Цель нашего собрания – познакомиться с особенностями поведения учащихся в период переходного возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.
(Слайд№4)Эпиграф
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого,
Окончательного и подвижного.
В ней всё – меняется, всё течёт.
Л.С.Выготский
(Слайд №5)
Уважаемые родители! Четвертый класс!Этот период – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем напоминать им об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой.
Переходный возраст – это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь.
С психологической точки зрения, переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти своё место в обществе, иногда - переиначить своё окружение под свои вкусы.
С родительской точки зрения переходный возраст является тревожным периодом, сопряжённым с агрессивным и зачастую неконтролируемым поведением подростка.
Таким образом, в целом переходный возраст является едва ли не самым драматичным периодом в биографии каждого человека.
(Слайд №5)
Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:
1. Трудности при взаимодействии с учителями.
2. Тревожность при ответах у доски.
3. Страх перед контрольными работами.
4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Актуальность.
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.
Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться.» и т.п. В чем причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты сами родители? Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и не хочет идти в школу.
(Слайд №6)
Рассмотрим цепочку взаимодействия:
7-8 лет везде и всюду с родителями
8-9 лет «А можно взять друга?»
9-10 лет «Я с друзьями» (без желания с родителями)
10 лет и далее Только с друзьями
после 14 «Я пошел….»
(Слайд №7)Симптомы переходного возраста
Ребенок стремится подчиняться интересам группы сверстников (свобода должна быть с незаметным контролем)
Подростковый возраст характеризуется:
1) Повышенной нервозностью
2) Необоснованные обиды на весь «белый свет»
3) Частые ссоры (борьба за лидерство)
4) Несдержанность (вспыльчивость)
5) повышение эмоциональных реакций
6) Бурный рост
7) Появляется неуклюжесть
8) Актуальность информации сексуального характера
Причины подросткового кризиса
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.
Более значимой становится оценка сверстников;
Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.
У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.
(Слайд №8)
Проявления подросткового комплекса:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью;
эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения.
(Слайд №9)Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
(Слайд №10) Частые проявления смены настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
Веселье, радость может быстро смениться апатией;
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Неустойчивость интересов.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей;
(Слайд №11)Физиологические основы кризиса
Резкое увеличение роста и веса;
Начало полового созревания;
Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия. Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого", искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет
(Слайд №12)Психологические основы кризиса
Проявление интереса к своему внутреннему миру.
(Слайд №13)Кризис независимости
строптивость,
упрямство,
негативизм,
своеволие,
обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся,
протест-бунт,
ревность к собственности.
(Слайд №14)Бурное развитие критического мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
(Слайд №15) Общая схема подросткового периода.
(Слайд №16) Внутренний конфликт представлен так…
(Слайд №17) Как вести себя родителям?
(Слайд №18) Правила для родителей детей подросткового возраста:Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Демонстрируйте взаимное уважение.
Поддерживайте ребенка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
(Слайд №19)
Необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.
- постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах.
(Слайд №20)
Ребенку необходима совместная деятельность со взрослыми.
(Слайд №21)
Главным для ребенка со стороны семьи является:
Любовь
Доверие
Понимание
Поддержка
(Слайд №22-27)Уровни развития обучаемости.
(Слайд №28) Типичные фразы и как лучше говорить.
Типичная фраза
Как необходимо говорить
"Ты должен учиться!"
"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"
"Ты должен думать о будущем!"
"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"
"Ты должен уважать старших!"
"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"
"Ты должен слушаться учителей и родителей!"
"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"
"Лжец", "Ты опять врешь!"
"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение
Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина - дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции.
При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей.
Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со сверстниками.
Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.
Подведение итогов родительского собрания
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
все более возрастает ценность общения со сверстниками;
ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном
(Слайд №29)Удачи вам, дорогие родители!
Памятка для родителей.
1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб.
попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете;
сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения;
определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества;
оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть, ваши ожидания от ребенка завышены?
постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы;
излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с "изюминкой". Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.
2. Если ссора все-таки разгорелась.
Не создавайте "революционную ситуацию", а если создали, разрешайте ее мирным путем.
Проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: "Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем".
Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш - отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.
Принципы толерантного общения
ДАЙТЕ СВОБОДУ. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.
НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.
ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.
УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.
НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.