Конкурс исследовательских работ и творческих проектов
«Я - исследователь»
Жилище кочевых народов
Шкуро Евгений
обучающиеся 4 к класса
Сергеева Анна Александровна
МАОУ СОШ № 8
учитель начальных классов
Содержание
Введение 3-4
Основная часть
1.1.История кочевых народов 4-6
2. Практическая работа
2.1. Изготовление моделей жилищ 8-10
Заключение 11
Список литературы 12
Приложение 13
Введение
Актуальность: В прошлом году мы всем классом ездили на экскурсию в музей под открытым небом, в посёлок Горнокнязевский. Экскурсия была замечательная. Мы долго ехали по дороге, затем по замёрзшей реке Обь. В музее мы катались на оленьих упряжках, одевались в национальные костюмы, а потом в чуме пили сладкий горячий чай. После экскурсии, нам захотелось узнать, какие ещё существуют кочевые народы, кроме ненцев и ханты, и какое у них жилище.
Гипотеза: мы предположили, что кочевые народы живут только на севере, и все жилища строят в виде конуса (чум)
Цель исследования: узнать, какие жилища бывают у разных народов, попытаться построить модели жилья разных кочевых народов.
Задачи исследования:
Расширить свои представления об истории возникновения кочевых народов
Узнать какие народы ведут кочевой образ жизни
Узнать какие бывают жилища у разных кочевых народов
Сделать модели жилья кочевых народов
Объект исследования: жилище кочевых народов
Основная часть. С самого начала человеческой истории потребность в организации пространства являлась одним из самых ценных ориентиров человека. Наши далекие предки, жившие более двух миллионов лет назад, руководствовались инстинктом самосохранения и вряд ли думали о комфорте. Эти вещи станут волновать человека гораздо позже, через сотни тысяч лет, а тогда он в поисках лучшей доли довольствовался освоением глубин естественных пещер, гротов и навесов, вступая в конфликт за обладание ими с их прежними обитателями – крупными хищниками. Появление в каменном веке стоянок открытого типа, то есть наземных лёгких жилищ из подручных материалов – костей и шкур крупных животных, стало новым шагом человека в освоении пространства. Теперь он свободен в выборе места своего обитания; у него больше шансов для реализации своего потенциала. Он строит жилище там, где ему удобно и нужно. Первые наземные жилища были весьма разнообразны по форме – от легких конусовидных каркасных, полусферических, трапециевидных, пирамидальных до усложненных, многокамерных. Наиболее широко распространенный тип жилища – легко разбираемый со светодымовым отверстием и очагом на полу – шалаш или чум конической формы.
Кочевые народы со своим укладом – не эхо давно ушедших веков. Они живут в XXI столетии вместе с нами и сохранили свой скромный быт, при том, что множество великих империй развалилось, оставив нам только летописи и архитектурные памятники.
Кочевники - люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников - кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота.
Практическая часть
Мы решили изучить и сделать несколько моделей жилищ кочевых народов 1. Юрта Юрту среднего размера, в которой проживает семья из 5 – 7 человек, устанавливают вдвоем часа за два, а разбирают за 30 минут. Основу юрты образует деревянный каркас, который обычно делают из лиственницы. Нижняя часть каркаса состоит из складных решеток хана, где прутья или рейки скреплены с помощью ремешков из верблюжьей кожи. Так, в маленькой юрте всего четыре решетки, в больших - восемь или двенадцать. Ханы привязывают к двери веревками из конского волоса, которые опоясывают решетки и удерживают всю конструкцию. При разрыве этих поясов юрта рассыпается, как карточный домик. Дверь юрты обычно широкая, но невысокая, около 1,5 метров, и всегда украшена ярким национальным орнаментом. Крышу юрты образуют шесты, которые одним концом привязываются к решеткам, а другим вставляются в деревянное колесо, которое является окном и дымоходом одновременно. Основная опора юрты – столбы. Количество столбов зависит от размера юрты. Каркас покрывают войлоком, зимой в два-три слоя, а сверху натягивают белый чехол из брезента или парусины. Поэтому монголы часто называют свое жилище – белый дом. Белый цвет считается священным у народов Центральной Азии, но белый войлок очень дорогой, и раньше им покрывали только ханские юрты.
Летом юрту устанавливают прямо на землю, зимой настилают деревянный пол. Также зимой утепляют специальными войлочными поясами нижнюю часть решеток. Летом, напротив, войлоки снизу приподнимают. Юрта всегда располагается дверью на юг, и в степи служит прекрасным ориентиром. Такое положение юрты имеет не только сакральное значение – солнечные лучи, проникая через отверстие, позволяют достаточно точно определять время. В центре юрты располагается металлическая печь, на которой готовят пищу. На ночь с печи снимают трубу, а отверстие закрывают войлочной кошмой, что помогает сохранить тепло. Слева от входа – мужская половина, здесь лежат седла, хранится оружие, стоит невысокая кровать хозяина дома, висят бурдюки с айрагом – монгольским кумысом. Справа - женская часть, где размещена кухонная утварь, продукты и стоит кровать хозяйки. Напротив двери – священная северная сторона, где расположены сундуки с наиболее ценным добром, небольшие шкафчики с буддийскими символами, фотографии предков и родных. Сидят в юрте на войлочных коврах или на маленьких табуретках. Также с северной стороны стоит невысокий стол, за которым принимают пищу хозяева и гости. По сей день кочевники Монголии свято соблюдают традиции, связанные с юртой. Так, в юрту нельзя входить с оружием, нельзя наступать на порог – раньше это считалось объявлением войны. Напротив, жестом миролюбия считается касание правой рукой притолоки двери – говорят, так поступал сам Чингисхан. Войдя в юрту, нельзя самовольно садиться на северной стороне, предназначенной для особо почетных гостей – это можно сделать только после приглашения хозяина. Мужчины, войдя в юрту, занимают левую сторону от входа, женщины – правую, ну а детям разрешается бегать везде. Юрта – уникальное жилище, прекрасно приспособленное к суровым условиям степей Центральной Азии, где амплитуда летних и зимних температур нередко превышает 80 градусов. Летом, когда на земле царит жара, в юрте прохладно, зимой – тепло и уютно, даже если за войлочными стенами завывает степная пурга. 2. Яра́нга — переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. Яранга – дом чукчей на протяжении многих веков. Исправно служит она жителям Крайнего Севера до сих пор. В советские годы с ярангой боролись как с пережитком старого. Чукчей-оленеводов пытались загнать в передвижные вагончики, утепленные брезентовые палатки, в домики на тракторных санях, но все рушилось. Вагончики переворачивались в пургу, палатки горели одна за другой, домики на санях застревали в снегах и болотах.
По данным ученых, оленеводство на Чукотке зародилось приблизительно две тысячи лет назад. Можно предположить, что и возраст жилья оленеводов – яранги – тоже около двух десятков веков. На протяжении веков конструкция яранги усовершенствовалась и достигла оптимального состояния. Яранги, как правило, куполообразны. Это очень простое строение. На деревянный каркас, стянутый ремнями, надевается верх – ретэм. Вот и все. Внутри в зимнее время устанавливается полог – прямоугольник из шкур длиной около двух метров и высотой полтора метра. В этом пологе и спят, предварительно прогревая его. Внутрь на некоторое время ставится большой чайник с горячей водой или жаровня с углями. Но это только зимой, а летом и так тепло.
На изготовление ретэма с учетом полога идет около сорока шкур оленя. Причем ретэмы бывают летние и зимние. Плюс десятка два разных деревянных стоек, креплений, плоских жердочек. Каркас, обтянутый ретэмом, становится прочным. Были попытки вместо шкур на покрышку пустить современные материалы, полиэтилен, искусственную кожу, клеенки, дерматин и многое другое, но из этого тоже ничего не получилось. Искусственные материалы на холоде трескались и ломались. Летом не защищали от жары. В итоге натуральный мех оленя победил синтетику. Если правильно ухаживать за ретэмом и каркасом, то яранга может служить человеку многие десятки лет. Для каждого работающего в тундре человека яранга является самым ценным имуществом. Средняя продолжительность жизни коренного населения на Чукотке 40 лет. На Чукотке не очень много долгожителей, но все они в основном живут в тундре – в яранге. О любви чукчей к яранге говорит еще и тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах. Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях зимой и летом. В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. В форме яранги теперь строят на Чукотке даже теплицы и другие сооружения. Так, в центре Анадыря стоит яранга, сделанная из прозрачного пластика. Это не что иное, как овощная палатка. Так что яранга, как и олень, давно стала символом Чукотки. 3. Иглу - эскимосское жилище из льда и снега.
Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху.
Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Эскимосы могут строить целые посёлки из хижин иглу, соединённых переходами.
Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо.
Полярные путешественники долгое время не могли научиться строить хижину иглу. Первым научился это делать канадец Вильяльмур Стефансон в 1914 году. Он написал об этом в своей книге и в статьях, но даже по ним научиться это делать оказалось непросто. Обладая некоторым строительным опытом, иглу можно возвести за один-два часа. Секрет строительства хижины-иглу заключается в особой форме плит (разные плиты в хижине имеют разную форму), позволяющей складывать хижину в виде «улитки», постепенно сужающейся к своду. Важным также является способ установки плит с опорой на предыдущие в трёх точках. Для большей устойчивости конструкцию поливают водой с внешней стороны.
В настоящее время хижины иглу применяются также в лыжном туризме как аварийное жилье на случай проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. Большой вклад во внедрение хижин иглу в советский лыжный туризм внёс Александр Берман. Сейчас при подготовке к лыжным походам и на протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.
4. Чум. По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами.
Со временем чум стал сложнее. Его каркас составляют от 15 до 50 шестиметровых шестов. Для него необходимо четыре покрышки, сшитые из 50- 60 оленьих шкур или кусков бересты (летом). В комплект ненецкого чума входят 6 -8 широких четырехметровых досок, их настилают вместо пола, и ещё циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. По окружности размещали остальные шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки .
За 30 – 40 минут чум был установлен.В чем же преимущества чума перед другими видами жилищ?
Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума.
Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.
Главный элемент чума – шест. Их готовят долго и тщательно. Шест обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Шесты служат не одно десятилетие.
С давних времен олений волос на покрышках подстригали. Объяснялось это тем, что зимой снег набивается в длинный мех, затем подтаивает и образует ледяную корку, которая утяжеляет мех, давит на шесты, не дает покрытию «дышать». И этим нарушается тепловой режим.
Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.
Зимний чум - это традиционный чум. Летний чум имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани. Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.
Родильный чум. В книгах исследователей жизни ненецкого народа можно найти сообщения, что для женщины на время родов ставили отдельный «поганый» чум – ся,,мэй, мя,,. Пол в нем застилали еловыми ветками. После того как женщина с ребенком возвращалась в жилой чум, родильный уничтожали.
Ставили отдельный чум и для больного, когда от него откочевывали.
Чум покойника. Он тоже считался нечистым. После смерти человека чум переносился на новое место, а на месте старого устанавливался маленький чум, модель чума, который со временем сам должен упасть. Оставляли и часть вещей покойного, чтобы он не искал «живое» стойбище. Двери такого чума смотрели на запад, в сторону мертвых.
Роль чума необычайно велика. С чумом связано много ритуалов. Особое внимание уделялось разборке чума и переносу его на новое место во время эпидемий, после рождения ребенка, после похорон. По поверьям сразу после отъезда людей появляется дух Мядында, который собирает все остатки вещей, а также волосы, ногти. Этот дух может наслать порчу на людей. Нельзя было возвращаться за забытой вещью одному, без спутника, чтобы душу не украл этот дух.
В чуме большое значение имел очаг. Доброе пожелание звучало: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это пожелание было символическим, оно означало «пусть не закончится ваш род».
Культ огня один из важнейших у ненцев. Но священным считается открытый огонь, «живой». Камлание шамана происходило только при живом огне. Оскверненную вещь держали над огнем, чтобы очистить.
Чум традиционно освещался жировыми светильниками из оленьего жира.
В свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты.
Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого, к входу должен быть приставлен шест.
Симзы (шест) - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между симзы и очагом отгораживало священное место в чуме. Пространство между симзы и очагом не разрешалось переступать женщине.
Мебели в чумах не было никакой, за исключением низкого столика (около 20 см высотой), за которым обедала семья.
Для освещения чума ненцы пользовались жировыми светильниками, представлявшими собой чашки, наполненные оленьим салом, куда клали кусок веревки.
5.Вигвам, типи. Каждый кочевой народ сумел приспособиться к жизни в разнообразных климатических зонах – от районов Крайнего Севера до пустыни. Интересно, что принципы устройства их жилищ, а зачастую и форма, мало отличаются друг от друга. Типи, вигвам, чум, яранга, юрта являются передвижным домом, в котором народ, ведущий кочевой образ жизни, спасается от летнего зноя и согревается в зимнюю стужу.
Типи- так называется жилище индейцев прерий. Это палатка из шкур, имеющая форму пирамиды. Типи строится из жердей или тонких бревен, которые обтягиваются бизоньими или оленьими шкурами. Внутри типи размещается очаг. Вверху построенного шалаша, имеющего форму усеченного конуса, оставляется отверстие для выхода дыма. Вход в типи маленький и узкий. Народ спит вокруг очага. Очаг топится пометом, смешанным с соломой. Приход бледнолицых повлиял на краснокожий народ. Индейцы приобрели не только новые привычки, но и стали использовать для строительства типи новый материал. Так, вместо шкур животных типи стали обтягивать парусиной. Вигвам, в нем живет другой народ - лесные индейцы. От типи вигвамы отличаются, прежде всего, формой в виде купола. Вигвам строится из гибких стволов деревьев, которые укрепляются в земле по кругу или овалу так, чтобы они образовали свод. Сверху вигвам покрывается ветками или корой. Часто используется кора березы. Ее укрепляют на остове внахлест так, чтобы внешняя, "белая" сторона коры оказывалась снаружи. Иногда вигвам сооружается наподобие типи. Усеченный конус из жердей обертывается сшитыми полосами березовой коры. Такой вигвам лучше защищает от дождя и его проще перевезти на другое место.
Заключение
Кочевая цивилизация – «резерв» человечества
– Чему мы, современные городские жители, могли бы поучиться у кочевников?
– Этот вопрос задают часто – что они нам дали, что они нам могут дать? Дали довольно много… В своё время – многие предметы обихода: сёдла, стремена, луки и прочее. Но самое главное – их трепетное отношение к миру, к тому, что тебя окружает. Когда, например, старик- ханты, прежде чем срубить дерево, просит разрешения у него. Когда монголы-старики, выкопав дикий лук, сеют на том же месте новые семена. Нельзя убить лишнего зверя, лишнюю птицу. Нельзя что-то брать, просто так, не отдавая. Кочевники же, можно сказать, полностью дети этого мира. Они очень подвержены воздействию климата. До сих пор у них погибают стада. Они не защищены от этого, поэтому серьёзное, и в то же время трепетное отношение к окружающему миру у них сохраняется.
И самое главное, кочевники – возможный, своего рода, резерв на будущее. Дело в том, что кочевые цивилизации сохранили способность жить в тяжелейших условиях. На Крайнем Севере: там, где русские выживают, чукчи или ненцы совершенно спокойно живут. И ненцы и ханты смеются, когда мы с гордостью говорим о наших первопроходцах. Ведь они-то там к тому времени жили уже тысячи лет: «Мы здесь живём, это наш дом, а вы называете подвигом то, что вы здесь просто прошли».
На самом деле, никто не знает, куда идёт западная цивилизация и к чему приведёт глобализм. И если мир постигнет катастрофа, то, скорее всего, выживут именно кочевники. Это резерв человеческой цивилизации, и очень крепкий резерв.
Вывод: кочевники живут по всему миру от районов Крайнего Севера до пустыни. И принципы устройства их жилищ, а зачастую и форма, мало отличаются друг от друга. Гипотеза частично верна.
.
Список литературы
Орлова Н. Д. Я познаю мир.- М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97
Источники интернет:
http://shkolazhizni.ru/archive/
http://www.obumage.ru/proizvodstvo/
3. Хомич Л.В. Ненцы. – М.Л. 1966.
4. Южаков А.МухачевА. Этнические особенности оленеводства ненцев. – 2000.
5. Харючи Г. П.Традиции и инновации в культуре ненецкого народа. – Томск. 2001.
6. Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень. 1994.
7. Евсюгин А.Д. Ненцы архангельских тундр. – Архангельск. 1979.
0