1.Беседа на тему «Что такое урок?»
Дети высказывают свои мнения.
Учитель: Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в
школе есть правило «Готов к уроку»: по звонку ученик становится возле свой
парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это прави-
ло.
Учитель:
Прозвенит сейчас звонок —
Наш закончится урок.
Урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все
ученики должны встать возле своих парт.
2.Проигрывание ситуаций
Что нужно сделать:
а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;
б) когда хочешь что-либо сказать;
в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.
3.Игра на внимание
Учитель: На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить
вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову
на парту.
У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с за-
крытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с
темными глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед...
4.Беседа «Что можно сделать за перемену?»
Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к сле-
дующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики,
дежурным вытереть доску, поиграть в игры.
Выработка правил поведения
Осуществляется самими детьми:
- в школе можно улыбаться и смеяться,
- нельзя ругаться и драться и т.д.
5.Рисование на тему «Что мне нравится в школе»
Дети рисуют то, что их привлекает в школьной жизни. Затем рисунки
вывешиваются по желанию детей на доску.
6.Игра «Что лежит в портфеле?»
Дети стоят в кругу. Учитель бросает кому-нибудь из детей мяч и назы-
вает какой-либо предмет, например, ручка, тетрадь, дневник, кирпич и т.д. Ес-
ли, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч.
7.Игра «Я возьму с собой в портфеле»
Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я возьму с
собой в портфеле…» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет.
Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него и добавляет свой пред-
мет.
8.Игра «Урок и перемена»
Учитель называет различные формы деятельности («Ты читаешь…»,
«Ты пишешь…», «Ты играешь…»), а дети отвечают, когда они этим занимают-
ся: «На уроке!» или «На перемене!». Другой вариант игры: учитель обращается
к одному ребенку: «На уроке ты…» или «На перемене ты…», а ребенок называ-
ет, чем он может заниматься в названное время.
9.Игра «Тихо – громко»
Учитель произносит незаконченные предложения, например: «Когда
ты на уроке, ты разговариваешь…» Задача детей крикнуть: «Громко!» или
прошептать: «Тихо».
10.Игра «Представь себе»
Работа с пластическим образом дошкольника и школьника: «Походи,
как дошкольник», «Посиди, как школьник» и т.п. Можно дать детям задание:
«Когда я хлопну один раз, то вы должны сесть, как школьники, а когда два раза
– как дошкольники». Дети по очереди могут изображать школьников или до-
школьников. Задача остальных – догадаться, кого ребенок именно изобразил.
11.Игра «Зеркало»
Игра позволяет дать возможность проявить активность пассивным де-
тям. Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зер-
кала, и они отражают все его движения. Педагог следит за правильностью от-
ражения.
12.Игра «Атомы и молекулы»
Учитель: Мы все — отдельные атомы, атомы бродят по одному, им
скучно, и им захотелось собраться, соединиться в молекулы по два (затем по
три, по пять и т.д., в конце — по количеству детей). Вот какая большая группа
собралась, и всем атомам сразу стало веселей!
13.Игра «Скучно сидеть»
Вдоль стен комнаты стоят стулья, на одной стороне - по количеству
детей, на другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья.
Учитель читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только учитель заканчивает читать, все дети бегут к противопо-
ложной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без сту-
ла. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу.
14.Игра «Поменяйтесь местами те, кто...»
Учитель предлагает поменяться местами тем детям, кто
а) любит танцевать;
б) ел на завтрак кашу;
в) помогает маме;
г) хочет в детский сад;
д) имеет светлые волосы;
е) имеет младшую сестренку и т.д.
15.Упражнение «Комплименты»
Дети сидят в кругу. Игру начинает учитель. Он бросает в руки одного
ребенка мяч и говорит что-то хорошее о нем. Ребенок, поймавший мяч, благо-
дарит учителя и бросает мяч следующему участнику игры и тоже говорит что-
то хорошее об этом человеке. И так далее, пока все дети не скажут и не полу-
чат комплимент.
16.Игра «Отгадай профессию»
Дети по очереди имитируют движения, которые выполняются при оп-
ределенной профессии, или говорят, что нужно для этой работы. Остальные де-
ти отгадывают, кем хочет быть тот или иной ребенок, и называют качества, ка-
кими должен обладать представитель этой профессии.
Далее дети отвечают на вопросы: «А вас можно назвать работником?
Кем вы сейчас работаете? Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей
работы?»