Цели: обобщить знания детей по данной теме, показать умение детей анализировать произведение: сравнивать, делать выводы и обобщения, умение декламировать поэтические произведения, способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи. Воспитывать в детях любовь к русской поэзии, развивать творческое мышление, прививать чувство прекрасного.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
-Унылая пора. Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора,
Люблю я пышное природы увяданье-
В багрец и в золото одетые леса…
- Ребята, знакомы ли вам эти строки? Кому они принадлежат?
3. Сообщение темы и цели.
У. –Сегодня наш урок посвящён великому русскому поэту А.С. Пушкину.
Тема урока: А. С. Пушкин. Биографический очерк. (Слайд 1)
Мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. Сегодня мы попытаемся
«раздвинуть» привычные для начальной рамки знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин Биографический очерк. »
Литературное чтение. 4 класс.
Тема:
Цели: Обобщить знания детей по данной теме, показать умение детей анализировать произведение: сравнивать, делать выводы и обобщения, умение декламировать поэтические произведения, способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи. Воспитывать в детях любовь к русской поэзии, развивать творческое мышление, прививать чувство «прекрасного».
Учебные материалы:компьютер,проектор, экран, слайдовая презентация, выставка рисунков детей, сборники сказок А. С. Пушкина
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
( звучит тихая музыка, звучат поэтические строки)
-Унылая пора... Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора,
Люблю я пышное природы увяданье-
В багрец и в золото одетые леса…
- Ребята, знакомы ли вам эти строки? Кому они принадлежат?
3. Сообщение темы и цели.
У. –Сегодня наш урок посвящён великому русскому поэту А.С. Пушкину.
Тема урока: А. С. Пушкин. Биографический очерк. (Слайд 1)
Мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. Сегодня мы попытаемся
«раздвинуть» привычные для начальной школы рамки знаний.
4. Работа по теме.
У. -Вы знаете, ребята, ни об одном русском поэте не написано столько, сколько о Пушкине, и всё - таки ещё много о нём недосказано, недоговорено. Его жизнь коротка и, вместе с тем, бесконечна. ( Слайд 2)
Словарная работа.
-Как вы понимаете значение словосочетания « биографический очерк»?
-На какие жизненные этапы можно разделить его жизнь?
(Работают дети)
У.- Итак, на рубеже 18-19 веков родился гений…
« Детство поэта». ( Слайд 3,4,5)
( Индивидуальные задания. Дети рассказывают о детстве поэта.)
«Лицей».( Слайд 6)
У.- Вот так прошло детство Пушкина. В раннем возрасте Саша много читал. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели, поэты, читали свои стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом и начал сочинять стихи.
-Наступает важный этап в жизни поэта. Подумайте, какой?
-Когда Александр поступает в лицей?
-Что это было за учебное заведение?
-Какими желал видеть выпускников Александр ?
-Какими воспитал лицеистов профессор Куницын?
-Как складывались отношения у Пушкина с лицеистами?
У. - Из Лицея Пушкин вынес дух вольности и товарищества. О тех счастливых годах им было написано немало стихов, вот одно из них:
(Читает ученик « Друзья мои, прекрасен наш союз!)
У.- Весной 1817 г. Пушкин окончил Лицей. Лето он проводит в родовом имении Михайловском, усердно записывает русские сказки о русалках. Леших, Бабе Яге. Здесь и появилась на свет поэма «Руслан и Людмила»
( Читает ученик пролог « У лукоморья дуб зелёный…»)
У.- Начинается взрослая жизнь поэта. Пушкин живёт в Петербурге. ( Слайд 7)
Получив прекрасное образование, поступает на службу, но большее время отдаёт поэзии.- Каких два города воспевает Пушкин в своих стихах? - Как вы думаете почему? Вот сейчас мы должны услышать его любовь , уважение, гордость.
(Дети читают стихи « Люблю тебя, Петра творенье…», « Как часто в горестной разлуке…»)
У.- Некоторые стихи были направлены против царя, его приближённых. Пушкин стал опасным для царя, и тот решает сослать его в ссылку, в отдалённые от столицы города Кишинёв, Одессу. Ссылка угнетает, мучает поэта, и он пишет стихотворение «Узник», ставшее впоследствии очень известным. (Ученик читает « Узник») (Слайд 8)
У.- Что вы слышите в этом стихотворении? Почему?
-Ему тяжело и одиноко, и единственным близким человеком, бывшим с ним, была…кто? В один из грустных вечеров он пишет стихотворение
« Зимний вечер» (Рассказывает ученица ).
У. - В 1826 году царь освобождает поэта от ссылки и Пушкин возвращается в Москву. Он беспокоится о няне, она осталась в Михайловском одна. Поэт посвящает ей стихотворение. Оно так и называется «Няне».
( Ученица рассказывает стихотворение «Няне».)
У. – Скажите. Ребята, а какие времена года любил поэт? ( Слайд 9)
-Какая же зима у Пушкина? - Как должны звучать эти стихи? – Где мы находим описание времён года?
У. – А какая осень в стихах Пушкина? А какое они создают настроение?
Вслушаемся в них ещё раз.
( Звучат стихи « Дни поздней осени бранят обыкновенно…», « Унылая пора…»).
У. – Пушкина нельзя назвать поэтом – сказочником, но тем не менее им написано… сколько сказок? – Кто пробудил в нём любовь к устному народному творчеству? Слушая её , он восклицал: « Что за прелесть эти сказки!».
5. Физминутка.
У. –Ребята, кому принадлежат слова: « Сказка-ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок»?
-Мы вступаем в мир сказок. Я предлагаю вам викторину по сказкам.
« Попенок зовет его тятей».
« Свет мой, зеркальце, скажи…»
« Смилуйся, государыня рыбка!»
У. – Из каких сказок эти строки? Сколько сказок было написано А. С. Пушкиным? Какую сказку он не успел дописать? А теперь внимание- из каких сказок эти строки?
(Два ученика читают отрывки. )
…Чтоб конец своих владений
Охранять от нападений
Должен был он содержать
Многочисленную рать…
У. – Чему учит эта сказка?
…Ты волна моя, волна
Ты гуллива и вольна,
Плещешь ты , куда захочешь.
Ты морские камни точишь…
У. – Кто и за что был наказан в этой сказке? У каждого из вас на столе лежат сказки. Зачитайте отрывок из той сказки, как главный герой был наказан за свою жадность? А теперь прочтите отрывок, как добро побеждает зло?
У. -А теперь подведём главный итог. Я начну, а вы продолжите:
В сказках отразился мир добра, где царствует…
У. – Мы подошли к последнему этапу жизни « Гибель поэта». ( Слайд 10)
Жизнь поэта оборвалась очень рано. Защищая честь жены, он был смертельно ранен Дантесом. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 на Чёрной речке. Через два дня поэт умер. Похоронен А. С. Пушкин в селе Михайловском.
У. – Не просто жилось семье Пушкина. У Н. Н. Пушкиной, молодой двадцатичетырёхлетней женщины, осталось на руках четверо детей. У неё будет ещё один брак. Родятся ещё двое детей. Ланской любил детей Пушкина, дал всем прекрасное образование. О судьбе дочерей мало что известно. А вот сыновья оставили свой след в истории России.
(Индивидуальные задания. Дети рассказывают о жизни сыновей Пушкина.)
6. Итог урока. Рефлексия.
У. – Подходит к концу наш урок. Но впереди вас ждёт ещё немало встреч с великим поэтом. Вы прочтёте его стихи о любви. О дружбе, о свободе, его романы, повести, поэмы.
У. -Ребята, кому было интересно и все понятно на уроке - покажите зеленый смайлик. Кому было не все понятно и не все интересно - покажите желтый смайлик. Кому на уроке было сложно и многое непонятно - покажите красный смайлик.
У.- Талант А. С. Пушкина неисчерпаем! Творчество его бесценно!