Просмотр содержимого документа
«1. Конспект по математике на тему «Длина ломаной»»
Конспект урока математики по теме: «Длина ломаной»
Цели предметные:
создать условия для открытия новых знаний
познакомить со способом нахождения длины ломаной линии с помощью циркуля
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Купили книгу, ручку, цветные карандаши и чернила. За книгу и цветные карандаши заплатили больше, чем за ручку и чернила. Ручка дороже, чем книга. Что дороже: цветные карандаши или чернила? (Цветные карандаши)
• Ко мне в гости пришли три девочки и два мальчика. Лена старшая из девочек, пришедших в гости. Верно ли, что Лена старше всех детей, пришедших в гости? (Нет, так как в условии задачи ничего не сказано о возрасте мальчиков)
2. Устный счет
— Выполните задание на полях на с. 33 учебника.
Мотивация к учебной деятельности.
Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения и хорошее настроение.
Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь ….открывать!»
А что именно открывать вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитайте слово (слайд №2)
48
16
36
28
56
Н
Т
Й
А
Ы
Что же мы сегодня будем открывать? Запомните наш девиз.
А вы готовы к открытию новой тайны? Я предлагаю вам совершить космическое путешествие . Согласны?
У каждого из вас есть бортовой журнал – это ваши тетради, где вы будете делать записи и оценочный лист, где вы будете ставить отметки о выполнении задания.
Любое путешествие требует подготовки.
Посмотрите на (слайд №4) Как назвать это одним словом? Знакомы они вам? Проверим. Под каким номером луч, кривая, отрезок, прямая ? А что за фигура под № 5? Что о ней можно рассказать? А какие ещё бывают ломаные? (замкнутые)
Какие из них можно измерить? (отрезок ломаная)
В каких единицах мы измеряем длину? Запишите в бортовой журнал (тетрадь) единицы длины в порядке увеличения. Проверка по слайду № 5.
Оцените свою работу в оценочном листке №1
Открытие нового знания.
Итак, к полёту готовы. Прежде чем мы отправимся в полёт, надо проложить маршрут на карте. Возьмите маршрутный лист и соедините точки: А3, Б4, Б2,В3, В1. Сверьте с образцом и оцените работу №2
Что напоминает наш маршрут? А в космосе эта ломаная на что похожа? Созвездие Кассиопеи (слайд №9)
Что можно рассказать об этой ломаной?
Кто из вас догадался о чём пойдёт речь на уроке? Тема урока (слайд №8)
Умеем мы измерять длину ломаной? С помощью чего? (линейки) Подумайте и скажите, чему же мы сегодня должны научиться? (измерять длину ломаной другим способом). Это и будет главная цель нашего путешествия.
Найдём длину нашего маршрута на карте известным способом и запишем в бортовой журнал. Как это будем делать? Проговорим. Сколько чисел будем складывать? (вернуться к слайду №8) сравните с образцом и оцените работу №3
А теперь я предлагаю измерить длину ломаной инструментом. Каким?
Сговорились 2 ноги
Делать дуги и круги (циркуль)
Может кто-то из вас догадался как измерить длину ломаной с помощью циркуля?
Давайте посмотрим, как это делается (электронное приложение к учебнику - фрагмент)
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих, и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
Практическая работа
Сейчас вы будете учиться измерять ломаную циркулем по алгоритму, т.е. плану. Откройте учебник с. 32, рассмотрите рисунок и вместе составим алгоритм наших действий.
Алгоритм:
Что сначала надо сделать? (начертить прямую);
Что дальше? Измерить циркулем 1 звено, отложить на прямой;
Что дальше? Измерить циркулем 2,3,4 звено, отложить на прямой;
Что потом? Измерить длину получившихся отрезков линейкой (слайд №11).
Сравните свои измерения с бортовым журналом, сделайте вывод. У кого результат совпал? У кого нет? Почему?
Какой способ больше понравился?
А какой более удобный? Оцените себя№4
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой.
А сейчас наш корабль прибыл в созвездие (узнали его) Большой Медведицы. На что похоже созвездие?
Договоритесь: 1 измеряет незамкнутую ломаную – ручку, 2 замкнутую ломаную – ковш и вместе находите длину всего созвездия. Проверка. Оцените себя №5
Работа по учебнику
№ 1 (с. 32).
— Найдите длину ломаной линии любым понравившимся вам способом.
— Какова длина ломаной линии?
— Каким способом вы воспользовались?
№2 (с. 32).
— Какие фигуры изображены на рисунке? (Ломаные линии)
— Сколько звеньев в каждой ломаной линии? (Три)
— Чем отличаются ломаные линии? (Замкнутая и незамкнутая)
— Найдите длины ломаных линий: вариант 1 — линии 1, вариант 2 — линии 2.
— Какова длина ломаной линии 1? (7см)
— Какова длина ломаной линии 21 (7см)
— Сравните длины ломаных. (Они одинаковые)
№4 (с. 33).
— Какой вопрос можно поставить к первой задаче? (На сколько метров высота березы больше, чем высота клена?)
— Какой вопрос можно поставить ко второй задаче? (На сколько масса арбуза больше массы тыквы 7)
— Какой вопрос можно поставить к третьей задаче? (Сколько ягод на второй веточке?)
— Решите задачи самостоятельно.
(Три ученика, решившие задачи первыми, записывают решения и ответы на доске. Проверка. Самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить составить и решить задачи, обратные задаче 3)
№6 (с. 33).
— Прочитайте задачу.
— Назовите условие задачи.
— Назовите вопрос задачи.
— Составьте краткую запись задачи.
(Один ученик работает у доски)
— Решите задачу самостоятельно.
(Со слабоуспевающими учащимися можно выполнить схематический чертеж)
Решение:
1) 10 + 20 = 30 (мин) — едет на автобусе;
2) 30 + 10 = 40 (мин).
Ответ: папа тратит на дорогу 40 мин.
— Запишите решение задачи одним выражением. (10 + 20 + 10 = 40 (мин))
№ 3 (с. 32).
— Вспомните единицы измерения длины.
— Сколько сантиметров в 1 дм? (10см)
— Сколько миллиметров в 1 см? (10мм)
— Сколько миллиметров в 1 дм? (100мм)
(Первый столбик выполняется с комментированием и записью на доске, второй столбик — самостоятельно. Коллективная проверка)
Рефлексия.
Нам срочно нужно возвратиться домой. Как проложить маршрут, чтобы вернуться гораздо быстрее? (по прямой)
Вернёмся к девизу нашего урока. Назовите его. «Учитесь тайны открывать» Достигли вы поставленной цели – открыли тайну ломаной? Какую?(2 способа измерения) Пригодится это знание в жизни?
Интерактивный метод «Незаконченное предложение»
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке мне понравилось….
- Мне было интересно, легко, трудно
- Моё настроение с урока….
Домашнее задание.
Учебник с. 33
Измерить длину красной и синей дорожки любым способом. Сравнить длины