kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь деревьев среди города

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа  направлена на развитие умений наблюдение в природе, а также развитие навыков поиска информации, анализа, обобщения, выводов.Данную работу можно использовать на уроках окружающего мира, а также для продолжения исследований. Материал содержит познавательную  краеведческую информацию, а также имеет большое воспитательное значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь деревьев среди города»

Городской конкурс исследовательских проектов младших школьников "Знатоки природы"



























ЖИЗНЬ ДЕРЕВЬЕВ СРЕДИ ГОРОДА











Мешков Никита

ученик 2А класса

руководитель

Забрыгина Н.А..

учитель начальных

классов



















Бийск 2016

Содержание

1. Введение

1.1 Актуальность темы

1.2. Цель и задачи

1.3. Гипотеза, методы исследования

2. Основная часть

2.1. Условия существования деревьев в городе

2.2. Результаты наблюдений и исследований

3. Заключение, выводы



































1.Введение



1.1. Актуальность темы

Растения в городе не только украшают улицы и дворы, но и оказывают существенное влияние на микроклимат озелененных мест. Древесные насаждения  летом снижают температуру окружающего воздуха и подстилающей поверхности, защищают от ветра и прямого солнечного облучения, повышают влажность воздуха, хвойные отлично служат глушителями шума. Листья и хвоя способны задерживать и осаждать  пыль, поглощать из воздуха газы-загрязнители и другие вредные примеси.
Но в условиях современного города растениям становится все сложнее  проявлять свои защитные свойства, им уже приходится бороться за собственное выживание под давлением внешних неблагоприятных факторов, усиливающихся с разрастанием города и с увеличением в нем транспорта.
    Основными причинами болезней и гибели растений в городе, не считая механических повреждений стволов и корней, являются  недостаток влаги, недостаточная освещенность, неблагоприятные почвенные условия, засоление и загрязнение почвы тяжелыми металлами  и  избыточное загрязнение.
Как же реагируют растения на условия городской среды, можно ли "спросить их о самочувствии"? Задача эта гораздо сложнее, чем в применении к другим живым организмам. Человек сам может рассказать о своей реакции на окружающую обстановку, оценить, насколько она благоприятна (или неблагоприятна), по своим ощущениям и впечатлениям. У животных - существ, обладающих нервной системой и подвижных, - реакция на среду выражается в различных формах поведения и передвижения из неблагоприятных условий в благоприятные (т. е. можно просто убежать оттуда, где плохо). Поэтому о степени благоприятности условий для того или иного вида судят по численности животных в данной обстановке. Растения же, как существа прикрепленные, могут реагировать на условия лишь одним способом - изменением процессов жизнедеятельности. И поэтому главные сигналы об их "самочувствии" - это различные показатели жизненных процессов (скорость роста, темпы сезонного развития, интенсивность цветения и плодоношения, характеристики основных физиологических процессов - фотосинтеза, дыхания и др.), а также внешний облик растения (размеры, форма роста), особенности строения его органов, долговечность растения в данных условиях. Как мы видим, в ответ на вопрос: "Как чувствуешь себя, растение?" - сигнальной информации поступает немало. Нужно только уметь ее прочесть, чем мы и занимались.

1.2. Цель: изучить состояние древесных растений, произрастающих в условиях загрязненной окружающей среды.

Задачи:

- выявить особенности роста древесных пород, используемых для озеленения города;

-определить взаимосвязь между ростом древесных пород и продолжительностью их жизни в условиях города.



1.3. Гипотеза: предположим, что многие деревья в черте города испытывают влияние окружающей среды и это отрицательно сказывается на их внешнем облике и продолжительности жизни



Методы исследования: наблюдение и изучение природных объектов.



2. Основная часть



2.1. Условия существования деревьев в городе

Но вначале, чтобы представить себе, как растения воспринимают влияния городских условий, вспомним некоторые общие положения об особенностях отношений растений с окружающей средой. Основными причинами болезней и гибели растений в городе, не считая механических повреждений стволов и корней, являются  недостаток влаги, недостаточная освещенность, неблагоприятные почвенные условия, засоление и загрязнение почвы тяжелыми металлами  и  избыточное загрязнение
Часто взрослые деревья не выдерживают резкого изменения условий, в которых они росли всю свою жизнь, например, возникшего затенения из-за построенного высотного здания например здание торгового центра "Воскресенье".что привело к гибели большей части лиственных деревьев или резкого понижения уровня грунтовых вод, связанного с рытьем котлована на расстоянии 100-200 метров, или с уплотнением почвы от возникшей под деревьями стихийной парковки автомобилей. Молодые экземпляры, как правило, лучше приспосабливаются к переменам.



2.1.     Но в условиях современного города растениям становится все сложнее  проявлять свои защитные свойства, им уже приходится бороться за собственное выживание под давлением внешних неблагоприятных факторов, усиливающихся с разрастанием города и с увеличением в нем транспортных потоков.
       Часто взрослые деревья не выдерживают резкого изменения условий, в которых они росли всю свою жизнь, например, возникшего затенения из-за построенного высотного здания, или резкого понижения уровня грунтовых вод, связанного с рытьем котлована на расстоянии 100-200 метров, или с уплотнением почвы от возникшей под деревьями стихийной парковки автомобилей. Молодые экземпляры, как правило, лучше приспосабливаются к переменам.
    А вот при замене погибших насаждений необходимо в первую очередь подбирать устойчивые к городским условиям породы. И теперь мы знаем, что в городе не стоит сажать капризную ель обыкновенную, требовательную к почвенным условиям и  влаге, не переносящую загазованного воздуха. Негазостойка и сосна обыкновенная, хотя нетребовательна к почве и очень морозостойкая порода. Возле оживленных магистралей и в центре города явно не ее место.   А вот лиственница сибирская  у нас чемпион по выживанию в городских условиях. Не даром она прекрасно себя чувствует вдоль переулка Коммунарский, хотя там самое большое количество транспорта. Ее засухоустойчивости и  дымо- газоустойчивости способствует осенний сброс хвои.   Вместе с хвоей растение ежегодно расстается и с накопленными в тканях хвоинок вредными веществами. У вечнозеленых хвойников накопление в хвое загрязнителей идет столько лет, сколько живет хвоя. Это, конечно, оказывает негативное влияние на жизнь растения.  При выборе места для посадки лиственницы необходимо учесть ее исключительное  светолюбие.


2.2. Результаты наблюдений и исследований


Исследование кроны деревьев. У городского дерева, как правило, более редкая крона, у него мельче листья. Есть и еще одна причина изменения листьев. Если в кроне лесного дерева имеются лишь хорошо освещенные верхние листья- "с верх а большая часть листвы находится в глубоком затенении, то у городских деревьев как раз "световые" листья преобладают в кроне, поскольку такое затенение со стороны соседей, как в лесу, практически отсутствует. Да и "теневые" листья в кроне городского дерева более изменены, чем "световые" листья в лесу (приложение 1)


2.3.Исследование корневой системы

Не следует думать, что изменения формы растения в городских условиях происходят лишь в его надземных частях (хотя, конечно, их мы замечаем в первую очередь). Любопытную картину можно видеть у корневых систем - оказывается, они в городе тоже выглядят не совсем обычно. Так, если дерево растет на краю газона близ асфальта, то у него формируется асимметричная корневая система: в сторону газона протягиваются более длинные и поверхностные, хорошо разветвленные корни, а с противоположной, стороны корни в основном идут вглубь и ветвятся лишь до границы асфальта, как бы убегая от него Стоит добавить, что у городских деревьев м кустарников вообще угнетено развитие мелких корней (а именно они и выполняют основную всасывающую работу ( приложение2)

2,4.Вмешательство человека

Говоря о внешнем облике городских растений, нельзя не упомянуть и о тех его особенностях, которые являются результатом прямого вмешательства человека в жизнь растения - в его ростовые процессы, ветвление, формообразование. Речь идет об обрезке и стрижке, которые проводятся с разными целями. Одна из них - декоративная ведется с целью придания дереву, кустарнику определенного силуэта ( например на бульваре Петра1).Стрижка деревьев и кустарников в городе проводится и для создания сплошных линейных массивов - живых изгородей, обсадок улиц, а также и по архитектурным соображениям: для раскрытия вида на здания, памятники. Действительно, постепенное разрастание деревьев в ряде случаев нарушает первоначальные архитектурно-пространственные замыслы. Поэтому приходиться принимать меры для его искусственного ограничения. Так, в нашем городе вдоль дорог всех улиц обрезают и частично убирают многолетние разросшиеся деревья, поэтому многие деревья имеют причудливую форму. Стрижка проводится и по чисто техническим причинам, если разрастающиеся кроны деревьев мешают (и даже создают угрозу) надземным электрическим сетям, затеняют фонари и т. д. ( приложение 3)

Каковы же последствия стрижки для жизни растений? Это не только нарушение ростовых процессов, но также и изменение того естественного соотношения, которое складывается у дерева между массой надземных и подземных органов. Стрижка резко сокращает общую площадь листьев - основных рабочих органов фотосинтеза, при этом нефотосинтезирующая масса - ствол, корни, ветви - не уменьшается и продолжает расходовать продукцию фотосинтеза на дыхание. Дереву и кустарнику становится гораздо труднее "сводить концы с концами", что, естественно, ослабляет рост.

3. Заключение и выводы

Итак, мы попытались обрисовать особенности условий для жизни растений в городской среде и дать почувствовать, насколько они отличаются от естественных, "привычных" для растений и как нелегко живется в городе нашим зеленым друзьям; это выражается не только в показателях жизненных процессов, но и в общем облике. Недаром немецкий лесовод А. Гейер в 1958 г. в статье "О борьбе городского дерева за жизнь" писал, что в таких жестких условиях вообще следовало бы из милосердия отказаться от деревьев, да не может человек без них обойтись... А один из советских поэтов несколько по-другому выразил эту мысль, приписав городским деревьям благородно-альтруистические побуждения:

На чуткой их листве мутнеют росы,

Деревья о себе расскажут быль.

Всю жизнь они - живые пылесосы,

Из воздуха отсасывают пыль.

А в детстве их не баловали лаской.

Теперь деревьям выпала судьба

Дежурить в зной над детскою коляской,

Их доля - молчаливая борьба.

Они давно оставили бы город,

Да только понимают не шутя -

Лишь отойди, и кислородный голод

Возьмет за горло спящее дитя.


(А. Чиков. "Городские деревья".)





Литература


1.  Игнатенко М.И.«Берегите редкие растения», Лениздат, 2000 год.

2.  Рычин Ю.В. «Древесно-кустарниковая флора», Москва, «Просвещение», 2002 год.

3. Верзилин В. В.Корсунская А.И. «Лес и жизнь», 2006 год.

Приложение 1.


 









 

Исследование кроны деревьев

















Приложение № 2

Исследование корневой системы







































Приложение № 3

Вмешательство человека

















10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь деревьев среди города

Автор: Мешков Никита руководитель работы Забрыгина Наталья Александровна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Мероприятие " Мой любимый город Омск" "
    ["seo_title"] => string(39) "mieropriiatiie-moi-liubimyi-ghorod-omsk"
    ["file_id"] => string(6) "223995"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438309030"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Проблема "зеленых насаждений""
    ["seo_title"] => string(33) "probliema-zielienykh-nasazhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "290106"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454923462"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Проблема "зеленых насаждений""
    ["seo_title"] => string(35) "probliema-zielienykh-nasazhdienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "290107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454923469"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Сценарий  линейки открытия декады окружающей среды "
    ["seo_title"] => string(61) "stsienarii-linieiki-otkrytiia-diekady-okruzhaiushchiei-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "110182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405669761"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Экскурсия по городу"
    ["seo_title"] => string(21) "ekskursiia-po-ghorodu"
    ["file_id"] => string(6) "307867"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458468188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства