абай кунббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббббб
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели:- напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения;
-рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова;
-остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).
Ход уроков
Эпиграф к уроку: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая».
В. Г. Белинский
I. Вступительное слово учителя.
Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.
1830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
Лермонтов в своем произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности.
В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал» (А. И. Герцен).
Печорин – натура, богато одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.
Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»
Особенности жанра. «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
Вот некоторые из вопросов:
1. Какая из прочитанных повестей произвела на вас наибольшее впечатление?
2. Расскажите о своем отношении к главному герою.
3. О каких событиях из жизни Печорина мы узнали из главы «Бэла»?
4. От чьего имени ведется повествование? Какую это играет роль?
5. Кто такой Максим Максимыч? Что вы о нем узнаёте?
6. Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Печорина?
7. Какое впечатление сложилось у вас о проезжем офицере?
8. Прочитайте понравившееся описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж?
III. Особенности композиции романа.
Вопросы:
1. Что такое сюжет художественного произведения?
2. Какие элементы сюжета вам известны?
3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.)
5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.
Печорин едет к месту своей службы, останавливается в Тамани, затем посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.
Хронологический порядок расположения повестей:
1. «Тамань».
2. «Княжна Мэри».
3. «Бэла».
4. «Фаталист».
5. «Максим Максимыч».
Лермонтов нарушает порядок повестей. В романе они следуют так:
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. «Тамань».
4. «Княжна Мэри».
5. «Фаталист».
Последние три повести – это дневник главного героя,
история жизни, написанная им самим.
Вопросы:
1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
2) О чем заставляет задуматься такая композиция?
3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?
Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его»*.
IV. Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре-
мени».
1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».
4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».
Вопросы:
1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?
2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?
Домашнее задание.
1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)
2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(220) "Урок литературы в 9 классе "Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев "
["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-9-klassie-traditsii-liermontova-v-russkoi-i-kazakhskoi-litieraturie-xix-vieka-m-iu-liermontov-i-abai-kunanbaiev"
["file_id"] => string(6) "184112"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1425997792"
}
}