kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания для подготовки и проведения олимпиад по русскому языку в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для подготовки и проведения

олимпиад по русскому языку в начальной школе

Данный дидактический материал представляет собой системуразнообразных вопросов и заданий тестового характера, а также заданий, требующих обоснованного ответа обучающихся начальной школы. Задания сгруппированы  в соответствии с разделами науки о языке.  В заданиях тестового характера достаточно отметить букву (или буквы), соответствующую (соответствующие) правильному ответу, в других же заданиях предлагается записать ответ,в случае необходимости пояснить его.

Орфоэпия. Фонетика.Графика.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, партер, положил, средства, красивее, документ, километр.

2.В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

А) Лось; б) мел; в) можешь; г) матч; д) тема.

3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) Мать, б) беречь, в) боюсь, г) вернёшься, д) ясли.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Досуг; б)каучук; в) сорит; г) понял; д) жалюзи.

5. Какие слова переданы фонетической транскрипцией:

[ прут], [сй?эст], [грус?т?], [в?ис?т?и], [л?эс?т?]?Запиши.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Какие звуки выделены в следующих словах:

а) яма; б) куль; в) сжать; г) вода; д) сделать? Запиши.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

7. Выясните, какими буквами, звуками, ударением различаются слова ТОЛСТОГО(имя прилагательное); ТОЛСТОГО(фамилия).

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

8. В каком слове есть только мягкие согласные звуки?

А) Водит;  б) пишешь; в) мяч; г) смех; д) терпеть.

9. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

А) Жир;б)цирк; в) щипчики; г) починка; д) дорожит.

10. Какие одинаковые звуки в словах серп и перс? Запиши.

_____________________________________________________________

11. В каких парах произношение различается лишь одним звуком?

А) Код – кот;б) нос – нёс;в) был – бил;г) пуд – путь.

_____________________________________________________________

12. В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Удить; б) цемент; в) хвоя; г) ворота; д) щавель?

13. Какие слова имеют ударение на окончании?

А) Свекла; б) брюква; в) скоба; г) скула;д) ампула?

14. Выпиши слова, в которых есть звук [й?]:

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

­         Жить, извиваясь и скользя ...

_____________________________________________________________

15. В каком слове все согласные звуки глухие?

А) Чеснок;б) салат;в) капуста;г) картофель; д) сельдь.

16.Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите и выпишите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

______________________________________________________________

17. Найдите слово, в котором рядом стоят два гласных звука:

А) Сиять; б) театр;в) ка?мка; г) июль.

 

18. В каком примере неправильно названа буква?

А)Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е; б) цапля – цэ, а, пэ, эль, я;

в) каша – ка, а, шэ, а; г) сон – эс, о, эн.

______________________________________________________________

 

19. Запишите слова в фонетической транскрипции:

А) Яр; б) люк; в) юг; г) лён; д) пол; е) альт; ж) сад.

______________________________________________________________

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

______________________________________________________________

20. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для подготовки и проведения олимпиад по русскому языку в начальной школе »



Задания для подготовки и проведения

олимпиад по русскому языку в начальной школе

Данный дидактический материал представляет собой системуразнообразных вопросов и заданий тестового характера, а также заданий, требующих обоснованного ответа обучающихся начальной школы. Задания сгруппированы в соответствии с разделами науки о языке. В заданиях тестового характера достаточно отметить букву (или буквы), соответствующую (соответствующие) правильному ответу, в других же заданиях предлагается записать ответ,в случае необходимости пояснить его.

Орфоэпия. Фонетика.Графика.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, партер, положил, средства, красивее, документ, километр.

2.В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

А) Лось; б) мел; в) можешь; г) матч; д) тема.

3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) Мать, б) беречь, в) боюсь, г) вернёшься, д) ясли.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Досуг; б)каучук; в) сорит; г) понял; д) жалюзи.

5. Какие слова переданы фонетической транскрипцией:

[ прут], [сй᾽эст], [грус᾽т᾽], [в᾽ис᾽т᾽и], [л᾽эс᾽т᾽]?Запиши.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Какие звуки выделены в следующих словах:

а) яма; б) куль; в) сжать; г) вода; д) сделать? Запиши.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

7. Выясните, какими буквами, звуками, ударением различаются слова ТОЛСТОГО(имя прилагательное); ТОЛСТОГО(фамилия).

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

8. В каком слове есть только мягкие согласные звуки?

А) Водит; б) пишешь; в) мяч; г) смех; д) терпеть.

9. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

А) Жир;б)цирк; в) щипчики; г) починка; д) дорожит.

10. Какие одинаковые звуки в словах серп и перс? Запиши.

_____________________________________________________________

11. В каких парах произношение различается лишь одним звуком?

А) Код – кот;б) нос – нёс;в) был – бил;г) пуд – путь.

_____________________________________________________________

12. В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Удить; б) цемент; в) хвоя; г) ворота; д) щавель?

13. Какие слова имеют ударение на окончании?

А) Свекла; б) брюква; в) скоба; г) скула;д) ампула?

14. Выпиши слова, в которых есть звук [й᾽]:

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

­ Жить, извиваясь и скользя ...

_____________________________________________________________

15. В каком слове все согласные звуки глухие?

А) Чеснок;б) салат;в) капуста;г) картофель; д) сельдь.

16.Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите и выпишите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

______________________________________________________________

17. Найдите слово, в котором рядом стоят два гласных звука:

А) Сиять; б) театр;в) каѐмка; г) июль.


18. В каком примере неправильно названа буква?

А)Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е; б) цапля – цэ, а, пэ, эль, я;

в) каша – ка, а, шэ, а; г) сон – эс, о, эн.

______________________________________________________________


19. Запишите слова в фонетической транскрипции:

А) Яр; б) люк; в) юг; г) лён; д) пол; е) альт; ж) сад.

______________________________________________________________

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

______________________________________________________________

20. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.

______________________________________________________________


Лексика. Фразеология.

1.К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно использующиеся в наши дни:

А) Персты; б) чаять; в) длань; г) чело; д) ланиты; е) выя; ж) уста.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2.Что означает устойчивое выражениехоть шаром покати?

____________________________________________________________

3. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?

А) Ирис – ирис; б) клещи – клещи; в) атлас – атлас; г) молодец – молодец; д) творог – творог.

4. Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову.

А) Отважный; б) холодный; в) друг; г) говорить; д) дом.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5. Замените данные слова фразеологизмами.

А)Исчезать;б)обманывать; в) опытный; г) молчать;д)плачущий;

е)хвалить.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Какое из приведенных словосочетаний не имеет переносного смысла?

А) Обвести вокруг пальца; б) смотреть сквозь пальцы; в) пальцем не шевельнуть; г) согнуть палец; д) высосать из пальца.

7. Подберите 2 группы слов с одинаковыми корнем -ТОЛК- , но с разным значением.

_______________________________________________________

____________________________________________________________


8. Какой глагол в различных значениях может сочетаться с существительными поезд, дым, часы, дорога, жизнь, снег?

А) Мчаться; б) бежать; в) идти; г) плестись.

9. Значение какого из слов сформулировано неверно?

А) Экспонат – предмет для обозрения в музее, на выставке;

б) демонстрировать – выйти на демонстрацию;

в) штраф – денежное взыскание;

г) достоверный – соответствующий действительности.


10. Вспомните пословицы по двум ключевым словам и запишите.
А) Труд – лень;б) встречают – провожают;в) погибай – выручай; г) свет – тьма.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

11.Замените словосочетания одним словом – синонимом.

А) Внутренняя сторона кисти руки - … _____________________.

Б) Изобретение человека на картине или фотографии - … _______________.

В) Название места, где кто-либо живет, и надпись на конверте - …_______________.

Г) Тот, кто работает в шахте, - … _________________.

Д) Асфальтированная дорога - … ___________________.

Е) Дословная выдержка из какого-либо текста - …__________________.

Ж) Красная строка, отступ в начале строки - …__________________.

З) Место, где скрещиваются улицы, - …__________________.

И) Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине, - …__________________.

12. Объясните значение устойчивых выражений:

А) Как кошка с собакой; б) вот где собака зарыта; в) собачья жизнь; г) собака на сене.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

13. Подберите антонимы к словам:

А) Недруг; б) близко; в) холодный; г) смелый; д) вверх; е) защита.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

14. Замените фразеологизмыодним словом.

А) Клевать носом; б) бить баклуши; в) как снег на голову;г) вешать нос;д) витать в облаках; е) зарубить на носу; ж) дрожать как осиновый лист;з) ходить на голове; и) держать язык за зубами; к) задать баню;л) после дождичка в четверг.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________



15. Исправь ошибки в устойчивых выражениях.

А) Отольются кошке Мишкины слезки.

Б) Город не тетка.

В) Пуганая ворона куска боится.

Г) Моя дата с краю.

Д) Проще жареной репы.

Е) Рубят лес – кепки летят.

16.В данных рядах найди «лишние»слова и подчеркни их. Рядом напиши обобщённое название этих предметов.

А) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - ___________________________.

Б) Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - _______________________.

В) Дождь, снег, град, гололёд, иней - ________________________________.

Г) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол- _____________________.

17.Подберите 3 устойчивых словосочетания с повторяющимися частицами «ни-ни».
____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


18. Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках:

Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2),велосипед (3), веник (2), имя (1).

____________________________________________________________

19. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении.

А) Седой; б) прямой; в) глубокий; г) бархатный; д)волчий.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

20.Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из другого столбика:

А) Рукой подать;                                            А) Мастер на все руки;

б) на вес золота;                                             б) спустя рукава;

в) семи пядей во лбу;                                       в) у черта на куличках;

г) песок сыплется;                                         г) как кошка с собакой;

д) в час по чайной ложке;                              д) грош цена;

е) профессор кислых щей;                              е) хоть кол на голове теши;

ж) засучив рукава;                                         ж) молоко на губах не обсохло;

з) потерпеть фиаско; з) на всех парах;

и) душа в душу.                                             и) одержать победу.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



21. Вспомните как можно больше и запишите фразеологизмы:

А) со словом НОС; б) со словом ЗУБ; в) со словом НОГА; г) со словом ЯЗЫК.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

22. Вспомни и запиши русские пословицы, похожие с данными по смыслу.

А) Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

Б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)

В) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

Г) Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнам)

Д) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

23. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.

А) Хвост – холод; б) трубы – нервы; в) конфета – жизнь; г) характер –перстень.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Морфология.



1.Определите части речи в предложении:


Вероокаятрышь грузло обкислялазакорявку.


2. В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится имя прилагательное ПЫШНЫЙ, определите падеж

А) Люблю я пышное природы увяданье.

Б) Люблю я пышной природы увяданье.

3. Подбери имена прилагательные-определения к словам.

А) Тюль; б) рояль; в) фамилия; г) фасоль; д) кенгуру;е) мозоль; ж) прорубь; з) фламинго; и) кофе; к) какао.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Какие части речи или их формы могут иметь окончание-у / -ю?

Приведи по 3 примера для каждой части речи.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5. Употреби данные слова как прилагательные и существительные.

А) Ученый; б) часовой, в) парикмахерская; г) столовая.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Какими частями речи могут быть следующие слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

А) Печь; б) мелок; в) жаркое; г) окуни; д) простой.____________________________________________________________

____________________________________________________________

7.Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

А) Кукла; б) тьма; в) кочан; г) банка.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

8. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

А)В полях, не кошеных косой, (_____________ )


Всё утро дождик шёл косой.(____________ )


Дочь грома капля-егоза,


Кончая свой высотный путь,


Летела с круч, закрыв глаза,


В лицо земли, боясь взглянуть,


Скользнув с небесного стекла,(___________ )


В ладонь цветка она стекла.(____________ )



Б) Стою на нашем берегу ( ), покой границы берегу ( ________).

Больной(___________) плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил(___________) крыши города белил (___________).


9. Придумайте предложения, в которых слова «утром», «весной» были бы разными частями речи.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

10. Как перечислить 5 дней недели по порядку, не называя при этом ни числа, ни названия дня. Какая часть речипоможет в этом?

____________________________________________________________

11. Какая змея бывает наречием? ___________________

12. Почему вне предложения нельзя определить, к какой части речи относятся слова? Составьте словосочетания с каждым из слов.

А) Белила; б)дали; в) жгут; г) надел; д) пила; е) строй; ж) рой.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

13. Укажите имена существительные, у которых нет формы единственного числа?

А) Очки; б) бигуди; в) жалюзи; г) усы; д) санки; е) лыжи; ж) коньки;з) каникулы; и) очи.

14. Замени словосочетания наречиями:

а) перегоняя друг друга - _____________________

б) на пустой желудок - _____________________

в) с давних пор - _____________________

г) каждую минуту - _____________________

д) на две равные части - _____________________

15. Запиши существительные в форме множественного числа:

а) трактор; б) директор; в) шофёр; г) фламинго; д) инженер; е) дно; ж) шило.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

16. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей:

а)богатый; б) хитрый; в) счастливый; г) грубый; д) крепкий; е) весёлый.

____________________________________________________________

____________________________________________________________


17. Какова особенность слов кино, депо, кашпо, метро, пальто, кашне?

Как правильно сказать? Вставьте пропущенные буквы:

а) подошёл к метр…; б) вышел из кин…; в) подъехал к деп…; г) доволен пальт… ; д) цветок в кашп… ;


18. Определите, какой частью речи являются слова:

а) десяток; б) двойной; в) удесятерить; г) десять; д) пятёрка; е) впятером; ж) пятеро; з) два; и) во-вторых; к) второй.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

19. Укажи существительное мужского рода.

А) Авеню; б) депо; в) пальто; г) маэстро; д) спираль; е) шоссе.

20. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глагола?

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Состав слова. Словообразование.

1. В каком слове нет приставки?

А) Подогнуть; б) подозрение; в) подушка; г) подоконник; д) подолбить.

2. Из каждого ряда слов выпиши словас одинаковым окончанием:

а)домов, столов, коров, ковров, голов;

б) ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. Укажи строчку, в которой все слова являются однокоренными.

А) Мышь, мышка, мышонок, смышленый.

Б) Лёгкий, легонько, легковой, облегчать.


В) Сыпь, сыпучий, сыпать, выспаться.

4. Отгадай слово, в котором:

А) Корень как в слове «вязать»,

Приставка как в слове «замолчать»,

Суффикс как в слове «сказка»,

Окончание как в слове «рыба». ____________________

Б) Приставка в слове «посмотрел»,

Корень в слове «дороженька»,

Суффикс в слове «лыжник». _____________________

5. Выпишите из ряда слов лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарьродственные слова и формы одного и того же слова.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. В каждой группе найди «четвёртое лишнее»:
а) сломать, сделать, сдуть, смотреть; б) булка, пенка, белка, шапка; в) рыбак, простак, чужак, казак; г)горошинка, изюминка, снежинка, соломинка; д) подосиновик, подолбить, подоконник, пододеяльник.

7.Выпишите имена существительные с суффиксом -ок:

а)замок; б) теремок; в) лесок; г) песок; д) ветерок; е) мирок; ж) приток.

____________________________________________________________

8. Записать 8 сложных слов, используя по одному разу все корни указанных слов каждой группы:

а) мир, единый, любить, общий, взаимный, вода, машина, хлопок;б) строить, душа, хранить, жить, знать, убирать, помощь, любить.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


9. Укажи слова с приставками:

а) доверить; б) домашний; в) доброта; г) добежать; д) докрасить; е) посмотрел; ж) подарки; з) полевые; и) полка; к) покупка; л) победитель; м) полянка; н) заботливый; о) забавный.

10.Образуй от слова СВЕТсемь однокоренных слов.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

11. В каких словах есть окончание -а?

А) Четыреста;б) сначала; в) амплуа ; г) хороша.

12. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и словоСТОЛ?

А) Столяр; б) столовая; в) столешница; г) столько; д) столица; е) престол; ж) столетник; з) застолье.

13. От существительных образуй глаголы с возвратным суффиксом–ся.

А) Пояс; б) правда; в) земля; г) свобода.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

14. Из слов бабочка, белочка, вазочка, яблочко, булочка выпиши слова:

а) с суффиксом –очк; б) с суффиксом –к; в) без суффикса.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

15. Укажи слово, в котором не та приставка, что в остальных:

а) подвезти; б) подвернуть; в) подбросить; г) подвинуть; д) подвязать.

16. Образуй от слова СОНоднокоренное слово с двумя парами удвоенных согласных на стыке приставки и корня и на стыке корня и суффикса.

______________________________________________

17. Какое из данных слов является родственным слову НОС:

а) подношение; б) поднос; в) носильщик; г) переносица; д) занос?

18. Разбери по составу слова: а) слепить (глаза) – слепить (игрушку);б) скупить (книги) – скупой (на ласку). Почему слова имеют разный состав?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

19.Миша и Маша поспорили о том, как нужно разобрать по составу слово подберезовик. Прочитай их рассуждения и определи, кто из них прав.

А) Миша рассуждал так: «Подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Сколько суффиксов нужно выделить? Один суффикс -овик- или два: -ов- и -ик-? Подбираем слово с суффиксом -ов-: подберезовый. Такого слова с суффиксом -ов- в русском языке нет. Значит, выделяем один суффикс -овик-».

Б)Маша возразила: «Действительно, подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Подбираем однокоренные слова: березовый, в слове есть суффикс -ов-. Значит, этот же суффикс мы можем выделить в слове подберезовик. Итак, в слове подберезовик два суффикса: -ов- и -ик-».

____________________________________________________________

____________________________________________________________

20. Укажи слова с приставкой у-:

а) умолять; б) умалишённый; в) умеренный; г) уникальный;д) урожайность.



Синтаксис. Пунктуация.

1. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа предложения?

А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

Б) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов.)

В) Мама купила Коле новую тетрадь.

2. Определи грамматическую основу предложений:

А) Яркое солнце закрыло огромное облако.

Б) Яркое солнце скрылось за синей тучей.

В) Ребята празднично украсили класс.

Г) Книга – источник знаний.

3. Какие примеры не являются словосочетанием?

А) Кончить дело; б) чудесный подарок; вдали от родины; г) белый и чёрный; д) недалеко от дома; е) решил задачу; ж) ягода созрела,

4. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

А)Верный друг;б) жить далеко;в) в нашем доме; г)любить Родину; д) собрал гербарий;

5.С какой частью речи не употребляются предлоги?

А) С именем прилагательным; б) с местоимением; в) с глаголом; г) с именем числительным.

6. В каком предложении выделенное слово является именем прилагательным?

А) Движение часовой стрелки незаметно.

Б) Часовая стрелка движется незаметно.

7. Укажите словосочетание, в котором главное слово – числительное:

а) какие-то лица; б) разделить на двоих; в) читает для него; г) один из них.

8. Укажите словосочетание, в котором зависимое слово – наречие:

а) бежит по тропинке; б) поднимется выше; в) уехал в начале осени; г) решение неудачно.

9. В каком словосочетании связь – управление?

А) Знойный день; б) вверх по реке; в) третий час; г) читать вслух; д) очень интересно.

10. В каком словосочетании связь – примыкание?

А) Холодная вода; б) пятеро по списку; в) костюм отца; г) просьба прочитать; д) трое из класса.

11. Прочитайте и найдите границы предложений. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите количество предложений, разных: а)по цели высказывания; б)по эмоциональной окраске (интонации).

в осеннем лесу

как приятно гулять по лесу ранней осенью шумят под ногами опавшие листья пахнет грибами лесной свежестью как легко дышится осенним воздухом а какой лес нарядный осины клены примерили красные сарафаны среди них выделяется густая зелень молодых елок кругом не видно ни души но кто это паучок уцепился за паутину и летит куда он летит где остановится счастливого пути, паучок

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________



12.Какую роль в предложении«Девочка стояла у двери в комнату»играет слово В КОМНАТУ?

А) Обстоятельство; б) определение; в) дополнение; г) сказуемое.

13. Сколько фраз спряталось в ряду букв «поднимитеперья». Запиши все варианты.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

14. Прочитайте предложение, мысленно вставив в него пропущенное слово.

И вот … дня в день я видел еѐ улыбающееся лицо.

В каком предложении пропущено то же самое слово? Впиши его.

А) Можно мне выйти ____ стола?

Б) Я старался ____ всех сил.

В) Ежегодные визиты туристов ____ рубежа стали уже традицией.

Г) ___ леса, ___ гор едет дедушка Егор.


15. В каком предложении неверно определена грамматическая основа?

А)Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.

Б) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

В)Иванушка отправился вслед за клубочком.

Г) Днѐм и ночью бьются о скалы морские волны.


16. Игорь написал на доске прописью «Сто сорок плюс сто сорок равно двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку? Объясните.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

17. Укажи грамматическую основу предложения: «Пролетали мимо города, села и хутора». Рассмотри все варианты.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

18.Определи верное количество предложений в тексте.

Вот и зиме пришёл конец как – то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю (По Г. Скребицкому)

А) 5; б)7; в) 6;г) 8.

19. Укажи правильное употребление предлога:

а)зацепился о крючок; б)зацепился за крючок;в) зацепился об крючок.

20. Вставьте пропущенные слова.

А) Одеть – надеть

Выпал первый снег. Я ____________ зимнее пальто, а брату _____________ шубку. Мы выбежали во двор и стали играть в снежки.

Б) Оплатить – заплатить

_______________ проезд в автобусе.

_______________ за обед в кассе.

21. Исправь ошибки в употреблении слов, если это необходимо.

В зале не осталось свободных местов. Он проявил благородность. Из апельсин, банан и яблок можно приготовить вкусный фруктовый салат. На завтрак я съел пирожок с повидлой. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Сестра смастерила омлет с помидорами и оливками.

Орфография.

  1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова:

Деревенский ст…рожил (_______________________)

Сад колхозный ст…рожил (________________).

2. Вставь пропущенные буквы. Среди слов, данных в скобках, выбери и подчеркни неверно подобранные проверочные слова.

а) раск…лоть полено (закалка, колет, наколоть);

б) скр…петь дверью (скрепка, скрипучий, скрип);

в) пол…скать бельё (ласка, полощет, полоскал);

г) прим…рять костюм (примерка, мирный, примеряет);

д) ч…стота в квартире (часто, чистить, вычистить).

3.В каких из этих слов пишется удвоенная «эр»:

а)ко..идор; б) ко..еспондент; в) ко..алл?г)пе…он?

4. Сколько орфографических ошибок сделал мальчик в предложении:

Циган купил красовки? Запиши предложение без ошибок.

_____________________________________________________________

5. В какое из слов нужно вставить букву «тэ»?

А) Прекрас..ный; б) чудес..ный; в) извес..ный; г) ужас..ный;д) опас..ный.

6.Исправь ошибки.

Марозныи узоры.

За ноч сильна пахаладало. На стёклах паевились узоры. Кто наресовал их? На халоднамстиклеасидают тёплые поры. Ночюанизостывают. На них нолипают другие капелки. Так вырастает чюдесныйресунак.


7. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помоги ему выбрать верный ответ:

а) жевачка; б)жувачка; в) живачка; г) жвачка; д)жывачка.

8.Вставьте пропущенные буквы:

Воспоминания  ст…рожила,  зак…ляйся с де…тва, об…ятельная улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, пол…скать ребёнка, г…ган…ские шаги, ув…дающие цветы; зап…вать лекарство; пол…скать бельё.   

9. Напишите ответы, употребив слова с шипящим на конце.

А) Суп со свеклой и другими овощами - _____________.

Б) Дикие птицы и животные как предмет охоты - _____________.

В) Способность говорить - ______________.

10. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.

А) Большое желание есть - _______________.

Б) Острое вирусное заболевание - _____________.

В) Платформа для пассажиров, ожидающих поезд - _____________.

11. Подчеркни слова, в которые нужно вставить мягкий знак.

А) Подстереч…, у дач…, пять тысяч…, тягач…, ткач…, луч…, сбереч…, мелоч…, лихач.

Б) Запряч…, из-за дач…, стрич…,  с круч…, кирпич…, усач…, доч…, богач, мяч….


12. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

(В)скоре 7я 40 о5  сяд..т за  100л,  блещущий  чи100той.  40и  е2  ухи3лись пре2рительно приг..товить ..бед, отыскать  вме100  осе3ны  100лько  ус3ц, что пред100ит целый пир.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________


13. В каких словах пишется е?

А) В..сеть; б) на в..су; в) зав..сать; г) занав..с; д) в..сячий.

14.Исправьте ошибки.

У подезда школы весит обявление. В воскресене мы поедим на стройку. Мы ришили по быват там всем классом.

К девити чеса подехалафтобус и по садил групурибят. Везд на площятку был закрыт. Мы увидилиподёмный кран.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

15. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

По шумн___ авеню (идти) _________ атташе. Рядом (идти)______ _мадам в (манто) __________. Из окна, отодвинув легк___ тюль, (выглядывать) ______________забавн___шимпанзе. Все это сняли в солнечн___ Сочи для рекламы (тюль) _________.

16. В каких сказочных словах (по правилам русской орфографии) нужно поставить мягкий знак после шипящих?

А) Пятлаякуж____;  

б) бурявыйпупалош;___;

в) мяуваядуч___.

17. Распределите слова ра…дать, …дать, и…бежать, …десь, …дание, ра…толкать, ни…кий, …говориться, …дравствуй, …делать на три группы:

а) с приставкойс-: _____________________________________________

б) с приставкой, оканчивающейся на з-/с-: __________________________

__________________________________________________________________

в) без приставки: _________________________________________________

18. Запишите существительные в родительном падеже множественного числа:

а) килограмм; б) апельсин; в) сапог; г) помидор; д) носок; е) татарин; ж) яблоко; з) грузин; и) солдат; к) чуваш; л) чулок.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


19. Выпиши слова, которые пишутся без Ь?

Зажеч… свечу, быстрая реч…, юный скрипач…, богатырь могуч…, много туч…, стереч… границу, мороз трескуч…, настанет ноч…, яркий кумач…, решение задач…, сыплется картеч…

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

20.Запишитe три слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ.

_____________________________________________________________



Ответы на вопросы и задания:

Орфоэпия. Фонетика. Графика.

  1. АлфавИт, партЕр, положИл, срЕдства, красИвее, докумЕнт, киломЕтр.

  2. В) Можешь.

  3. В) Боюсь.

  4. Г) Понял.

  5. [ прут]-прут,пруд;[сй᾽эст]- съезд,съест; [грус᾽т᾽]- грусть,груздь; [в᾽ис᾽т᾽и΄]- вести, везти; [л᾽эс᾽т᾽]- лесть, лезть.

  6. А) Яма - [й᾽ а]; б) куль- [л᾽]; в) сжать -[ж]; г) вода - [а];д) сделать - [з᾽].

  7. Слово ТО΄ЛСТОГО (прилаг.) имеет ударение на первом слоге, обычно в предложении (в контексте) пишется со строчной буквы. Слово ТОЛСТО΄ГО (фамилия) – имя собственное, пишется с заглавной буквы; перенос ударения (а оно в этом слове постоянное) в данном случае невозможен.

  8. В) Мяч.

  9. А) Жир; б) цирк; д) дорожит.

  10. [ э], [ р].

  11. Б) Нос – нёс ([н - н᾽]); г) пуд – путь([т - т᾽]).

  12. В) Хвоя.

  13. В) Скоба; г) скула.

  14. Змея, своя, я-то, извиваясь

  15. В) Капуста.

  16. Лапа,пир, тир.

  17. Б) Театр.

  18. В) Каша – ка, а, шэ, а (не шэ, а ша)

  19. А) Яр - [ й᾽а р]; б) люк - [ л᾽у к]; в) юг - [ й᾽у к]; г) лён - [ л᾽о н]; д) пол - [п о л]; е) альт - [а л᾽т]; ж) сад- [с а т]. Слова из звуков, прочитанных в обратном порядке: а) яр –рай; б) люк - куль; в) юг –куй; г) лён – ноль; д) пол – лоб; е) альт – тля; ж) сад – таз.

  20. Дима.



Лексика. Фразеология.

  1. А) Персты - пальцы; б) чаять - любить; в) длань - ладонь; г) чело - лоб; д) ланиты – щёки; е) выя - шея; ж) уста – губы.

  2. Хоть шаром покати – совершенно пусто, ничего нет.

  3. Д) ТвОрог - творОг.

  4. А)отважный – смелый, бесстрашный, храбрый, неустрашимый, мужественный, безбоязненный; б) холодный – морозный, ледяной, студёный, стылый, мёрзлый; в) друг – товарищ, приятель, побратим (разг.), кореш (прост.), наперсник, сторонник; г) говорить – болтать, шептать, изъясняться; д) дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.

  5. А) Исчезать – как сквозь землю провалиться; б)обманывать – водить за нос, обвести вокруг пальца; в) опытный – собаку съел; г) молчать - в ротводы набрать; д) плачущий – глаза на мокром месте.

  6. Г) Согнуть палец.

  7. А) Толк – толковый, бестолковый, толковать, растолковать, толково и др.;

б) толкать, растолкать, вытолкнуть, подтолкнуть, затолкнуть и др..

  1. В) Идти.

  2. Б) демонстрировать – выйти на демонстрацию.

  3. А) Труд кормит – лень портит. Б) Встречают по одёжке,провожают по уму. В) Сам погибай, а товарища выручай. Г) Ученье – свет, а неученье – тьма.

  4. А) Внутренняя сторона кисти руки - ладонь.

Б) Изобретение человека на картине или фотографии - портрет.

В) Название места, где кто-либо живет, надпись на конверте - адрес.

Г) Тот, кто работает в шахте, - шахтёр.

Д) Асфальтированная дорога - шоссе.

Е) Дословная выдержка из какого-либо текста - цитата.

Ж) Красная строка, отступ в начале строки - абзац.

З) Место, где скрещиваются улицы, - перекрёсток.

И) Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине, -

патриот.

  1. А) Как кошка с собакой – жить недружно, постоянно ссорясь; б) вот где собака зарыта – в этом заключается загадка; в) собачья жизнь – трудная, очень плохая жизнь; г) собака на сене – ни себе, ни людям.

  2. А)Недруг–друг, приятель; б) близко - далеко; в) холодный – горячий, знойный, тёплый, жаркий; г) смелый – трусливый, робкий; д) вверх - вниз; е) защита – нападение, обвинение.

  3. А) Клевать носом – дремать; б) бить баклуши - бездельничать; в)как снег на голову – неожиданно;г) вешать нос – грустить; д) витать в облаках – мечтать; е) зарубить на носу – запомнить;ж) дрожать как осиновый лист– испытывать чувство страха (ощущая мелкую дрожь в теле); з) ходить на голове - баловаться;и) держать язык за зубами - молчать;к) задать баню - проучить; л) после дождичка в четверг – никогда.

  4. А) Отольются кошке мышкины слезки.

Б) Голод не тетка.

В) Пуганая ворона куста боится.

Г) Моя хата с краю.

Д) Проще пареной репы.

Е) Рубят лес – щепки летят.

  1. А) Петров – фамилия (все остальные слова – имена).

Б) Мясо (все остальные слова – молочные продукты).

В) Дождь (все остальные слова – зимние осадки).

Г) Плавание (все остальные слова обозначают название игр с мячом).

17. Ни рыба – ни мясо, ни себе – ни людям, ни кола – ни двора.

18. У страха глаза велики.

19. А)Седой туман; б) прямой человек; в) глубокий анализ; г) бархатный

сезон; д) волчий аппетит.

20.А) Рукой подать – у чёрта на куличках; б) на вес золота – грош цена; в) семи пядей во лбу – хоть кол на голове теши; г) песок сыплется – молоко на губах не обсохло; д) в час по чайной ложке – на всех порах; е) профессор кислых щей – мастер на все руки; ж) засучив рукава – спустя рукава; е) потерпеть фиаско – одержать победу; и) душа в душу – как кошка с собакой.

  1. А)Задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу,не видеть дальше собственного носа;

б) зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить сквозь зубы, иметь зуб, в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы;

в)ног под собой не чуять, со всех ног, встать на ноги, падать с ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там;

г)язык без костей,острый на язык,тянуть за язык,язык проглотить,найти общий язык,язык не поворачивается,держать язык за зубами,язык до Киева доведет,не сходить с языка.

  1. А) Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь. (Русская)

Б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает. (Русская)

В) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия) – Мал золотник, да дорог. (Русская)

Г) Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнам) – Тише едешь – дальше будешь. (Русская)

Д) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) – Язык до Киева доведёт. (Русская)

23.А) Собачий хвост – собачий холод; б) стальные трубы – стальные нервы; в) сладкая конфета – сладкая жизнь; г) золотойхарактер –золотой перстень.

Морфология.



  1. Вероокая(прилаг.) трышь(сущ.) грузло (нареч.)обкисляла(глаг.) закорявку (сущ.).

  2. А) Люблю я пышное (В. п.) природы увяданье.

Б) Люблю я пышной (Р. П.) природы увяданье.

3.А) Ажурный тюль; б) старый рояль; в) известная фамилия; г) красная фасоль; д) быстрый кенгуру; е) сухая мозоль; ж) узкая прорубь; з) розовый фламинго; и) крепкий кофе; к) горячее какао;

4.Существительные: весну, в плену, краю; глаголы: люблю, смешу, спою;местоимения:ту, свою, мою; числительноеодну;прилагательное:красну.

5. А)Кот ученый все ходит по цепи кругом (прил.).Ученый изобрел ракету (сущ.).

Б) Часовой механизм испорчен (прил.). Часовой стоит на посту (сущ.).

В) Юноша освоил парикмахерское искусство (прил.).В новом районе открылась парикмахерская (сущ.).

Г) В нашей школе большая столовая (сущ.). Столовая ложка лежала на полке для посуды (прил.).

6.А) Печь – сущ., глагол; б) мелок – сущ., кр. прил.; в) жаркое – сущ., прил.; г) окуни – сущ., глагол (повел. накл.); д) простой – прил, сущ..

7.А) Кукла (1скл.) – кулак (2 скл.); б) тьмамать (3 скл.); в) кочан – ночка (1скл.); г) банка кабан (2 скл.).

8.А)В полях, не кошеных косой, (сущ.)


Всё утро дождик шёл косой.(прил.)


Дочь грома капля-егоза,


Кончая свой высотный путь,


Летела с круч, закрыв глаза,


В лицо земли, боясь взглянуть,


Скользнув с небесного стекла,(сущ.)


В ладонь цветка она стекла.(глаг.)


Б) Стою на нашем берегу (сущ.), покой границы берегу(глаг.).

Больной(сущ.) плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил(сущ.) крыши города белил (глаг.)

9.Поезд из Самары в Москву отправляется утром (нареч.).За утром (сущ.) наступает день. Ранней весной(сущ.) распускаются первоцветы. Весной(нареч.)день становится длиннее.

10.Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

11. Уж.

12. Данные слова могут быть разными частями речи. Определить часть речи можно только в контексте. А) густые белила (сущ.) – белила деревья(глаг.); б) за дальние дали (сущ.)дали отгул (глаг.); в) резиновый жгут (сущ.) – жгут мусор (глаг.); г) крестьянский надел (сущ.)надел рубашку (глаг.); д) острая пила (сущ.)пила с жадностью (глаг.); е) стань в строй (сущ.) – строй замок (глаг.); ж) пчелиныйрой (сущ.) – рой яму (глаг.).

13.А) Очки (в значении «оптический прибор»); б) бигуди; в) жалюзи; д) санки; з) каникулы.

14.А) Перегоняя друг друга - наперегонки;б) на пустой желудок -натощак;в) с давних пор - издавна;г) каждую минуту - ежеминутно;д) на две равные части - пополам.

15.А) Трактор–тракторЫи тракторА; б) директор - директорА; в) шофёр - шофёрЫ; г) фламинго - фламинго; д) инженер -инженерЫ; е) дно - донья; ж) шило - шилья.

16.А)Богатый - богач; б) хитрый - хитрец; в) счастливый - счастливец; г) грубый - грубиян; д) крепкий - крепыш; е) весёлый - весельчак.

17.Существительныекино, депо, кашпо, метро, пальто, кашне – несклоняемые.

А) Подошёл к метрО; б) вышел из кинО; в) подъехал к депО; г) доволен пальтО; д) цветок в кашпО;

18.А) десяток – сущ.; б) двойной – прил.; в) удесятерить – глаг.; г) десять – колич. числит.; д) пятёрка – сущ.; е) впятером – нареч.; ж) пятеро – собир. числит.; з) два - колич. числит; и) во-вторых – нареч.; к) второй – порядк. числит.

19. Г) Маэстро.

20.Печь, течь, знать, стать.



Состав слова. Словообразование.

  1. В) Подушка.

  2. А)Существительные домов, столов, ковровимеотодинаковое окончание –ОВ; у существительныекоров, головнулевое окончание;

б) Существительные ножей, ушей,юношейимеют окончание –ЕЙ; у существительных батарей, шей нулевое окончание.

3.Б) Лёгкий, легонько, легковой, облегчать.

4.А) Завязка. Б) Подорожник.

5.Родственные слова: лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество. Формы одного и того же слова: лесник, лесником, лесники.

6. А) Смотреть; б) пенка; в) казак; г) снежинка; д) подолбить.

7.Б) Теремок; в) лесок; д) ветерок; е) мирок.

8.Миролюбивый, единодушно, общежитие, взаимопомощь, водохранилище, машиностроение, хлопкоуборочная, любознательный.

9. А) Доверить; г) добежать; д) докрасить; е) посмотрел; ж) подарки;

к) покупка.

10.Свет, светлый, светить, световой, подсветка, посветить, светло, засветло, светлячок.

11. А) ЧетырестА; г) хорошА.

12. А) Столяр; б) столовая; в) столешница; д) столица; е) престол; з) застолье.

13.А) Пояс - подпоясаться; б) правда - оправдаться; в) земля - заземлиться; г)свобода - освободиться.

14.А) Ссуффиксом –очк: вазочка; б) с суффиксом –к: белочка, яблочко, булочка; в) без суффикса: бабочка.

15.Г)Подвинуть.

16. Бессонница.

17. Г) Переносица.

18.А)Посвоему строению и значению слова разные: слеп-и-тьглаза – с-леп-и-ть игрушку. Слепить(глаза) употреблено в значении «ярко освещать», а слепить(игрушку) – сделать игрушку из какого-либо материала (пластилина, глины)».

Б)С-куп-и-ть книги – скуп-ой на ласку. Скупить (книги) – «купить много, в разных местах», скупой на ласку – прилагательное, означающее «жадный, бережливый, сдержанный.

19.Прав Миша, так как в русском языке нет слова «подберезовый».

20. У-молять; у-меренный.

Синтаксис.

  1. А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. Грамматическая основа предложения: дети слушали.

  2. А) Яркое солнце закрыло огромное облако.

Б) Яркое солнце скрылось за синей тучей.

В) Ребята празднично украсили класс.

Г) Книгаисточник знаний.

  1. Г) Белый и чёрный; ж) ягода созрела.

  2. Д) Собрал гербарий.

  3. В) С глаголом.

  4. А) Движение часовой стрелки незаметно.

  5. Г) Один из них.

  6. Б) Поднимется выше.

  7. Б) Вверх по реке.

  8. Г) просьба прочитать.

  9. В осеннем лесу.

Как приятно гулять по лесу ранней осенью! Шумят под ногами опавшие листья. Пахнет грибами, лесной свежестью. Как легко дышится осенним воздухом! А какой лес нарядный! Осины, клены примерили красные сарафаны. Среди них выделяется густая зелень молодых елок. Кругом не видно ни души. Но кто это? Паучок уцепился за паутину и летит. Куда он летит? Где остановится? Счастливого пути, паучок!

А) По цели высказывания: повествовательных – 10, вопросительных – 3, побудительных -0.Б) По эмоциональной окраске (интонации): восклицательных – 4, невосклицательных – 9.

12.Б) определение.

13.Возможно 6 вариантов:А)Поднимитеперья! Б) Подними те перья! В) Под ним и те перья. Г) Под ними теперь я. Д) Под ним и теперь я. Е) Под ними те перья.

14. Б) Я старался изо всех сил.

15.Б) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Грамматическая основа предложения: прислал брат.

16.Если Игорь считал птиц «сорОк» («Сто сорОк плюс стосорОк равно двести сорОк»), тоон не допустил ошибку.

Возможен и второй вариант: сложение двух чисел140Сто сОрокплюс сто сОрок равно двести сОрок», в котором очевидна вычислительная ошибка.

  1. Возможны 2 варианта: а)пролетали; б) пролетали города, сёла, хутора.

  2. Б) 7.

  3. Б) Зацепился за крючок.

20. А) Выпал первый снег. Я надел зимнее пальто, а брату одел шубку. Мы выбежали во двор и стали играть в снежки.

Б) Оплатить проезд в автобусе. Заплатить за обед в кассе.

21.В зале не осталось свободных мест. Он проявил благородство. Из апельсинОВ,бананОВ и яблок можно приготовить вкусный фруктовый салат. На завтрак я съел пирожок с повидлОМ. Этот фильм более интереснЫЙ, чем тот, который мы смотрели вчера. Сестра приготовила омлет с помидорами и оливками.

Орфография.

  1. Деревенский стАрожил( стАрый житель)

Сад колхозный стОрожил(стОрож).

  1. А) РаскОлоть полено (закалка, колет, наколоть);

б) скрИпеть дверью (скрепка, скрипучий, скрип);

в) полОскать бельё (ласка, полощет, полоскал);

г) примЕрять костюм (примерка, мирный, примеряет);

д) чИстота в квартире (часто, чистить, вычистить).

  1. Б)Корреспондент; г) перрон.

  2. Мальчик допустил 3 ошибки: ЦЫган купил крОССовки.

  3. В) Известный.

  4. МОрозныЕ узоры.

За ночЬсильнОпОхОлОдало. На стёклах пОЯвились узоры. Кто нарИсовал их? На хОлоднОмстЕклеОсЕдают тёплые пАры. НочЬю Они зАстывают. На них нАлипают другие капелЬки. Так вырастает чУдесныйрИсунОк.

  1. Г) Жвачка.

  2. Воспоминания  стАрожила,  закАляйся с деТСтва, обАятельная улыбка, чуВствуешь  радость, участвуешь в олимпиаде,  запЕвать в хоре, обЪедИниться в группу, полАскать ребёнка, гИганТские шаги, увЯдающие цветы; запИвать лекарство; полОскать бельё.   

  3. А) Суп со свеклой и другими овощами -борщ.

Б) Дикие птицы и животные как предмет охоты - дичь.

В) Способность говорить – речь.

  1. А) Большое желание есть - аППетит.

Б) Острое вирусное заболевание -гриПП.

В) Платформа для пассажиров, ожидающих поезд - пеРРон.

  1. А) ПодстеречЬ, сберечЬ, мелочЬ;

Б) ЗапрячЬ, стричЬ, дочЬ.

  1. Вскоре семья сорок  сядет за  стол,  блещущий  чистотой.  Сороки  едва  ухитрились  предварительно приготовить обед, отыскать  вместо  осетрины  столько  устриц, что предстоит целый пир.

  2. Б) На вЕсу; г) занавЕс;

  3. У подЪезда школы вИситобЪявление. В воскресенЬе мы поедЕм на стройку. Мы рЕшилиПОбыватЬ там всем классом.

К девЯтичАсАМподЪехалаВтобус и ПОсадилгруППурЕбят. ВЪезд на площАДку был закрыт. Мы увидЕлиподЪёмный кран.

  1. По шумнОЙ авеню идЁТатташе. Рядом идЁТ _мадам в манто.

Из окна, отодвинув легкИЙтюль, выглядываЕТзабавнЫЙ шимпанзе. Все это сняли в солнечнОМСочи для рекламы тюлЯ.

  1. А) ПятлаякужЬ;  в) мяуваядучЬ.

  2. А) С приставкой с-: Сдать,Сговориться, Сделать;

б) с приставкой, оканчивающейся на з-/с-:раЗдать, иЗбежать, раСтол-кать;

в) без приставки: здесь, здание, низкий, здравствуй.

18. А) КилограммОВ; б) апельсинОВ; в) сапог; г) помидорОВ; д) носкОВ; е) татар; ж) яблок; з) грузин; и) солдат; к) чувашЕЙ; л) чулок

19.Юный скрипач, богатырь могуч, много туч, мороз трескуч, яркий кумач, решение задач.

20 .ОбЪединитЬся, обЪявлятЬ, разЪяснятЬ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания для подготовки и проведения олимпиад по русскому языку в начальной школе

Автор: Байгазакова Саулеш Турсынбаевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "ДОКЛАД :""Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_organizatsiia_vneurochnoi_deiatelnosti_mladshikh_shkolnikov_po_russkomu_i"
    ["file_id"] => string(6) "529055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875181"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Олимпиады по русскому языку в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(49) "olimpiady-po-russkomu-iazyku-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "211588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431636166"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Учебное планирование занятий спецкурса "Знатоки русского языка" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-planirovaniie-zaniatii-spietskursa-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "213931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432184605"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Олимпионик "
    ["seo_title"] => string(10) "olimpionik"
    ["file_id"] => string(6) "227421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440703731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства