Технологическая карта урока в 3 классе: А. А. БЛОК. КАРТИНЫ ЗИМНИХ ЗАБАВ
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи: способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся; обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи, сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к народным традициям
познакомятся с произведениями А. А. Блока; научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры;
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;
Коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы; осознают цель своего высказывания
Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Мотивация | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Проверим готовность к уроку. Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье | Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит У дуба старого стоит. Избу у старого пенька. Колдунья старая живет В избушке старой, что в лесу У дуба старого стоит, Где ворон старый сторожит Избу у старого пенька. Выполнит дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом. А сейчас вы маленькие медвежата и просите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают наизусть на оценку. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками четкого произношения звуков в скороговорке |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Читает отрывок из стихотворения А. Блока. Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло, Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами. Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, - Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы: Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит Светит косыми лучами. Много трудов и заботы. Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова: Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. Блока | Внимательно слушают. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Прогнозируют содержание урока. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве А. Блока, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг. | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Работа над содержанием стихотворения «Ветхая избушка». 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию. | Проводит словарную работу. - Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. - Как вы понимаете выражение «ветхая избушка»? Ветхий - разрушающийся, от старости; дряхлый. Организует первичное прослушивание текста, предварительно осуществив целевую установку. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - Понравилось произведение? - Выразите свое мнение о произведении одним словом. - Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. - Прочитайте стихотворение выразительно. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.) - Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.) | Работают с толковым словарем. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют учебные действия в соответствии с учебной задачей |
VI. Работа над содержанием стихотворения «Сны». 1. Работа с толковым словарем. | Проводит словарную работу. - Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой. Внемлю - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием. Дремные покровы - дремота, то есть полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. Покров - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.. | Работают с толковым словарем. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся, С |
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию | Организует первичное прослушивание текста. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - Понравилось ли вам произведение? - Выразите свое мнение о произведении одним словом. - Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мыс вами читали? Кто его написал? (Да, напомнило стихотворение И. Сурикова «Детство».) - Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.) - Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.) | Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Читают выразительно стихотворение | Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. ППланируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VII. Работа над содержанием стихотворения «Ворона». 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию | - Выразите свое мнение о произведении одним словом. - Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Как вы поняли, о чем это стихотворение? - Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? - Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна. Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? | - Выразите свое мнение о произведении одним словом. - Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Как вы поняли, о чем это стихотворение? - Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? - Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна. Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? | Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Делают выводы, извлекают ин- формацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
IX. Итог урока. Рефлексия | результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока. Проводит беседу по вопросам: Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Понравилась ли вам работа на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |