Использование тестовых заданий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Использование тестовых заданий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование тестовых заданий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»
Использование тестовых заданий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе. Указанные изменения предусматривают ориентацию на создание условий:
для развития у детей способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта;
для формирования способностей объяснять явления социальной и духовной жизни;
для развития личностных качеств, обеспечивающих социализацию и самореализацию личности в условиях меняющегося общества.
Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать выбор, оперативно находить необходимую информацию.
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов невозможно без детального анализа деятельности школьников. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового знания, либо на этапе его осознания и осмысления.
Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий.
«Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата».
Тесты – это не то же самое, что набор упражнений или дидактический материал, это система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.
«Подходы к созданию тестовых заданий:
нормативно-ориентированный
критериально-ориентированный»
В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путем сопоставления результатов каждого ученика с результатом его сверстников, выполнявших тот же самый тест.
При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом компетентностей. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько функций.
«Функции тестов:
социальная функция
образовательная функция
воспитательная функция
развивающая функция
контролирующая функция
занимательная функция
функция творческого роста учителя».
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом.
Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.
Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.
Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.
Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
На своих уроках я использую следующие виды тестов:
тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.
«Тесты-правила».
Вставьте в правила пропущенные слова:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ____________ и отвечает на вопросы ____________. Если к существительному можно подставить слова он, мой, этот, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова она, моя, эта, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова оно, моё, это , то имя существительное относится к ____________ .
Заполните таблицы:
к
5
12
43
50
37
5 + к
50 - к
Слагаемое
6
3
Уменьшаемое
13
12
Слагаемое
4
7
Вычитаемое
6
9
Сумма
11
15
Разность
7
4
тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений. Мы их называем «Верю – не верю».
«Верю – не верю».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки.
выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов.
1. Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа.
«Сделай свой выбор».
Ветер – это… А) воздушная оболочка Земли Б) движение воздуха В) прибор для определения давления воздушных масс Г) бурное ненастье с громом и молнией
Ребенок на листе бумаги или в тетрадке записывает 1.Б
2. Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки.
«Кто хочет стать отличником?».
А
Б
В
Г
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Учащимся предлагается вопрос и четыре варианта ответов. Им необходимо правильный ответ занести любым значком в нужную графу. В первый раз тест требует тщательного объяснения и разъяснения как работать с бланком. Проверяется очень легко и быстро «методом прокалывания».
3. Можно предложить для выбора несколько вариантов из целого ряда вариантов.
«Найди меня!».
Найдите среди записей уравнения:
30 – х = 21
47 – 4 = 43
50 + х 20
60 – а = 10
у – 4 = 9
16 – 8
а + в = 18
21 – х = 16
18 – 10 = 8
15 = к + 5
занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков, слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний. Это может быть:
1. решение «круговых примеров»
«Авиагонки».
2. раскрашивание рисунков в соответствии с заданием
«Цветные карандаши».
3. расшифровывание слов
«Дешифровщик».
Решите примеры и расшифруйте слово:
Л
17 – 9 + 3 =
О
17 – (38 - 30) =
И
(49 + 1) – 30 =
Б
28 – 20 + 5 =
В
72 – 2 + 0 =
Е
75 – 30 – 10 =
Ш
(14 - 8) + 40 =
Н
12 – 9 + 40 =
К
100 – 50 – 20=
70
9
11
46
35
13
43
20
30
4. нахождение и исправление ошибок
«Мы – учителя».
Исправьте, где есть ошибки:
30 + 31
12 + 6 = 20 – 2
20 – 20 5 – 0
54 + 32 = 32 + 45
ягода, мишенька, Волга, петербург, Василий, иванович, кукушкин, собака, Дедушка
4. установление связи между словами, предметами или явлениями. Установлении соответствие между предметов их двух списков
«Установим связь».
Соедините стрелками название месяца и времени года:
март
осень
июль
зима
январь
лето
октябрь
весна
Соедините стрелками части задачи:
решение задачи
Бабушке 60 лет, а мама моложе ее на 30 лет
условие задачи
Сколько лет маме?
вопрос задачи
Маме 30 лет.
ответ
60 – 30 = 30 (лет)
5. нахождение закономерности и продолжение заданного ряда
«Продолжи ряд».
Установите закономерность и продолжите ряд:
21 34 47 … … 86 …
Завод девочка арбуз ….. циркуль ….. абажур …..
\\\\\ * \\\\\
\\\ *** \\\
\ ***** \
6. определение последовательности и расположение элементов текста в определенном порядке
«Перевертыши».
Расположите органы пищеварения в правильном порядке по ходу поступлению пищи в организм:
желудок
рот
кишечник
пищевод
кишка
7. восстановление записи
«Резинка-хулиганка».
Вставьте в выражения пропущенные числа и знаки:
63 * 20 * 7 = 50
26 * 30 * 8 = 48
34 * 7 * 7 = 20
78 * 9 * 9 = 60
6 + 7 - * = 11
8 - * + 9 = 13
+ 7 + 8 = 20
3 + * - 7 = 5
8. восстановление схемы
«Схема-прятки».
Тесты предполагают владение пользователем, определенным объемом информации, поэтому я чаще всего применяю их при закреплении или повторении знаний, а так же в виде математического диктанта. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися в соответствии с этим провести коррекционную работу.
По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
При конструировании тестов необходимо учитывать следующее:
тестовые задания должны легко читаться;
задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;
они должны быть независимыми;
формулировка задания не должна содержать двусмысленности;
тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.
Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.
Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.
Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.