kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе. 6 класс. А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества "Что в имени тебе моем...?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: образовательно-воспитательный.

Цель: Ознакомление с биографией и творчеством А.С.Пушкина. Введение учащихся в мир искусства. Развитие творческого воображения, восприятие и передача настроения поэтического произведения.

Использование межпредметных связей (живопись, музыка).

Использованы биографические моменты: детские и юношеские годы, влияние няни на воспитание Алекандра Пушкина, учеба в лицее, связь и долгая дружба с лицейским товарищем И.Пущиным, мини-экскурс "Любовь в жизни поэта", описание возиковения стихотворения "Я Вас любил..."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе. 6 класс. А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества "Что в имени тебе моем...?" »

Урок ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС

разработан учителем русского языка и литературы Дмитриевской ОШ І-ІІ ступеней Плехановой В.И.

А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества (Литературная гостиная). "Что в имени тебе моем?"

Цель урока: Ознакомление с биографией и творчеством А.С. Пушкина, научиться выразительному чтению лирических произведений наизусть. Введение учащихся в мир искусства, в мир  художественной литературы, развитие понимания настроения художественного произведения, творческого воображения, фантазии, прививать умения непосредственно-эмоционально вслушиваться, «заражаться» эмоциями,  сопереживать. Тип: Образовательно-воспитательный.

Подготовительный этап: задания группам

1. Поисковая работа "Генеалогическое дерево", Лицейские годы", "Няня Пушкина".

2. Подбор музыкального оформления.

3. Изучение программных и внепрограммных стихотворений А.С.Пушкина.

4. Подготовка презентации альбома с портретами современников поэта.

5. оформление интерьера, подбор костюмов.

  Вопросы для поиска ответа вырабатываются и обсуждаются в группах, командах, выявление лидеров (координаторов) групп, определяются основные источники, записывают план деятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности, выявляют недостающие знания для представления результата. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

Оборудование: Стол, накрытый скатертью, чашки с чаем, салфетки с шитьем, сладости для участников, отдельный столик для гостей; столик около доски с канделябром и зажженными свечами, на столе томик поэзии А.С.Пушкина и перо в чернильнице, на доске надпись "Что в имени тебе моем?", на левой части школьной доски находится портрет поэта, на другой части - его родословная. ТСО: проектор, ноутбук.

У дверей класса стоят ученицы в бальных платьях и ученики в костюмах и галстуках, входят гости, их встречают ребята и провожают к столику.

Вступительное слово учителя. Уважаемые дамы и господа, мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Сегодня на литературных чтениях присутствуют гости (представляет). Нашу встречу мы начали с прослушивания романса А.С.Драгомыжского на стихи А.С.Пушкина "Что в имени тебе моем". Имя АЛЕКСАНДР! Всего-то 9 звуков... а сколько в них смысла, ассоциаций, чувств, значимости! К сожалению, человека, чей портрет перед нами, нет с нами, ведь жил он около 200 лет назад. Но его имя присутствует в нашей жизни с малых лет, его сказки, поэмы, стихотворения нам знакомы и любимы. Гость нашей литературной гостиной сегодня - Александр Сергеевич Пушкин. Но сегодня нам хочется вспомнить о нем не как о классике литературы ХІХ века, а как о человеке с его привязанностями, радостями и огорчениями. Обратим внимание на родословную поэта, здесь мы можем увидеть несколько интересных фактов.

Выступление координатора 1 группы. Рассказ о детстве А.С.Пушкина, описание его родословной. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

Генеалогия А. С. Пушкина неоднократно служила предметом пристального исследования. Предки А. С. Пушкина – род Ратшичей – один из самых прославленных и значительных родов России, история которого тянется в глубокую древность. Ратшичи считали своим предком Ратшу, выехавшего в конце XII в., чья родословная доходит к Рюрику Датскому - метателю колец. Нам стало известно, что в числе дружинников Александра Невского был Ратислав, погибший в бою с немцами в 1268 г. В некоторых летописях он называется Ратшей. Возможно, именно его ошибочно и считал своим предком поэт. Подобная форма уменьшительных имен была широко распространена в Великом Новгороде (Кирилл – Кирша, Даниил – Данша, Павел – Павша и др.). Первое исторически достоверное лицо в родословной Ратшичей – Гаврила Алексич, правнук Ратши. Однако Пушкины являлись потомками Александра Ивановича Морхини, который в 1339 г. был московским воеводой. Он оставил четверых сыновей, которые стали родоначальниками дворянских родов Холопищевых, Гавриловых, Неведомициных и Пушкиных. Младший сын Александра Ивановича, Григорий Александрович, носил прозвище Пушка. Наиболее примечателен род Мусиных-Пушкиных, вписавший свое имя в летопись отечественной культуры благодаря деятельности коллекционера и историка графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина.

Правнук Григория Пушки, Михаил Тимофеевич Улитин-Пушкин, носил прозвище Муса. Он жил во второй половине XV в. и скончался около 1490 г.

В пользу гипотезы о том, что И. А. Мусин-Пушкин был сыном царя, свидетельствует и то, что она была впервые изложена князем П. В. Долгоруковым – знаменитым историком и генеалогом XIX в., большим знатоком сплетен и темных моментов в родословных знатных семейств. Таким образом, можно с достаточной долей уверенности считать, что эта линия Мусиных-Пушкиных является первой внебрачной ветвью царского рода Романовых.

Иван Алексеевич Мусин-Пушкин сделал блестящую карьеру при Петре I. В 1677 г. он служил в стольниках, спустя двенадцать лет назначен воеводой в Смоленск, а в 1693 г. получил чин окольничего, затем – боярство. Женатый на племяннице патриарха Иоакима, Мавре Тимофеевне Савеловой.

В XV в. Пушкины известны тем, что владели вотчинами в Дмитровском уезде, там же, где и другие потомки Григория Пушки. Возвышение этого рода происходит во второй половине XVI в. и непосредственно связано с царем Иваном Грозным.

Гаврила Пушкин был не больше ни меньше как зятем самого Ивана Грозного. В 1579 г. он женился на Марии Мелентьевне Ивановой, дочери казненного в опричнине дьяка и Василисы Мелентьевой, шестой жены царя.

После пресечения ветви Гаврилы Григорьевича к началу XVIII в. осталась только одна линия рода – потомство опричника Семена Михайловича. Сын Семена Михайловича, Тимофей Семенович, в 1601 г. был воеводой в Цареве-Борисове, в 1618 г. – в Цивильске. Он оставил сына Петра Тимофеевича Черного Толстого, служившего воеводой сторожевого полка в Пронске в 1624 г. В 1625–1628 гг. Петр Тимофеевич воеводствовал в Тюмени и умер около 1634 г. От брака с Еленой Григорьевной Сунбуловой (из древнего рязанского рода) Петр Тимофеевич оставил сына – Петра Петровича, служившего в стольниках.

Петр Петрович прожил недолго и скончался в 1661 г. Сын Петра Петровича, также Петр Петрович, стольник и второй судья Владимирского судного приказа, умер 12 февраля 1692 г. Он имел пятерых сыновей, из которых третий, Александр Петрович, был прадедом поэта по отцовской линии, а пятый, Федор Петрович, – прапрадедом по материнской.

Александр Петрович Пушкин родился в 90-е гг. XVII в. Двое его детей Пушкина – Лев и Мария были на воспитании деда Головина, к которому перешли и управление семейными владениями Пушкиных. Лев Александрович Пушкин (1723– 1790), сын Александра Петровича, еще в детстве был записан в службу в лейб-гвардии Семеновский полк. Карьера его шла без особых взлетов и падений. В 1759 г. Л. А. Пушкин получил чин майора.

От двух браков Лев Александрович Пушкин оставил пятерых сыновей: подполковника артиллерии Николая (1745– 1821), подполковника артиллерии в отставке Петра (1751–1825), капитана Александра (1757 – после 1796), коллежского асессора Василия (1767–1830) и статского советника Сергея (1770–1848). Кроме того, он был отцом двух дочерей: Анны (1769–1824) и Елизаветы (1776–1848), в замужестве Солнцевой.

Род Пушкиных продолжился от Сергея Львовича, женатого на «прекрасной креолке» Надежде Осиповне Ганнибал (1775– 1836). Она приходилась внучатой племянницей своему супругу. Родителями Надежды Осиповны были капитан флота Осип (Януарий) Абрамович Ганнибал (сын знаменитого петровского «арапа») и Мария Алексеевна (урожденная Пушкина). Мария Алексеевна была дочерью капитана Алексея Федоровича Пушкина и внучкой стольника Федора Петровича, младшего брата Александра Петровича. Таким образом, потомство двух братьев соединилось через три поколения браком Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал.

От этого брака появились на свет: Ольга (1797–1869), в замужестве Павлищева, Александр (1799–1837), Лев (1805–1852

Род поэта не прекратился. Его потомки по женским линиям – семьи Воронцовых-Вельяминовых и Воронцовых, Быковых, Данилевских, Клименко, Мезенцовых, Галиных и другие – живут и в наши дни. Несколько ветвей приняли родовое имя Пушкиных. История рода продолжается.

2.Презентация альбома с портретами современников (няня Арина Родионовна). Сообщение о Яковлевой А.Р. Чтение наизусть стихотворения "Няне", подготовленные 2 группой.

Говоря о детстве Александра, хочется подчеркнуть немаловажную роль в его воспитании бабушки по линии матери Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны. Ведь родители мальчика: отец Сергей Львович Пушкин, острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного» и мать, Надежда Осиповна, детьми почти не занимались. Их больше занимала светская жизнь: обеды ужины и танцы.  Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски. Эти две женщины в жизни Пушкина дали Александру так недостающие ему материнскую любовь и ласку.

Няню поэта мы знаем с детства, будто не только поэта, но и нас самих она выходила. Ей принадлежит почетное место в любой биографии поэта. Арина Родионовна Яковлева в 1781 году вышла замуж, и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от нынешней Гатчины. Через год после рождения Пушкина бабка его Мария Ганнибал продала Кобрино с людьми и купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Ситуация не такая ясная, как о ней пишут. Одно время принято было считать, что Арине с семьей: мужем Федором Матвеевым, умершим в 1801 или 1802 году от пьянства, и четырьмя детьми, Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную.

Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой. Важно, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Арина то оставалась прислуживать у Пушкиных, то возвращалась в деревню, и мы не знаем точно, куда. По надобности ее привозили прислуживать в барском доме, но и возвращали обратно, по-видимому, в Михайловское. Она некто вроде ключницы: стережет усадьбу, выполняет поручения господ, ей доверяют, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. В 1792 году Арина была взята Марией Ганнибал в дом опекуна ее дочери, то есть матери Пушкина, кормилицей сына этого опекуна. Дядя поэта А.Ю.Пушкин пишет про этого сына, что "Ганнибалова дала ему в кормилицы из Кобрина вышеописанную Арину Родионовну". Она "оставлена была у него в няньках до 1797 года".

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Любовь поэта к няне подтверждается его стихотворениями.

Чтение наизусть стихотворения "Няне".

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

3. Сообщение 3 группы о лицейских годах поэта. Следующим не менее важным этапом в жизни Пушкина были годы, проведенные в лицее. Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву; замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции, которых так много будет потом в его скитальческой жизни. Детство кончилось. Он ехал в Лицей. Первый набор - 30 юношей, все из дворянских семей. Шесть прекрасных лет...Грезы, мечты становление личности...

Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин («№ 13», сосед по «келье») – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер - восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный «Кюхля»; Антон Дельвиг– добродушный, медлительный фантазер и тоже поэт. 
      Дух вольномыслия царил в «лицейской республике».

Чтение наизусть отрывка из стихотворения о лицейских воспоминаниях.

Друзья мои, прекрасен наш союз! 
                                                         Он как душа неразделим и вечен — 
                                                           Неколебим, свободен и беспечен, 
                                                           Срастался он под сенью дружных муз. 
                                                           Куда бы нас ни бросила судьбина 
                                                           И счастие куда б ни повело. 
                                                           Все те же мы: нам целый мир чужбина; 
                                                           Отечество нам Царское Село.

                                                           Из края в край преследуем грозой, 
                                                           Запутанный в сетях судьбы суровой, 
                                                            Я с трепетом на лоно дружбы новой, 
                                                            Устав, приник ласкающей главой... 
                                                            С мольбой моей печальной и мятежной, 
                                                            С доверчивой надеждой первых лет, 
                                                            Друзьям иным душой предался нежной; 
                                                            Но горек был небратский их привет.

                                                                     И ныне здесь, в забытой сей глуши, 
                                                                     В обители пустынных вьюг и хлада. 
                                                                     Мне сладкая готовилась отрада: 
                                                                     Троих из вас, друзей моей души, 
                                                             Здесь обнял я. Поэта дом опальный, 
                                                             О Пущин мой, ты первый посетил;
                                                             Ты усладил изгнанья день печальный, 
                                                             Ты в день его Лицея превратил.

4.Презентация альбома с портретами современников (друг И.И. Пущин). Сообщение о друге, связь с лицейскими воспоминаниями. Чтение учеником наизусть стихотворения "Пущину".

Разглядывая портреты из альбома "Современники Пушкина", обратим внимание на этот портрет. Это портрет его лучшего друга Ивана Ивановича Пущина. Иван Иванович Пущин (1798-1859) - лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей, прапорщик лейб-гвардии Конной артиллерии. В 1823 году И. Пущин ушел в отставку, с декабря 1823 года работал судьей Московского надворного суда. В 1816-1817 годах входил в политический кружок "Священная артель". Непосредственно участвовал в подготовке восстания 14 декабря. После поражения восстания Пущин был приговорен к смертной казни, которую Николай I заменил на двадцать лет каторги в Сибири. После амнистии 1856 года, состарившийся и больной, И. Пущин получил разрешение вернуться в Петербург. Великий Пушкин называл его "мой первый друг, мой друг бесценный". Последняя их встреча состоялась зимой 1825 года, когда поэт пребывал в ссылке в Михайловском.

Чтение наизусть стихотворения И.ПУЩИНУ
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Зима. Холод. Одиночество. Ссылка - и вдруг звон колокольчика...

Прослушивание романса "Тройка" (музыка Е. Светланова).

Слово учителя. Музыка создает настроение. Прослушав романс, мы представили зимнюю дорогу, белую скатерть полей, замерзшую реку. И вот перед нами новая картина: зимнее утро, солнце, блеск льда на замерзшей реке. И уже не хочется грустить, хочется верить в хорошее, светлое.

Чтение учеником наизусть стихотворения "Зимнее утро".

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


5. Презентация альбома с портретами современников (А.П.Керн). Неизвестно, к какой именно женщине обращается поэт, называя ее красавицей. Он много любил и был любимым. Учитель листает альбом, показывает портрет.

Прослушивание музыкально-звукового сообщения: предыстория и романс "Я помню чудное мгновение".

6. Сообщение об истории написания стихотворения "Я Вас любил...". Анна Оленина была дочерью Алексея Николаевича Оленина и Елизаветы Марковны, урожденной Полторацкой, и приходилась двоюродной сестрой Анне Керн. Ее отец, человек очень просвещенный, состоял директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств.

Пушкин стал посещать салон Олениных в начале 1817 года и здесь познакомился с Анной, которая была еще ребенком. Вновь они встретились, по-видимому, осенью или в начале зимы 1827 года у Е. Ф. Тизенгаузен, где Оленина, по собственному признанию, «увидела самого интересного человека своего времени». В мае – августе 1828 года Пушкин стал частым посетителем дома Олениных в Петербурге и мызы Приютино. На полях его рукописей той поры постоянно встречается имя Олениной: по-русски, по-французски, в обратном чтении – Aninelo или даже в не оставляющем сомнений варианте – Annete Pouchkine. В мае 1828 года поэтом были написаны прекрасные стихи, внушенные чувством к милой Олениной: «Ее глаза», «Увы! язык любви болтливый», «То Dawe, ESQR», «Ты и Вы», "Я Вас любил". Семнадцати лет Анна Алексеевна была назначена фрейлиною к императрицам: Марии Федоровне и Елизавете Алексеевне; при дворе она считалась одною из выдающихся красавиц, выделяясь, кроме того, блестящим и игривым умом и особенною любовью ко всему изящному», – писали о ней современники. Оленин давно знал и ценил Пушкина, но вряд ли он особенно обрадовался, услышав, что влюбленный поэт собирается сделать предложение его дочери. Между тем намерения у Пушкина были самые серьезные. Он в действительности скоро сделал предложение, но мать Олениной Елизавета Марковна решительно и резко ему отказала. Одной из причин отказа могла быть репутация Пушкина как политически неблагонадежного человека.


Чтение наизусть стихотворения " Я Вас любил...".

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Прослушивание романса "Я Вас любил...".

Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Гениальность вневременное явление. Талантливое может устаревать, гениальное – не стареет. Великий мастер, гений - Александр Сергеевич Пушкин завораживал и продолжает завораживать читателей многих поколений кpaсотой, жизнеутверждающей силой и непревзойденной художественной высотой своих произведений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Плеханова Вита Ивановна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства