Просмотр содержимого документа
«Значение положительной мотивации в обучении детей»
Значение положительной мотивации в обучении детей Ученик, который учится без желания, —
это птица без крыльев
Саади
Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные идеи, нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к обучению или вернуть уже утраченный. Активной работе детей на уроке, повышению концентрации внимания, созданию условий для появления радости помогает такой прием выставления оценок, как «накопительная система», который заключается в том, что в течение урока ребенок получает за работу фишки, плюсы, которые в итоге превратятся в оценку. Хорошо, когда учитель комментирует оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнивает его вчерашние достижения с сегодняшними, задает домашние задания дифференцированно – кому-то прочитать материал, на вопросы ответить, кому-то дается творческое задание (все зависит от возможностей ученика), что также способствует повышению интереса к учению. Хорошо организовать в классе уголок «НАША ГОРДОСТЬ», где отображались бы успехи детей в учебе, кружках, цель этой работы – привлечь внимание ребят, их родителей к учебной деятельности, стимулировать к добросовестной работе, повышению результатов. Удивить - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Поэтому нужно менять, добавлять приемы повышения положительной мотивации к учебной деятельности. Очень важны здесь со стороны учителя системность и последовательность.
Учитывая, что Государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение формирования успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию, а в его основе лежит системно-деятельностный подход, то ключевыми видами деятельности на уроке должны быть активные формы работы, чтобы дети на уроке искали, думали, сотрудничали.
Реализация деятельностного подхода на уроках осуществима через:
-моделирование и анализ жизненных ситуаций;
--вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность;
-использование интерактивных технологий;
-участие детей в проектной, исследовательской деятельности;
-внедрение ИКТ.
Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Занимаясь проектной деятельностью, развиваются самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Использование метода проектов, который относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения, на уроках даёт мне возможности в активизации познавательного интереса учащихся, и в развитии творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания