Просмотр содержимого документа
«"Значение школьного урока в воспитании детей."»
Значение школьного урока в воспитании детей.
Начать своё выступление хочется со слов классика: «И воспитание, и образование – нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой».
Одна из проблем, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность, гражданина нашей страны.
«Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенного многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...».
В.А. Сухомлинский утверждал: "Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем.»
Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
Воспитательный аспект урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д., т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем.
В то же время воспитательный анализ урока — это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы. Поэтому вторым адресатом является сам учитель. В этом случае воспитательного анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.).
Схема анализа воспитательного аспекта урока. Содержание анализа. Воспитание каких качеств возможно на данном этапе?
I. Организационный этап. Приветствие учителя и ответная реакция учеников.
1. Доброжелательность.
2. Внимательность.
3. Аккуратность.
4. Тактичность.
5. Сосредоточенность.
6. Ответственность.
7. Умение быстро мобилизоваться.
Проверка отсутствующих и использование этого эмоционального момента в воспитательных целях.
Проверка готовности кабинета и целесообразность действий педагога в этот момент.
Применение приемов педагогического воздействия для стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности.
Конечный результат этапа и его влияние на следующий этап, и весь урок в целом.
II. Этап всесторонней проверки знаний Связь между ответами ученика и объективной оценкой учителя.
1. Уверенность.
2. Удовлетворенность собственной деятельностью.
3. Старательность.
4. Внимательность.
5. Сосредоточенность.
6. Активность.
III. Этап подготовки к усвоению новых знаний.
1. Формирование положительной мотивации к восприятию нового.
2. Целенаправленность.
3. Активность.
4. Любознательность.
5. Точность.
6. Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.
IV. Этап усвоения новых знаний или способов действий.
1. Использование воспитательной ценности материала. Формирование нравственных качеств, через содержание материала, волевых качеств – через способы действий.
2. Использование ненасильственных приемов обучения.
V. Проверка понимания учащимися нового материала.
1. Индивидуальный подход к “непонятливым”.
1. Уважительность.
2. Терпеливость.
3. Тактичность.
4. Умение вести диалог (диалогичность).
5. Доброжелательность. Отсутствие вспышек раздражительности, гнева.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Самостоятельность.
2.Адекватность в самооценке.
3. Умение почувствовать содержание урока.
4. Интуитивность.
5. Инициативность.
6. Уверенность в своих силах.
VII. Домашнее задание, инструктаж по выполнению. Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к делу.
1. Уверенность.
2. Добросовестность.
3. Систематичность.
4. Трудолюбие.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
-при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
-продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; -осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
-использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Задания воспитательного характера:
1. Задания на выявление отношения к знаниям.
Может ли человек жить без сердца? Почему? Каких людей называют бессердечными? Может ли жить бессердечный человек? Какие организмы ученые называют паразитами? Приведите 1-2 примера. Как ты считаешь, а встречаются ли люди-паразиты? Что такое симбиоз? Можно ли любовь назвать симбиозом? Ответ поясните. В ночь на Ивана Купалу, по народным преданиям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает цветок папоротника и тому, кто это увидит, подвластны все тайны и чары. Такова легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение папоротника? Почему? Как можно объяснить, что каждый год сотни (а, может, и тысячи) людей отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой традиции? (Чему учит нас эта легенда?)
2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение жизненных ситуаций).
"Жизнь - это движение". Почему мы так говорим? Вспомни, какие ощущения и чувства ты испытываешь, когда играешь в футбол или танцуешь? Есть люди, которые от рождения или в результате травмы, оказались прикованными к постели, они ограничены в движении. Если бы ты был инженером (архитектором, соседом и т.п.), чтобы ты предложил для таких людей? Кто такие грибы-трутовики? Почему они наносят урон лесному хозяйству? Как ты поступишь, если твой друг предложит весной взять березового сока?
3. Задания на понимание смысла.
Как ты понимаешь высказывания: "доброе сердце", "горячее сердце", "холодное сердце"? Что такое корень? Какую роль он играет в жизни растения? Что такое "корень зла"?
4. Задания оценивающего характера.
Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении практической (самостоятельной) работы? Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по окружающему миру, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе надо сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты считаешь, почему? Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу (не допущу к уроку тех, у кого постоянно нет учебника и тетради)? Честно ли поступают те, кто списывает домашнее задание? Списываешь ли ты сам? Даешь ли списывать другим?
5. Творческие (креативные) задания.
Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке). Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего города? Какие выводы сделаешь для себя? Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения. Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле.
В конце выступления хочу подытожить. Каждый настоящий, хорошо продуманный и четко спланированный урок обязательно несет в себе воспитательную функцию. Он воспитывает своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, манерой общения педагога с детьми. На одних уроках открывается больше возможностей для воспитания, на других – меньше, но они есть всегда. Воспитательная функция урока увеличивается многократно, если дети понимают и любят изучаемый предмет.