Данная подборка тестов, дидактических игр, занимательного материала «Давайте поиграем, здоровье поукрепляем» будет интересна учителям начальных классов, занимающимся внеурочной деятельностью по спортивно – оздоровительному направлению, по основам безопасности жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. По какой стороне тротуара нужно ходить? Подчеркни правильный ответ.
а) по левой; б) по правой; в) по любой.
2. Где можно переходить дорогу вне населённого пункта, где нет пешеходного перехода?
а) на повороте дороги; б) в местах, где дорога хорошо просматривается; в) за вершиной дороги.
3. Вы хотите перейти проезжую часть дороги и видите, что приближается автомобиль, то вы:
а) быстро, но осторожно перебегаете;
б) ждёте, когда машина проедет;
в) даёте знак водителю, чтобы он остановился, и быстро переходите.
4. Сколько колёс у автомобиля?
а) 2 б) 4 в) 5.
5. Через охраняемый железнодорожный переезд можно переходить:
а) когда шлагбаум опущен; б) шлагбаум поднят и не подаётся предупреждающий сигнал;
6. Можно ли ходить по краю тротуара?
а) можно, так как транспорту не разрешается въезжать на тротуар;
б) нельзя, это опасно, т.к. может задеть транспорт, который едет близко от тротуара.
7. Где нужно ждать маршрутное такси?
А) где угодно, всё равно остановится; б) только на остановках.
8. На какой цвет светофора можно переходить улицу?
а) красный; б) жёлтый; в) зелёный.
9. Нарисуйте знаки сервиса: «Пункт медицинской помощи», «Место отдыха», «Пост ГАИ», «Телефон».
10. Где должны ходить пешеходы вне населённых пунктов при отсутствии тротуара?
А) по левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту;
б) по правому краю дороги;
в) где угодно.
11. При помощи какого инструмента постовой управляет движением на дороге?
а) жезл; б) палочка с отражателем; в) дубинка.
12. Можно ли ребёнку до 12 лет садиться на переднее сиденье автомобиля?
а) да; б) нет.
Дидактические игры.
Наша улица.
Цель игры: расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы, закрепить представления детей о назначении светофора, учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Оборудование: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор, дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.
Ход игры.
Первый вариант (для пешеходов).
С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зелёный сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
Оборудование: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрёстков.
Ход игры.
1. Дети рассматривают игровое поле.
Игроки делятся на пять групп. Каждая из групп получает определённые дорожные знаки. Они должны их расставить в соответствующих местах на макете. Кто быстрее и точнее это выполнит. Потом можно поменяться знаками и провести игру ещё несколько раз. Возникшие ошибки каждый раз разбирать по окончанию игры.
Виды перекрёстков.
Цель игры: познакомить детей с видами перекрёстков, учить правилам перехода улицы, развивать внимание и наблюдательность.
Оборудование: карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.
Ход игры.
По приглашению педагога дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрёстков. Педагог показывает маленькую карточку со схемой перекрёстка. Ученик, у которого находится большая аналогичная карточка, должен поднять её и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается штрафу: он должен объяснить, в чём заключается его ошибка.
Улица города.
Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Педагог рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
- Какие дома на нашей улице?
- Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?
- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
- Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить улицу?
- Как обозначается пешеходный переход?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие дорожные знаки есть на нашей улице?
- Для чего нужен пассажирский транспорт?
- Как надо вести себя в автобусе?
Далее педагог предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Игра проводится несколько раз Можно играть как индивидуально, так и по группам.
Воробушки и кот.
Цель игры: закреплять представления детей о назначении светофора, о его сигналах, воспитывать внимательность и быстроту реакции.
Ход игры.
Дети изображают «воробушков». Один из учеников – « кот». Он сидит на стуле. «Кот» поочерёдно называет цвета светофора. На команду «зелёный» дети бегают, на команду «Красный» они замирают, а по команде «Жёлтый» прыгают на месте. Невнимательные становятся добычей « кота», т.е. выбывают из игры. Оставшиеся в конце игры участники получают зелёные кружки.
Регулировщик.
Цель игры: учить распознавать сигналы регулировщика, воспитывать внимание, быстроту реакции.
Оборудование: флажки, жезл.
Ход игры.
Один из учащихся – регулировщик. У него в руках флажки или жезл. Остальные дети или пешеходы или водители. Комната, где проводится игра, имеет разметку дороги. По сигналу учителя пешеходы и водители начинают движение согласно сигналам регулировщика:
если регулировщик обращён к транспорту и пешеходам боком, а руки вытянуты в сторону или опущены – пешеходам разрешается переходить улицу;
если регулировщик обращён к водителям и пешеходам грудью или спиной – движение пешеходов запрещается;
если регулировщик вытянул правую руку вперёд – пешеходам разрешается переходить улицу за спиной регулировщика;
если регулировщик поднял руку вверх – пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны закончить переход или остановиться на «островке безопасности», а при его отсутствии на середине проезжей части.
Путешествие по станциям.
Цель игры: расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы, закрепить представления детей о назначении светофора, учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Ход игры.
Дети делятся на группы и выполняют задания на каждой станции. Регулировщики станций оценивают выполненное задание и отмечают в маршрутных листах. От станции к станции команды передвигаются по улице, соблюдая правила движения. Комната, где проводится игра, оформлена соответственно.
Участникам даются картинки с изображением автомобилей и нужно их рассортировать на:
- специальные машины;
- дорожные;
- строительные;
- сельскохозяйственные;
- пассажирские.
Станция «Чудо на колёсах».
Из отдельных геометрических фигур, сделанных из картона и приготовленных для каждой команды заранее, собрать свой фантастический автомобиль и рассказать о нём.
Станция «Дорожные знаки».
Придумайте и нарисуйте свои дорожные знаки и расскажите, что они обозначают, где их следует поставить.
1. Стихи о дорожных знаках.
«Прочие опасности».
Замечательный знак –
Восклицательный знак.
Говорит он людям строго:
«Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно».
Коле горе и не снится:
Он по скользким листьям мчится.
Знак повешен не напрасно:
«Осторожно! Здесь опасно»!
«Место стоянки».
Я – знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у детсада
В тихий час стоять не надо.
«Подача звукового сигнала запрещена».
Не шумите, музыканты,
Даже если вы - таланты:
Тут сигналить не годится –
Рядом школа и больница.
Тихо! Слушайте, друзья –
Здесь сигнал давать нельзя.
Тут нужна, тут важна
Тишина… Тишина….
«Телефон».
Если нужно вызвать маму,
С праздником поздравить папу,
По пути связаться с другом –
Телефон к твоим услугам.
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он –
В этом месте телефон.
«Пункт медицинской помощи».
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
Папа с дочкою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко! Доктор рядом!
«Пункт питания».
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправимся немножко.
Покормили и собаку.
Говорим спасибо знаку.
Видишь знак? Его значенье –
Двух дорог пересеченье.
Равнозначны две подружки,
Две дороженьки-резвушки.
В знаке я не разобрался
И упал, перепугался…
А понять его не сложно:
Друг! Спускайся осторожно!
«Железнодорожный переезд».
Очень этот знак серьёзен –
Будь здесь очень осторожен.
Говорит знак очень строго:
«Здесь железная дорога,
Часто ездят поезда,
Не играй здесь никогда»!
Вот так знак! Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Оказалось, этот знак
Говорит шофёру так:
«Здесь шлагбаум-переезд.
Подожди, пройдёт экспресс».
«Ограничение нагрузки на ось»
Погляди, погляди,
Что за штанга впереди?!
Просто это знак такой
Для машины грузовой.
В этом месте слабый грунт,
Говорит он строго,
Повезёшь тяжёлый груз –
Повредишь дорогу.
На колёса груз надавит,
На дороге след оставит.
Будут ямы на пути –
Не проехать, не пройти.
«Пешеходный переход».
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный переход.
Я приятель пешеходу,
Я водителей гроза,
Я стою у перехода –
Нажимай на тормоза!
Пешеход! Решил дорогу
Безопасно перейти –
В этом я тебе подмога,
Поспеши меня найти.
И хоть нет здесь перехода
Для серьёзного народа,
Знают шофера прекрасно:
Быстро ехать здесь опасно.
Это знак такого рода –
Он на страже пешехода.
«Осторожно, дети»!
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети.
Я детишек добрый друг,
Я их жизни охраняю.
«Школа рядом», - всех вокруг
Шоферов предупреждаю.
Этот знак дорожный
Знают все на свете.
Он зовёт, он просит:
«Осторожно – дети»!
И, сойдя со знака,
Скачут по планете
Девочка и мальчик:
«Осторожно – дети»!
«Осторожно – дети»!
Тормозит машина
На просёлках Курска,
На шоссе Берлина.
Но у каждой мамы
На душе тревожно:
«Осторожно – дети!
Только осторожно»!
«Велосипедная дорожка».
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети!
Только на велосипеде.
«Движение на велосипедах запрещено».
Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
«Пешеходная дорожка».
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам.
«Круговое движение».
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг,
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое, в самом деле,
Словно мы на карусели!
Мы на площади с тобой.
Здесь дороги нет прямой.
Мчим по кругу я и белка,
Как показывают стрелки.
Машет нам флажком гвоздика:
«Ну-ка, белка, догони-ка»!
«Дорожные работы».
Нарисован человек.
Землю роет человек.
Почему проезда нету?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Мне сказали:
- Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.
Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети, будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно
Всё, что знаки говорят.
2. Доскажи словечко.
Кто не едет, а идёт,
Тот зовётся ….. (пешеход).
Что за зебра на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это - …. (переход).
И, шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши:
Край дороги – пешеходам,
Остальное – для …. (машин).
Под землёю коридор
На ту сторону ведёт.
Нет ни двери, ни ворот,
Это, дети … (переход).
Я вам верю, но проверю.
Кто-нибудь из вас
Перешёл хотя бы раз
Улицу на красный свет?
Отвечайте дружно…. (нет).
Догонял ли кто-то вскачь
На шоссе футбольный мяч?
Дайте сразу мне ответ.
Отвечайте дружно …(нет).
На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперёд,
Я знаю – скоро … (поворот).
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофёр!
Красный глаз глядит в упор –
Я ведь строгий … (светофор).
Пешеходам в этот раз
Подмигнул зелёный глаз,
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь …(открыт)».
Две дороженьки-резвушки,
Равнозначны две подружки.
Видишь знак? Его значенье –
Двух дорог … (пересеченье).
Машины мчат, как на пожар!
Чудесно, что есть … (тротуар).
По тротуару без забот
Шагает быстро … (пешеход).
Все должны ребята знать:
У машин нельзя … (стоять).
Вместе дружною гурьбой
Мы пойдём по … (мостовой).
Лишь с взрослыми ребята
Могут двигаться куда-то
По дорогам, тротуарам,
По проспектам и … (бульварам).
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (велосипед).
Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный … (переход).
Можно ездить по бульвару,
По дорожке беговой,
Но нельзя по тротуару
И нельзя по ….(мостовой).
Все время будь внимателен
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и … (пешеход).
Риск не нужный, так и знай:
Прыгать на ходу в … (трамвай).
Не доверяй, дружок, сноровке,
Входи в трамвай на … (остановке).
Ты не мартышка и не кошка,
Так и не висни на … (подножке).
3. Частушки «Правила дорожного движения».
Кто бежит через дорогу,
Тех накажем очень строго!
Чтобы знали наперёд,
Есть подземный переход!
И троллейбус, и автобус
Обходите сзади вы,
Чтоб навеки не лишиться
Своей буйной головы!
А трамвая громкий звон
Нам твердит другой закон:
Все трамваи обходи
Непременно спереди!
У тебя лишь две ноги –
От колёс их береги!
А кататься на подножках
Могут лишь сороконожки.
Ох, у папы за рулём
Нынче нарушение.
Повторять я буду с ним
Правила движения!
У штанов и у машины
Есть спасение ремни.
Ими ты свою машину
К себе крепко пристегни!
Я на роликах катался
И в больнице оказался.
Что случилось в этот раз?
Я с картошкой сбил КамАЗ!
Эх, раз! Ещё раз!
Повезло на этот раз!
Эх, раз! Ещё раз!
Вдруг последний этот раз!
Осторожно на дороге!
Берегите руки-ноги.
Помни правила везде,
А иначе быть беде!
Бьют по шайбе игроки,
Хоть вовсю гудят гудки.
Чем закончится игра –
Скоро скажут доктора.
Как шофёр не тормозит,
А машина всё скользит.
На колёсах, как на лыжах,
Ближе, ближе, ближе, ближе!
Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз – осторожность.
Жизнь свою побереги:
Пред машиной не беги.
Мы подруженьки-подружки,
Есть глаза у нас и ушки.
По дороге мы идём,
Всё читаем и поём.
Дорогие вы подружки,
Наш послушайте совет:
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед.
Для болтушек-хохотушек
Есть особенный приказ:
Подходя к любой дороге,
Замолкайте тот же час!
Мы хорошие спортсмены,
Любим мы играть в футбол.
Мостовую превратили
В наше поле-стадион.
Мне бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен,
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры.
С горки мчусь, закрыв глаза.
Где у санок тормоза?
Вдруг кричат мне: «Грузовик»!!!
Я проснулся в тот же миг.
Из ворот на самокате
Глупый Мишка лихо катит.
Есть на лбу у Мишки шишка –
Самоката нет у Мишки.
Всем, кто любит поиграть,
Всем без исключения –
Нужно помнить, нужно знать
Правила движения!
4. Литературный материал для чтения и заучивания наизусть.