Просмотр содержимого документа
«Словарный диктант для 3 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №90 г.о. Тольятти
«Утверждаю»
Директор МБУ школы №90 Г.В.Бакушин
«_______» ________________2014 г.
Программа принята на основании
решения педагогического совета
МБУ школы №90
Протокол № ___от «____» ____2014г.
Программа внеурочной деятельности
социального направления
«Юные инспекторы дорожного движения»
дляучащихся1 – 4классов(от7лет)
Срокреализации – 4года
Рабочуюпрограммусоставили
учителяначальныхклассов:
Истомина Елена Васильевна,
Цебрук Надежда Александровна
Тольятти – 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная программа «Юные инспекторы дорожного движения» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что причиной является незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался.
Ежегодное увеличение количества транспорта на дорогах нашего города неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения - «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы «Юные инспекторы дорожного движения» с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
Конституция Российской Федерации.
Государственный образовательный стандарт.
Конвенция « О правах ребенка».
Устав образовательного учреждения.
Учебный план и учебные программы школы.
Правила дорожного движения.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Цель программы:
охрана жизни и здоровья детей;
формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения;
привитие навыка повседневно использования данных знаний на практике и предупреждение детского травматизма на дорогах нашего города.
Задачи программы:
развивать мотивацию к безопасному поведению на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения;
обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
Содержание программы способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Принципы, лежащие в основе разработки программы:
систематическое изучение правил дорожного движения;
осознанность в их усвоении;
постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии
возрастными возможностями обучающихся.
Основные методы проведения занятий:
словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
практические: игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Формы работы:
тематические занятия;
беседы;
встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися;
игровые уроки;
просмотры фильмов, мультфильмов, чтение художественных произведений по ПДД;
проектная деятельность;
конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД;
настольные, дидактические и подвижные игры;
оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
составление и распространение памяток по правилам безопасного поведения на дорогах;
иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
знать историю возникновения ПДД, безопасный путь из дома до школы, причины ДТП, правила поведения в транспорте;
уметь представить свою работу, оценить работу других, сравнить, анализировать и делать выводы.
Ожидаемые результаты
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
Повышение уровня теоретических знаний обучающихся по ПДД (призовые места в городских конкурсах и олимпиадах)
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ.
В результате работы у детей будут сформированы следующие УУД
Предметные:
приобретают знания и навыки безопасного поведения на улице;
уметь классифицировать транспортные объекты по общему признаку,
уметь классифицировать дорожные знаки;
усваивают правила движения по дороге;
понимают сигналы светофоров и регулировщиков;
усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
учатся пользоваться общественным транспортом, соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.;
знакомятся со значением дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги);
знакомятся с основами первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
Личностные:
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
готовность использовать полученные знания в повседневной жизни;
соблюдать правила дорожного движения.
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные:
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде таблицы, схемы (в информационных проектах)
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Информационно-методическое обеспечение:
Цифровые образовательные ресурсы
- Сайт детского познавательного журнала «Весёлые медвежата» http://www.medvejata.ru/greenlight/
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Контингент обучающихся: дети младшего школьного возраста 7-10 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.
1 класс – 33 часа; 2 класс- 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс - 34 часа. Итого-135 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения (33 ЧАСА)
Что такое ПДД? Просмотр видеоролика. Беседа.
Город, округ, где мы живем. Виртуальная экскурсия «Город, в котором мы живем». Его достопримечательности. Улицы микрорайона. Домашний адрес. Место нахождения школы.
Что мы видим на дороге. Работа с плакатами «Дорожная безопасность». Презентация «Элементы улиц и дорог». Почему проезжая часть опасна? Работа в парах.
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Беседа, презентация, загадки, стихи. Особенности движения пешеходов осенью и зимой. Действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные.
5. Где и как переходить дорогу. Историческая справка, инсценированная сказка по ПДД, игра «Найди ошибку».
6. Дорога в школу и домой. Работа с планом местности, изготовление маршрутного листа «Дом – школа - дом», разбор и анализ конкретных ситуаций.
7. Виды транспорта. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», работа в парах.
8. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. Беседа, дорожные ситуации, практическая работа.
9. Школа светофорных наук. Презентация«История светофора». Инсценированный классный час. Для чего нужен светофор? Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.
10. Сигналы регулирования дорожного движения. Беседа, кроссворд, блиц-опрос, игра «Доскажи словечко». 11. Игра «Регулировщик». Сюжетно – ролевая игра «На перекрёстке», презентация. 12. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Рассказ – объяснение, презентация, работа с разрезными картинками.
13. Пешеходный переход. Беседа, работа с раздаточным дидактическим материалом, игра «Пешеходный переход», составление памятки «Правила перехода дороги».
14.Дорожные знаки и дорожная разметка. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
15. Запрещающие знаки. Викторина, презентация, работа в парах, нарисовать знак.
16. Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах, нарисовать знак.
17. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах, нарисовать знак.
18. Чтение дорожных знаков. Тестирование по теме. Игра «Мы рисуем дорожные знаки».
19. Я - пешеход. Посвящение в пешеходы. Экскурсия. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина». Движение пешеходов по правой стороне, нельзя ходить по бордюру, нельзя играть на тротуаре. Игра «Движение по тротуару».
20. Улица полна неожиданностей. Доскажи словечко, викторина, загадки, игра «Домино».
21. Безопасность на улице. Примеры неосторожного поведения детей. Составление памятки «Правила безопасного поведения».
22. Движение пешеходов и машин. Игра «Водители и пешеходы»
23. Правила перехода через дорогу. Представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильное ориентирование в дорожных ситуациях. Правостороннее движение распространяется и на пешеходов – ходить только с правой стороны. Внезапные опасности.
24. Игровая программа «Юный инспектор». Игра по станциям: ребусы, тесты, блиц – опрос, игра «Светофор».
25. Правила движения в колонне. Составление памятки. Примеры неправильного поведения детей.
26. Мы - пассажиры общественного транспорта. Беседа «Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте»
27. КВН «Транспорт и мы». Работа в группах, ребусы, викторины, игра «Кто больше знает правил дорожного движения?»
28. Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Презентация о перекрестке, его видах, его опасность как места, где пересекаются дороги и транспорт. Правила перехода перекрестка (памятка) – практика.
29. Дорожный этикет. Беседа, презентация, ролевая игра, разбор ситуаций, работа в группах. 30. Встреча с инспектором дорожного движения. Термины «ГИБДД» и «ДПС»; значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
31. Пешеход на загородной дороге. Беседа. Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.
32. Тест по ПДД. Проверочная работа.
33. Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения (34 ЧАСА)
Почему дети попадают в дорожные аварии. Данные статистики по городу, рассказ – объяснение, работа в группах, составление таблицы «Отрицательные и положительные привычки поведения на дороге».
Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Блиц-опрос, настольные игры, коллективное обсуждение ситуаций на дороге, работа с таблицами и макетами.
Экскурсия по городу. Повторение правил движения группами. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся.
История появления автомобиля и Правил дорожного движения. Презентация, сообщения детей, фотовыставка, кроссворд. Крупнейшие фирмы по производству автомобилей.
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Беседа о факторах, влияющих на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко едущим транспортом.
Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. Турнир знатоков, соревнование «Безопасное колесо,
8-9. Типы перекрестков и опасные повороты транспорта. Перекресток и опасные повороты транспорта. Представление об опасных поворотах транспорта; умение ориентироваться в опасных ситуациях. Практическое занятие: «На перекрёстке», фильм «Торопыжка».
10-11. Велосипед и его обозначение в дорожных знаках. Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. 12. Учебная езда на велосипеде. Отрабатываются упражнения в соответствии с положением «Безопасное колесо» этап – фигурное вождение.
13.Где можно и где нельзя играть. Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. 14. Пешеходный переход и его обозначения. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. 15. Поездка на автобусе. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную остановку. Блиц – опрос. 16. Регулировщик и его сигналы. Беседа, сюжетно – ролевая игра «На перекрёстке», презентация. Работа с жезлом.
17. Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. 18. Дорожные знаки в микрорайоне школы. Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках. Игра «Найди нужный знак».
рисунков.
19. Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков». Театрализованное представление для учащихся первых классов. 20-21. Двустороннее и одностороннее движение транспорта. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. 22-23. Проект «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». Работа с макетом. 24. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Работа с плакатами, презентация. Правила перехода при наличии пешеходных переходов. 25. Назначение дорожной разметки. Характеристика дорожной разметки. 26.Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. 27. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). 28. Дорога глазами водителей. Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. 29-30. Опасности на дорогах. Просмотр видеофильма. Беседа. Выпуск стенгазеты. 31.Встреча с инспектором. Беседа, викторина 32. КВН «О правилах дорожного движения и в шутку и в серьёз». Игра по станциям, блицтурнир, турнир знатоков, игра со зрителями, инсценировки. 33. Тест по ПДД.
34. Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». Урок – концерт, инсценировка, стихи, песни, загадки, кроссворд.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения (34 ЧАСА)
1. Дисциплина на дорогах. Правила дорожного движения - закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил.
2. Я – пешеход. Умение правильно наиболее безопасно выбрать путь. Где и как правильно перейти улицу.
3. Мы идём в школу. Микрорайон в котором находится школа. Улицы вокруг школы.
Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.
4. Улицы города. Экскурсия по городу.
5. Составные части улицы, дороги. Знакомство с элементами улиц и дорог.
6. Остановочный путь и скорость движения. Может ли машина сразу остановиться.
7. Опасности на дорогах в разное время суток. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток
8. Движение по улицам. Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение и история происхождения этого Правила. Перекрестки и их виды.
9. Улица полна неожиданностей. Что такое закрытый обзор. Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом.
10.Пешеходные переходы. Технические средства регулирования дорожного движения. Пешеходные переходы и их виды.
11. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрёстка.
12. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Практическое занятие.
13. Где ещё можно переходить дорогу. Правила перехода через дорогу.Не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.
14-15. Регулируемые перекрестки. Светофор. Сигналы светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекрёсток.
16. Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.
Презентация.
17.Наши верные друзья. Технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, «ИДН» -искусственная дорожная неровность- «лежачий полицейский», светофоры и их виды, работа сотрудников ГИБДД.
18. Дорожные знаки и дорожная разметка. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Беседа.
Какие существуют группы знаков, их символика и назначение. Викторина.
21. Инспектор дорожной полиции, его работа. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией.
22. Мы пассажиры. Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть.
23-24. Улица глазами водителей. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов
25. Поездка на транспорте. Ролевая игра
26. Письмо водителю. Пожелания водителям.
27. Конкурс на звание лучшего знатока дорожных правил. Викторина
28. Поездка за город. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу
29. Ты велосипедист. Дорожные знаки. Спортивные соревнования.
30.Где можно и где нельзя играть. Беседа
31. Безопасные игры. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.
32-33. Оказание медицинской помощи. Практическое занятие
34. Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». Урок – концерт, инсценировка, стихи, песни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Четвёртый год обучения (34 ЧАСА)
1. Знаем ли мы правила дорожного движения. Данные статистики по городу, беседа, работа в группах, составление таблицы.
2.Виды транспортных средств. Просмотр видеоролика. Беседа, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах)
3. Проезд специальных транспортных средств. Исторический материал, презентация «Специальные автомобили», работа в парах.
4. Безопасность пешеходов. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Движение пешеходов по правой стороне, нельзя ходить по бордюру, нельзя играть на тротуаре. Игра «Движение по тротуару».
5. Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. Блиц-опрос, настольные игры, коллективное обсуждение ситуаций на дороге, работа с таблицами и макетами.
6. Нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Беседа, коллективное обсуждение ситуаций.
7. Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом. История возникновения и развития дорожных знаков.
8. Разбор дорожной ситуации на макете. Беседа, презентация, стихи
9. Основные понятия и термины ПДД. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах.
10. Конкурс–игра «Дисциплинированный пешеход». Игра по станциям: ребусы, тесты, блиц – опрос, игра «Дисциплинированный пешеход».
11. Предупредительные сигналы. Значение предупредительных дорожных знаков для пешеходов и водителей. Беседа.
12. Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
13. Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. Ролевая игра
14. Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков». Игра-сказка
15. Светофорное регулирование. Беседа, сюжетно – ролевая игра «На перекрёстке»
16. Регулировщик и его сигналы. Беседа, презентация. Работа с жезлом.
17. Встреча с инспектором дорожной полиции. Значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров
18. Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения.
19. Выступление перед детьми детского сада. Инсценировка, стихи, песни
20. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Беседа, анализ ситуаций
21. Движение учащихся группами и в колонне. Правила движения группами и в колонне.
22. Экскурсия «Я – пешеход». Повторение правил движения группами. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся.
23. Перевозка людей. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную остановку.
24. Труд водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса. Беседа «Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте»
25. Когда ты становишься водителем. Правила передвижения на велосипедах
26. Эстафета велосипедистов. Практическое занятие
27. Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
28. Где можно и где нельзя играть. Примеры неосторожного поведения детей. Составление памятки «Правила безопасного поведения».
29. Причины возникновения ДТП. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»)
30. Создание буклета «Помни, пешеход!». Примеры неосторожного поведения детей. Составление буклета «Помни, пешеход!».
31. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге. Практическое занятие.
32-33. Подвижные игры и соревнования по ПДД. Практическое занятие
34. Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». Урок – концерт, инсценировка, стихи, песни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (33 ЧАСА)
№
п/п
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1
Что такое ПДД?
1
2
Город, округ, где мы живем.
1
3
Что мы видим на дороге
0,5
0,5
4
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.
1
5
Где и как переходить дорогу.
0,5
0,5
6
Дорога в школу и домой.
0,5
0,5
7
Виды транспорта.
0,5
0,5
8
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
1
9
Школа светофорных наук.
0,5
0,5
10
Сигналы регулирования дорожного движения.
0,5
0,5
11
Игра «Регулировщик».
1
12
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
0,5
0,5
13
Виды пешеходных переходов.
1
14
Дорожные знаки и дорожная разметка.
1
15
Запрещающие знаки.
0,5
0,5
16
Предупреждающие знаки.
0,5
0,5
17
Знаки особого предписания и знаки сервиса.
0,5
0,5
18
Чтение дорожных знаков.
1
19
Я - пешеход. Посвящение в пешеходы
1
20
Улица полна неожиданностей.
1
21
Клуб внимательных пешеходов.
1
22
Движение пешеходов и машин.
0,5
0,5
23
Правила перехода через дорогу.
1
24
Игровая программа «Юный инспектор».
1
25
Правила движения в колонне
0,5
0,5
26
Мы - пассажиры общественного транспорта
1
27
КВН «Транспорт и мы»
1
28
Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
0,5
0,5
29
Дорожный этикет.
0,5
0,5
30
Встреча с инспектором дорожного движения
1
31
Пешеход на загородной дороге
1
32
Тест по ПДД
1
33
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
1
Итого:
18 ч
15 ч
33 ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения (34 ЧАСА)
№
п/п
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1
Почему дети попадают в дорожные аварии
0,5
0,5
2
Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.
1
3
Экскурсия по городу. Правила движения группами
1
4
История появления автомобиля и Правил дорожного движения.
1
5
Остановочный и тормозной путь автомобиля.
1
6
Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
0,5
0,5
7
Красный, жёлтый, зелёный.
0,5
0,5
8-9
Типы перекрестков и опасные повороты транспорта.
0,5
0,5
10-11
Велосипед и его обозначение в дорожных знаках.
1
1
12
Учебная езда на велосипеде.
0,5
0,5
13
Где можно и где нельзя играть.
1
14
Пешеходный переход и его обозначения.
0,5
0,5
15
Поездка на автобусе.
0,5
0,5
16
Регулировщик и его сигналы.
0,5
0,5
17
Группы дорожных знаков и их назначение.
1
18
Дорожные знаки в микрорайоне школы.
1
19
Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков»
1
20-21
Двустороннее и одностороннее движение транспорта.
1
1
22-23
Проект «Расставь дорожные знаки на перекрёстке»
2
24
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения.
1
1
25
Назначение дорожной разметки.
1
26
Движение транспорта на загородной дороге.
1
27
Железнодорожные переезды, их виды.
0,5
0,5
28
Дорога глазами водителей.
1
29-30
Опасности на дорогах.
1
1
31
Встреча с инспектором
1
32
КВН «О правилах дорожного движения и в шутку и в серьёз»
1
33
Тест по ПДД.
1
34
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
1
Итого:
14,5 ч
19,5 ч
34 ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения (34 ЧАСА)
№
п/п
Тема
Теория
Практика
1
Дисциплина на дорогах
1
2
Я - пешеход
0,5
0,5
3
Мы идём в школу
0,5
0,5
4
Улицы города
1
5
Составные части улицы, дороги
1
6
Остановочный путь и скорость движения
0,5
0,5
7
Опасности на дорогах в разное время суток
1
8
Движение по улицам
1
9
Улица полна неожиданностей
1
10
Пешеходные переходы
0,5
0,5
11
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке
1
12
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке
0,5
0,5
13
Где ещё можно переходить дорогу
1
14
Регулируемые перекрестки. Светофор
1
15
Регулируемые перекрестки. Светофор
1
16
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.
1
17
Наши верные друзья
1
18
Дорожные знаки и дорожная разметка
0,5
0,5
19
Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено»
1
20
Знатоки дорожных знаков
0,5
0,5
21
Инспектор дорожной полиции, его работа
1
22
Мы пассажиры
1
23
Улица глазами водителей
1
24
Улица глазами водителей
1
25
Поездка на транспорте
1
26
Письмо водителю
1
27
Конкурс на звание лучшего знатока дорожных правил
0,5
0,5
28
Поездка за город
1
29
Ты велосипедист.
0,5
0,5
30
Где можно и где нельзя играть
1
31
Безопасные игры
1
32
Оказание медицинской помощи
0,5
0,5
33
Оказание медицинской помощи
0,5
0,5
34
Праздник на тему «Мы знаем правила дорожного движения»
1
25,5
8,5
34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Четвёртый год обучения (34 ЧАСА)
№
п/п
Тема
Теория
Практика
1
Знаем ли мы правила дорожного движения.
1
2
Виды транспортных средств
1
3
Проезд специальных транспортных средств.
1
4
Безопасность пешеходов
0.5
0,5
5
Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
0,5
0,5
6
Нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.
1
7
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.
0,5
0,5
8
Разбор дорожной ситуации на макете.
1
9
Основные понятия и термины ПДД.
1
10
Конкурс–игра «Дисциплинированный пешеход»
0,5
0,5
11
Предупредительные сигналы.
1
12
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
1
13
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
1
14
Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков»
1
15
Светофорное регулирование
0,5
0,5
16
Регулировщик и его сигналы
1
17
Встреча с инспектором дорожной полиции
1
18
Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения.
1
19
Выступление перед детьми детского сада.
1
20
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
1
21
Движение учащихся группами и в колонне.
1
22
Экскурсия «Я – пешеход»
1
23
Перевозка людей.
0,5
0,5
24
Труд водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса.
0,5
0,5
25
Когда ты становишься водителем.
1
26
Эстафета велосипедистов
1
27
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
1
28
Где можно и где нельзя играть.
0,5
0,5
29
Причины возникновения ДТП.
1
30
Создание буклета «Помни, пешеход!».
1
31
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге
0,5
0,5
32-33
Подвижные игры и соревнования по ПДД
2
34
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
1
22,5
11,5
34
Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе:
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. И.В.Персидская – Волгоград: Учитель, 2007.
Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика, 1997.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов-на-Дону. ИЦ «МарТ» 2004.
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.