kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Значение школьного урока в воспитании детей."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение школьного урока в воспитании детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Значение школьного урока в воспитании детей."»

Значение школьного урока в воспитании детей.


Начать своё выступление хочется со слов классика: «И воспитание, и образование – нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой».

Одна из проблем, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность, гражданина нашей страны.

«Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенного многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...».

В.А. Сухомлинский утверждал: "Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем.»

Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».

 Воспитательный аспект урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д., т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем.

В то же время воспитательный анализ урока — это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы. Поэтому вторым адресатом является сам учитель. В этом случае воспитательного анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.).   

Схема анализа воспитательного аспекта урока. Содержание анализа. Воспитание каких качеств возможно на данном этапе?

I. Организационный этап. Приветствие учителя и ответная реакция учеников.

1. Доброжелательность.

2. Внимательность.

3. Аккуратность.

4. Тактичность.

5. Сосредоточенность.

6. Ответственность.

7. Умение быстро мобилизоваться.

Проверка отсутствующих и использование этого эмоционального момента в воспитательных целях.

Проверка готовности кабинета и целесообразность действий педагога в этот момент.

Применение приемов педагогического воздействия для стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности.

Конечный результат этапа и его влияние на следующий этап, и весь урок в целом.

II. Этап всесторонней проверки знаний Связь между ответами ученика и объективной оценкой учителя.

1. Уверенность.

2. Удовлетворенность собственной деятельностью.

3. Старательность.

4. Внимательность.

5. Сосредоточенность.

6. Активность.

III. Этап подготовки к усвоению новых знаний.

1. Формирование положительной мотивации к восприятию нового.

2. Целенаправленность.

3. Активность.

4. Любознательность.

5. Точность.

6. Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.

IV. Этап усвоения новых знаний или способов действий.

1. Использование воспитательной ценности материала. Формирование нравственных качеств, через содержание материала, волевых качеств – через способы действий.

2. Использование ненасильственных приемов обучения.

V. Проверка понимания учащимися нового материала.

1. Индивидуальный подход к “непонятливым”.

1. Уважительность.

2. Терпеливость.

3. Тактичность.

4. Умение вести диалог (диалогичность).

5. Доброжелательность. Отсутствие вспышек раздражительности, гнева.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Самостоятельность.

2.Адекватность в самооценке.

3. Умение почувствовать содержание урока.

4. Интуитивность.

5. Инициативность.

6. Уверенность в своих силах.

VII. Домашнее задание, инструктаж по выполнению. Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к делу.

1. Уверенность.

2. Добросовестность.

3. Систематичность.

4. Трудолюбие.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:

-при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;

-продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; -осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;

-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;

-использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;

-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Задания воспитательного характера:

1. Задания на выявление отношения к знаниям.

Может ли человек жить без сердца? Почему? Каких людей называют бессердечными? Может ли жить бессердечный человек? Какие организмы ученые называют паразитами? Приведите 1-2 примера. Как ты считаешь, а встречаются ли люди-паразиты? Что такое симбиоз? Можно ли любовь назвать симбиозом? Ответ поясните. В ночь на Ивана Купалу, по народным преданиям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает цветок папоротника и тому, кто это увидит, подвластны все тайны и чары. Такова легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение папоротника? Почему? Как можно объяснить, что каждый год сотни (а, может, и тысячи) людей отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой традиции? (Чему учит нас эта легенда?)

2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение жизненных ситуаций).

"Жизнь - это движение". Почему мы так говорим? Вспомни, какие ощущения и чувства ты испытываешь, когда играешь в футбол или танцуешь? Есть люди, которые от рождения или в результате травмы, оказались прикованными к постели, они ограничены в движении. Если бы ты был инженером (архитектором, соседом и т.п.), чтобы ты предложил для таких людей? Кто такие грибы-трутовики? Почему они наносят урон лесному хозяйству? Как ты поступишь, если твой друг предложит весной взять березового сока?

3. Задания на понимание смысла.

Как ты понимаешь высказывания: "доброе сердце", "горячее сердце", "холодное сердце"? Что такое корень? Какую роль он играет в жизни растения? Что такое "корень зла"?

4. Задания оценивающего характера.

Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении практической (самостоятельной) работы? Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по окружающему миру, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе надо сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты считаешь, почему? Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу (не допущу к уроку тех, у кого постоянно нет учебника и тетради)? Честно ли поступают те, кто списывает домашнее задание? Списываешь ли ты сам? Даешь ли списывать другим?

5. Творческие (креативные) задания.

Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке). Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего города? Какие выводы сделаешь для себя? Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения. Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле.

В конце выступления хочу подытожить. Каждый настоящий, хорошо продуманный и четко спланированный урок обязательно несет в себе воспитательную функцию. Он воспитывает своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, манерой общения педагога с детьми. На одних уроках открывается больше возможностей для воспитания, на других – меньше, но они есть всегда. Воспитательная функция урока увеличивается многократно, если дети понимают и любят изучаемый предмет.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Значение школьного урока в воспитании детей."

Автор: Меджитова Шерифе Мустафаевна

Дата: 03.04.2023

Номер свидетельства: 628956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Духовно - нравственное воспитание детей "
    ["seo_title"] => string(43) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445451252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проблема духовно-нравственного воспитания детей "
    ["seo_title"] => string(54) "probliema-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445452403"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "КОНСУЛЬТАЦИЯ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»."
    ["seo_title"] => string(75) "konsul_tatsiia_siensornoie_vospitaniie_dietiei_s_riechievymi_narushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "342569"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473185563"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства