Спецификация
итоговой работы для выпускников начальной школы по окружающему миру (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Итоговая работа предназначена для проведения процедуры оценки качества достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов обучения по предметной области «Обществознание. Естествознание. (Окружающий мир)». При этом оценивается две категории:
индивидуальная общеобразовательная подготовка по предмету «Окружающий мир» учащихся, оканчивающих начальную школу;
качество освоения требований к результатам обучения ФГОС начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для всей совокупности учащихся, участвующих в данной процедуре.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с.;
Примерная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с.);
Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 2 (Окружающий мир); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.
Структура КИМ
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществоведение. Естествознание (Окружающий мир)» для проведения процедур оценки качества начального образования (проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся).
Первая часть кодификатора содержит операционализированный перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир». В кодификатор на основании целей, стоящих перед данной работой, включены лишь те планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится» и являются основанием для проведения индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.
Вторая часть представляет собой перечень проверяемых элементов содержания, который разработан на основе примерной программы для начального общего образования по предмету «Окружающий мир». В содержании курса в соответствии с примерной программой выделено три раздела «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни». В каждом из разделов определены темы, а для каждой темы указаны элементы содержания, которые могут быть проверены в рамках проведения индивидуальной оценки учебных достижений школьников. В раздел 2 кодификатора не включены содержательные элементы блока «Выпускник получит возможность научиться», как не подлежащие персонифицированной оценке на момент окончания начальной школы.
Варианты данной работы должны удовлетворять следующим условиям:
Все варианты должны быть равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки.
Каждый из вариантов должен удовлетворять требованиям к построению итоговой работы для выпускников начальной школы по предмету «Окружающий мир».
Варианты должны обеспечивать проверку всех планируемых результатов, представленных в разделе 1 кодификатора.
Варианты должны обеспечить проверку каждого планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровнях сложности.
Варианты должна обеспечивать валидность измерения по контролируемым элементам содержания, представленным в разделе 2 кодификатора.
Каждый вариант конструируется таким образом, чтобы обеспечить проверку не менее половины планируемых результатов и контроль не менее половины содержательных тем курса «Окружающий мир» (см. раздел 2 кодификатора).
Предмет «Окружающий мир» может изучаться на основании различных соотношений объемов учебного времени для разделов «Человек и природа» и «Человек и общество». Все материалы предложены исходя из приоритетного изучения естественнонаучной части курса «Окружающий мир».
Работа может состоять из заданий различных типов. Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется проверяемым содержанием. При этом структура варианта строится исходя из перечня планируемых результатов. Задания базового и повышенного уровня сложности располагаются исходя из их принадлежности к проверке того или иного планируемого результата.
В данной работе предлагается два варианта, удовлетворяющие перечисленным выше требованиям. При этом каждый вариант состоит из 20 заданий, среди которых 15 заданий базового уровня и 5 заданий повышенного уровня сложности.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Количество заданий, проверяющих каждый планируемый результат, в каждом варианте определяется количеством умений, которые соответствуют данному планируемому результату и его значимостью в ряду видов деятельности, необходимых для продолжения образования по областям «Естествознание» и «Обществознание» в основной школе. Минимальное число заданий, проверяющих один и тот планируемый результат, – не менее двух заданий разного уровня сложности.
В зависимости от используемого в данном образовательном учреждении типа тематического планирования, может изменяться соотношение числа планируемых результатов по разделам «Человек и природа» и «Человек и общество».
Для конкретного образовательного учреждения отбор содержания заданий (проверяемые элементы в соответствии с разделом 2 кодификатора) может осуществляться в соответствии с тем учебно-методическим комплектом, по которому велось обучение. Кроме того, материал курса имеет региональные особенности, так как базируется, в первую очередь, на изучении природы и культуры родного края. Поэтому при использовании предлагаемых ниже планов вариантов следует учитывать эти особенности: например, заменять содержательные элементы заданий на те, которые непосредственно изучались школьниками данного класса.
Варианты данной работы сконструированы на основании тематического планирования, в котором большая часть часов отводится на раздел «Человек и природа». В таблице 1 приведено примерное распределение заданий по основным разделам курса окружающего мира в случае использования данного варианта тематического планирования.
Таблица 1
Распределение заданий по основным разделам курса
Раздел курса | Число заданий в работе |
Человек и природа | 14 |
Человек и общество | 5 |
Правила безопасной жизни | 1 |
Итого: | 20 |
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет:
а) дифференцировать учащихся по уровню учебных достижений;
б) оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.
Распределение заданий по уровню сложности для любого из вариантов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности | Число заданий | Максимальный балл за задания данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый | 15 | 15 | 60% |
Повышенный | 5 | 10 | 40% |
Итого: | 20 | 25 | 100% |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный балл за эти задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Качество выполнения учащимся работы в целом определяется по двум направлениям:
Индивидуальная оценка уровня достижения выпускником планируемых результатов обучения по предмету «Окружающий мир».
Оценка достижения группой тестируемых всего спектра планируемых результатов по предмету «Окружающий мир».
В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он выполнил верно около 65% заданий базового уровня. Использование этого критерия для оценки выполнения данной работы означает, что за 15 заданий базового уровня сложности требуется получить не менее 9 баллов. Этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по предмету, необходимой для продолжения образования в основной школе, и об освоении проверяемых планируемых результатов на опорном материале курса. При получении учащимся 13-15 баллов считается, что он демонстрирует прочную базовую подготовку: наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, произвольное использование сформированных учебных действий.
Считается, что учащийся демонстрирует способность выполнять задания повышенного уровня, если он получил за задания этого уровня не менее 5 баллов (то есть полностью или частично справился хотя бы с половиной из этих заданий). Чем ближе число баллов, полученных учащимся за выполнение этой группы заданий, к максимальному значению (10 баллам), тем более у него развита способность применять знания в измененной ситуации.
Результаты выполнения заданий работы позволяют осуществить достаточно тонкую дифференциацию четвероклассников по уровню подготовки. Подготовку характеризует способность ученика применять изученные учебные действия как в стандартной ситуации (достиг, или не достиг уровня базовой подготовки по курсу начальной школы), так и в измененной учебной или практической ситуации (успешно справляется, или не справляется с выполнением заданий повышенного уровня).
Для каждого планируемого результата определяется уровень достижения. Планируемый результат считается достигнутым на данном уровне сложности, если средний процент выполнения группы заданий этого уровня сложности, проверяющих данный планируемый результат, составляет более 65% для заданий с выбором ответа и более 50% для заданий с кратким ответом и с развернутым ответом.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительных материалов и оборудования не требуется.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
Рекомендации по подготовке к итоговой работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
План варианта КИМ
В плане указаны планируемые результаты и операционализированные умения, проверяемые заданиями, раздел и тема курса, к которым относятся задания, уровни сложности каждого из заданий, типы заданий, максимальный балл за выполнение каждого задания и примерное время, на которое рассчитано полное выполнение работы.
Работа включает задания по трем разделам курса – «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни». Распределение числа заданий по разделам курса выполнено с учетом тематического планирования, в котором основное учебное время отводится на изучение естественнонаучной части предмета «Окружающий мир».
В данной работе использованы задания разных типов:
Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
Задания с кратким ответом, к которому необходимо записать ответ, состоящий из одного слова.
Задания с кратким ответом на множественный выбор правильных ответов, в которых учащемуся предлагается выбрать все верные утверждения или объекты из числа предложенных.
Задание с кратким ответом на соответствие элементов.
Задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.
Используются следующие условные обозначения:
-
-
План работы для проведения процедур оценки качества начального образования (проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся) для учащихся 4 класса
№ задания | Проверяемое содержание | Проверяемое знание/умение | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение | Тип задания | Примерное время выполнения |
1 | Государственная символика. | 1.1 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
2 | Охрана памятников истории и культуры | 1.1 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
3 | Счет лет в истории | 1.2 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
4 | Наиболее важные события в разные исторические периоды | 1.3, 3.1 | Б | 1 балл | КО | 2 |
5 | Страницы истории Отечества | 4.1 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
6 | Правила безопасного поведения на дорогах | 1.8 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
7 | Объекты живой и неживой природы | 1.4 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
8 | Животные, их разнообразие, питание, размножение | 1.4, 2.8 | Б | 1 балл | КО | 2 |
9 | Дикорастущие и культурные растения | 1.4 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
10 | Человек – часть природы | 1.6 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
11 | Природные зоны | 1.4, 2.8 | Б | 1 балл | ВО | 1 |
12 | Времена года | 1.4 | Б | 1 балл | ВО | 2 |
13 | Круговорот воды в природе, свойства воды | 1.4 | Б | 1 балл | ВО | 2 |
14 | Воздух. Свойства воздуха | 1.4 | Б | 1 балл | ВО | 2 |
15 | Земля планета Солнечной системы | 1.4 | П | 2 балла | КО | 3 |
16 | Полезные ископаемые | 2.4 | П | 2 балла | КО | 4 |
17 | Тело человека, системы органов | 1.4, 2.1 | П | 2 балла | ВО | 4 |
18 | Гигиена систем органов | 1.5, 1.7 | П | 2 балла | РО | 5 |
19 | Формы земной поверхности | 4.1 | П | 2 балла | РО | 5 |
20 | Ориентирование на местности. Компас | 3.6 | Б | 1 балла | ВО | 4 |
Вся работа | Всего заданий 20. За всю работу максимальный возможный балл - 25. 15 – базовых заданий, 5 - повышенного уровня. ВО – 14 заданий; КО – 4 заданий; РО – 2 задания. |
Дифференцированная оценка подготовки учащихся на основе результатов выполнения работы
Результаты выполнения заданий работы позволяют осуществить дифференциацию четвероклассников. Подготовку характеризует способность ученика применять изученные учебные действия как в стандартной ситуации (достиг или не достиг уровня базовой подготовки по курсу начальной школы), так и в новой учебной или практической ситуации (успешно справляется или не справляется с решением заданий повышенного уровня).
Принимая во внимание оба предлагаемых критерия (достижение обучающимся уровня базовой подготовки, проявление способности применять знания в новой учебной и практической ситуации), рекомендуем распределить учащихся, выполнявших работу, на 5 групп (см. таблицу 3).
Таблица 3
Критерии выделения индивидуальных уровней достижений учащихся 4 класса за выполнение работ по окружающему миру
Уровень | Критерии выделения уровней |
Окружающий мир |
Недостаточный | 0-4 базовых задания и 0-7 баллов за задания повышенного уровня |
Пониженный | 5-7 базовых заданий и 0-10 баллов за задания повышенного уровня |
Базовый | 8-11 базовых заданий и 0-7 баллов за задания повышенного уровня 12-14 базовых заданий и 0-3 баллов за задания повышенного уровня |
Повышенный | 8-11 базовых заданий и 8-10 баллов за задания повышенного уровня 12-15 базовых заданий и 4-7 баллов за задания повышенного уровня |
Высокий | 12-15 базовых заданий и 8-10 баллов за задания повышенного уровня |
Уровни достижений | выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися: |
высокий | отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интереса к данной предметной области; |
повышенный |
базовый | уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач; |
пониженный | свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено; |
недостаточный (для дальнейшего обучения) | свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету. |
7