих слов.
-Пригорок муравчатый -поросший мягкой и сочной травой
-Яства сахарные– еда, кушанья
-Челядь дворовая– слуги, дворовые
Заморский - находящийся за морем. За границей.
Не ведаю - не знаю.
Парча- шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями
Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
Торная - гладкая ровная.
Чертог- пышное великолепное здание или дворец.
Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.
-Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
4).Дискуссия
-Что мы узнали о купце?
- Что мы узнали о сестрах? Давайте составим портреты сестер.
- На доске прилагательные, выражения – выберите те , которые на ваш взгляд наиболее точно характеризуют сестер и прикрепите на доске.
Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная.Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая
Средняя – самовлюблённая, ей нужны только богатства, любит красоваться, любоваться в зеркальце, да чтоб красота не старилась.
Купец – честный, верный слову купеческому, любит дочерей больше богатства.
- Кто из сестер вызывает у вас симпатию?
-Отправился купец в путь. Торговал товарами, отыскал гостинцы для старшей и средней дочери. Как вы думаете какая возникла трудность?...Слайд 6
5). Беседа
-А теперь по опорным выражениям постарайтесь определить ход событий Слайд 7
( дремучий лес, широкая поляна, царский дворец, никого нет, играет музыка, в саду аленький цветочек, сорвал, блеснула молния, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, чудище страшное)
Читают с. 198-200
-Получили дочери свои гостинцы
6).Чтение по ролям. Учащиеся читают отрывок Диалог отца с дочерьми, начиная со слов «Заутра позвал к себе…» С. 202-203
-Подберите выражения, которые могут дополнить описание и характер каждой из сестер
-Как вы думаете, как встретил зверь лесной во дворце гостью?
-Показался ли он на глаза ей? (показался, но не сразу)
8) .Чтение учителем с.207 со слов …Не убоялась…
-Прочтите молча на с. 207 описание зверя и представьте его себе.
–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров, И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя?
- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо.
- Соответствует внешность с внутренними качествами зверя? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)
-Ребята, а оказывается, что чудище лесное это вовсе и не зверь, а заколдованный принц. Злая волшебница прогневалась на его отца , выкрала мальчика и превратила в чудище страшное.
– Как вы думаете,что же могло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? (Любовь девушки.)
- Почему именно младшая дочь помогла принцу избавиться от колдовства?
- Кто был примером для Настеньки в её выборе поступков?
- Как вы думаете, кто из героев сказки нравится самому автору?
Докажите.
- За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
10) . Прослушивание аудио сказки до конца. С. 208 - 213
4.Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке?
-Что было трудным?
5. Итог урока.
-С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?
-Какую сказку начали читать?
6.Домашнее задание: прочитайте с. 193—204 (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного...»),пересказ.