Задания для подготовки и проведения олимпиад по русскому языку в начальной школе
Задания для подготовки и проведения олимпиад по русскому языку в начальной школе
Задания для подготовки и проведения
олимпиад по русскому языку в начальной школе
Данный дидактический материал представляет собой системуразнообразных вопросов и заданий тестового характера, а также заданий, требующих обоснованного ответа обучающихся начальной школы. Задания сгруппированы в соответствии с разделами науки о языке. В заданиях тестового характера достаточно отметить букву (или буквы), соответствующую (соответствующие) правильному ответу, в других же заданиях предлагается записать ответ,в случае необходимости пояснить его.
16.Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите и выпишите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
Просмотр содержимого документа
«Задания для подготовки и проведения олимпиад по русскому языку в начальной школе »
Задания для подготовки и проведения
олимпиад по русскому языку в начальной школе
Данный дидактический материал представляет собой системуразнообразных вопросов и заданий тестового характера, а также заданий, требующих обоснованного ответа обучающихся начальной школы. Задания сгруппированы в соответствии с разделами науки о языке. В заданиях тестового характера достаточно отметить букву (или буквы), соответствующую (соответствующие) правильному ответу, в других же заданиях предлагается записать ответ,в случае необходимости пояснить его.
16.Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите и выпишите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
А) Клевать носом; б) бить баклуши; в) как снег на голову;г) вешать нос;д) витать в облаках; е) зарубить на носу; ж) дрожать как осиновый лист;з) ходить на голове; и) держать язык за зубами; к) задать баню;л) после дождичка в четверг.
3. Укажи строчку, в которой все слова являются однокоренными.
А) Мышь, мышка, мышонок, смышленый.
Б) Лёгкий, легонько, легковой, облегчать.
В) Сыпь, сыпучий, сыпать, выспаться.
4. Отгадай слово, в котором:
А) Корень как в слове «вязать»,
Приставка как в слове «замолчать»,
Суффикс как в слове «сказка»,
Окончание как в слове «рыба». ____________________
Б) Приставка в слове «посмотрел»,
Корень в слове «дороженька»,
Суффикс в слове «лыжник». _____________________
5. Выпишите из ряда слов лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарьродственные слова и формы одного и того же слова.
19.Миша и Маша поспорили о том, как нужно разобрать по составу слово подберезовик. Прочитай их рассуждения и определи, кто из них прав.
А) Миша рассуждал так: «Подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Сколько суффиксов нужно выделить? Один суффикс -овик- или два: -ов- и -ик-? Подбираем слово с суффиксом -ов-: подберезовый. Такого слова с суффиксом -ов- в русском языке нет. Значит, выделяем один суффикс -овик-».
Б)Маша возразила: «Действительно, подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Подбираем однокоренные слова: березовый, в слове есть суффикс -ов-. Значит, этот же суффикс мы можем выделить в слове подберезовик. Итак, в слове подберезовик два суффикса: -ов- и -ик-».
1. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа предложения?
А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
Б) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов.)
В) Мама купила Коле новую тетрадь.
2. Определи грамматическую основу предложений:
А) Яркое солнце закрыло огромное облако.
Б) Яркое солнце скрылось за синей тучей.
В) Ребята празднично украсили класс.
Г) Книга – источник знаний.
3. Какие примеры не являются словосочетанием?
А) Кончить дело; б) чудесный подарок; вдали от родины; г) белый и чёрный; д) недалеко от дома; е) решил задачу; ж) ягода созрела,
4. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?
А)Верный друг;б) жить далеко;в) в нашем доме; г)любить Родину; д) собрал гербарий;
5.С какой частью речи не употребляются предлоги?
А) С именем прилагательным; б) с местоимением; в) с глаголом; г) с именем числительным.
6. В каком предложении выделенное слово является именем прилагательным?
А) Движение часовой стрелки незаметно.
Б) Часовая стрелка движется незаметно.
7. Укажите словосочетание, в котором главное слово – числительное:
а) какие-то лица; б) разделить на двоих; в) читает для него; г) один из них.
8. Укажите словосочетание, в котором зависимое слово – наречие:
а) бежит по тропинке; б) поднимется выше; в) уехал в начале осени; г) решение неудачно.
9. В каком словосочетании связь – управление?
А) Знойный день; б) вверх по реке; в) третий час; г) читать вслух; д) очень интересно.
10. В каком словосочетании связь – примыкание?
А) Холодная вода; б) пятеро по списку; в) костюм отца; г) просьба прочитать; д) трое из класса.
11. Прочитайте и найдите границы предложений. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите количество предложений, разных: а)по цели высказывания; б)по эмоциональной окраске (интонации).
в осеннем лесу
как приятно гулять по лесу ранней осенью шумят под ногами опавшие листья пахнет грибами лесной свежестью как легко дышится осенним воздухом а какой лес нарядный осины клены примерили красные сарафаны среди них выделяется густая зелень молодых елок кругом не видно ни души но кто это паучок уцепился за паутину и летит куда он летит где остановится счастливого пути, паучок
18.Определи верное количество предложений в тексте.
Вот и зиме пришёл конец как – то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю (По Г. Скребицкому)
А) 5; б)7; в) 6;г) 8.
19. Укажи правильное употребление предлога:
а)зацепился о крючок; б)зацепился за крючок;в) зацепился об крючок.
20. Вставьте пропущенные слова.
А) Одеть – надеть
Выпал первый снег. Я ____________ зимнее пальто, а брату _____________ шубку. Мы выбежали во двор и стали играть в снежки.
Б) Оплатить – заплатить
_______________ проезд в автобусе.
_______________ за обед в кассе.
21. Исправь ошибки в употреблении слов, если это необходимо.
В зале не осталось свободных местов. Он проявил благородность. Из апельсин, банан и яблок можно приготовить вкусный фруктовый салат. На завтрак я съел пирожок с повидлой. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Сестра смастерила омлет с помидорами и оливками.
Орфография.
Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова:
Деревенский ст…рожил (_______________________)
Сад колхозный ст…рожил (________________).
2. Вставь пропущенные буквы. Среди слов, данных в скобках, выбери и подчеркни неверно подобранные проверочные слова.
За ноч сильна пахаладало. На стёклах паевились узоры. Кто наресовал их? На халоднамстиклеасидают тёплые поры. Ночюанизостывают. На них нолипают другие капелки. Так вырастает чюдесныйресунак.
7. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помоги ему выбрать верный ответ:
По шумн___ авеню (идти) _________ атташе. Рядом (идти)______ _мадам в (манто) __________. Из окна, отодвинув легк___ тюль, (выглядывать) ______________забавн___шимпанзе. Все это сняли в солнечн___ Сочи для рекламы (тюль) _________.
16. В каких сказочных словах (по правилам русской орфографии) нужно поставить мягкий знак после шипящих?
А) Пятлаякуж____;
б) бурявыйпупалош;___;
в) мяуваядуч___.
17. Распределите слова ра…дать, …дать, и…бежать, …десь, …дание, ра…толкать, ни…кий, …говориться, …дравствуй, …делать на три группы:
а) с приставкойс-: _____________________________________________
б) с приставкой, оканчивающейся на з-/с-: __________________________
А) Яма - [й᾽ а]; б) куль- [л᾽]; в) сжать -[ж]; г) вода - [а];д) сделать - [з᾽].
Слово ТО΄ЛСТОГО (прилаг.) имеет ударение на первом слоге, обычно в предложении (в контексте) пишется со строчной буквы. Слово ТОЛСТО΄ГО (фамилия) – имя собственное, пишется с заглавной буквы; перенос ударения (а оно в этом слове постоянное) в данном случае невозможен.
В) Мяч.
А) Жир; б) цирк; д) дорожит.
[ э], [ р].
Б) Нос – нёс ([н - н᾽]); г) пуд – путь([т - т᾽]).
В) Хвоя.
В) Скоба; г) скула.
Змея, своя, я-то, извиваясь
В) Капуста.
Лапа,пир, тир.
Б) Театр.
В) Каша – ка, а, шэ, а (не шэ, а ша)
А) Яр - [ й᾽а р]; б) люк - [ л᾽у к]; в) юг - [ й᾽у к]; г) лён - [ л᾽о н]; д) пол - [п о л]; е) альт - [а л᾽т]; ж) сад- [с а т]. Слова из звуков, прочитанных в обратном порядке: а) яр –рай; б) люк - куль; в) юг –куй; г) лён – ноль; д) пол – лоб; е) альт – тля; ж) сад – таз.
А) Исчезать – как сквозь землю провалиться; б)обманывать – водить за нос, обвести вокруг пальца; в) опытный – собаку съел; г) молчать - в ротводы набрать; д) плачущий – глаза на мокром месте.
Г) Согнуть палец.
А) Толк – толковый, бестолковый, толковать, растолковать, толково и др.;
б) толкать, растолкать, вытолкнуть, подтолкнуть, затолкнуть и др..
В) Идти.
Б) демонстрировать – выйти на демонстрацию.
А) Труд кормит – лень портит. Б) Встречают по одёжке,провожают по уму. В) Сам погибай, а товарища выручай. Г) Ученье – свет, а неученье – тьма.
А) Внутренняя сторона кисти руки - ладонь.
Б) Изобретение человека на картине или фотографии - портрет.
В) Название места, где кто-либо живет, надпись на конверте - адрес.
Г) Тот, кто работает в шахте, - шахтёр.
Д) Асфальтированная дорога - шоссе.
Е) Дословная выдержка из какого-либо текста - цитата.
Ж) Красная строка, отступ в начале строки - абзац.
З) Место, где скрещиваются улицы, - перекрёсток.
И) Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине, -
патриот.
А) Как кошка с собакой – жить недружно, постоянно ссорясь; б) вот где собака зарыта – в этом заключается загадка; в) собачья жизнь – трудная, очень плохая жизнь; г) собака на сене – ни себе, ни людям.
20.А) Рукой подать – у чёрта на куличках; б) на вес золота – грош цена; в) семи пядей во лбу – хоть кол на голове теши; г) песок сыплется – молоко на губах не обсохло; д) в час по чайной ложке – на всех порах; е) профессор кислых щей – мастер на все руки; ж) засучив рукава – спустя рукава; е) потерпеть фиаско – одержать победу; и) душа в душу – как кошка с собакой.
А)Задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу,не видеть дальше собственного носа;
б) зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить сквозь зубы, иметь зуб, в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы;
в)ног под собой не чуять, со всех ног, встать на ноги, падать с ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там;
г)язык без костей,острый на язык,тянуть за язык,язык проглотить,найти общий язык,язык не поворачивается,держать язык за зубами,язык до Киева доведет,не сходить с языка.
А) Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь. (Русская)
Б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает. (Русская)
В) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия) – Мал золотник, да дорог. (Русская)
Г) Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнам) – Тише едешь – дальше будешь. (Русская)
Д) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) – Язык до Киева доведёт. (Русская)
Б) Стою на нашем берегу (сущ.), покой границы берегу(глаг.).
Больной(сущ.) плохо переносил лекарства.
Кто без кисти и белил(сущ.) крыши города белил (глаг.)
9.Поезд из Самары в Москву отправляется утром (нареч.).За утром (сущ.) наступает день. Ранней весной(сущ.) распускаются первоцветы. Весной(нареч.)день становится длиннее.
12. Данные слова могут быть разными частями речи. Определить часть речи можно только в контексте. А) густые белила (сущ.) – белила деревья(глаг.); б) за дальние дали (сущ.) – дали отгул (глаг.); в) резиновый жгут (сущ.) – жгут мусор (глаг.); г) крестьянский надел (сущ.) – надел рубашку (глаг.); д) острая пила (сущ.) – пила с жадностью (глаг.); е) стань в строй (сущ.) – строй замок (глаг.); ж) пчелиныйрой (сущ.) – рой яму (глаг.).
14.А) Перегоняя друг друга - наперегонки;б) на пустой желудок -натощак;в) с давних пор - издавна;г) каждую минуту - ежеминутно;д) на две равные части - пополам.
14.А) Ссуффиксом –очк: вазочка; б) с суффиксом –к: белочка, яблочко, булочка; в) без суффикса: бабочка.
15.Г)Подвинуть.
16. Бессонница.
17. Г) Переносица.
18.А)Посвоему строению и значению слова разные: слеп-и-тьглаза – с-леп-и-ть игрушку. Слепить(глаза) употреблено в значении «ярко освещать», а слепить(игрушку) – сделать игрушку из какого-либо материала (пластилина, глины)».
Б)С-куп-и-ть книги – скуп-ой на ласку. Скупить (книги) – «купить много, в разных местах», скупой на ласку – прилагательное, означающее «жадный, бережливый, сдержанный.
19.Прав Миша, так как в русском языке нет слова «подберезовый».
20. У-молять; у-меренный.
Синтаксис.
А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. Грамматическая основа предложения: дети слушали.
А) Яркое солнце закрыло огромное облако.
Б) Яркое солнце скрылось за синей тучей.
В) Ребята празднично украсили класс.
Г) Книга – источник знаний.
Г) Белый и чёрный; ж) ягода созрела.
Д) Собрал гербарий.
В) С глаголом.
А) Движение часовой стрелки незаметно.
Г) Один из них.
Б) Поднимется выше.
Б) Вверх по реке.
Г) просьба прочитать.
В осеннем лесу.
Как приятно гулять по лесу ранней осенью! Шумят под ногами опавшие листья. Пахнет грибами, лесной свежестью. Как легко дышится осенним воздухом! А какой лес нарядный! Осины, клены примерили красные сарафаны. Среди них выделяется густая зелень молодых елок. Кругом не видно ни души. Но кто это? Паучок уцепился за паутину и летит. Куда он летит? Где остановится? Счастливого пути, паучок!
А) По цели высказывания: повествовательных – 10, вопросительных – 3, побудительных -0.Б) По эмоциональной окраске (интонации): восклицательных – 4, невосклицательных – 9.
12.Б) определение.
13.Возможно 6 вариантов:А)Поднимитеперья! Б) Подними те перья! В) Под ним и те перья. Г) Под ними теперь я. Д) Под ним и теперь я. Е) Под ними те перья.
14. Б) Я старался изо всех сил.
15.Б) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
Грамматическая основа предложения: прислал брат.
16.Если Игорь считал птиц «сорОк» («Сто сорОк плюс стосорОк равно двести сорОк»), тоон не допустил ошибку.
Возможен и второй вариант: сложение двух чисел140 («Сто сОрокплюс сто сОрок равно двести сОрок», в котором очевидна вычислительная ошибка.
Возможны 2 варианта: а)пролетали; б) пролетали города, сёла, хутора.
Б) 7.
Б) Зацепился за крючок.
20. А) Выпал первый снег. Я надел зимнее пальто, а брату одел шубку. Мы выбежали во двор и стали играть в снежки.
Б) Оплатить проезд в автобусе. Заплатить за обед в кассе.
21.В зале не осталось свободных мест. Он проявил благородство. Из апельсинОВ,бананОВ и яблок можно приготовить вкусный фруктовый салат. На завтрак я съел пирожок с повидлОМ. Этот фильм более интереснЫЙ, чем тот, который мы смотрели вчера. Сестра приготовила омлет с помидорами и оливками.
д) чИстота в квартире (часто, чистить, вычистить).
Б)Корреспондент; г) перрон.
Мальчик допустил 3 ошибки: ЦЫган купил крОССовки.
В) Известный.
МОрозныЕ узоры.
За ночЬсильнОпОхОлОдало. На стёклах пОЯвились узоры. Кто нарИсовал их? На хОлоднОмстЕклеОсЕдают тёплые пАры. НочЬю Они зАстывают. На них нАлипают другие капелЬки. Так вырастает чУдесныйрИсунОк.
Г) Жвачка.
Воспоминания стАрожила, закАляйся с деТСтва, обАятельная улыбка, чуВствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запЕвать в хоре, обЪедИниться в группу, полАскать ребёнка, гИганТские шаги, увЯдающие цветы; запИвать лекарство; полОскать бельё.
А) Суп со свеклой и другими овощами -борщ.
Б) Дикие птицы и животные как предмет охоты - дичь.
В) Способность говорить – речь.
А) Большое желание есть - аППетит.
Б) Острое вирусное заболевание -гриПП.
В) Платформа для пассажиров, ожидающих поезд - пеРРон.
А) ПодстеречЬ, сберечЬ, мелочЬ;
Б) ЗапрячЬ, стричЬ, дочЬ.
Вскоре семья сорок сядет за стол, блещущий чистотой. Сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.
Б) На вЕсу; г) занавЕс;
У подЪезда школы вИситобЪявление. В воскресенЬе мы поедЕм на стройку. Мы рЕшилиПОбыватЬ там всем классом.
К девЯтичАсАМподЪехалаВтобус и ПОсадилгруППурЕбят. ВЪезд на площАДку был закрыт. Мы увидЕлиподЪёмный кран.
По шумнОЙ авеню идЁТатташе. Рядом идЁТ _мадам в манто.
Из окна, отодвинув легкИЙтюль, выглядываЕТзабавнЫЙ шимпанзе. Все это сняли в солнечнОМСочи для рекламы тюлЯ.
А) ПятлаякужЬ; в) мяуваядучЬ.
А) С приставкой с-: Сдать,Сговориться, Сделать;
б) с приставкой, оканчивающейся на з-/с-:раЗдать, иЗбежать, раСтол-кать;
в) без приставки: здесь, здание, низкий, здравствуй.