Просмотр содержимого документа
«Здоровое общение в семье»
Родительское собрание на тему:
«Здоровое общение в семье».
.
Цель: расширить представления родителей об общении и его месте вобществе,в семье,в жизни ребенка.
Задачи:
Раскрыть понятие общения и его значимости в жизни человека;
Обсудить проблему влияния общения на успехи и неуспехи ребенка;
Способствовать формированию у родителей желания помочь своим детям в преодолении трудностей общения.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, уважаемые родители, мамы, папы, бабушки и дедушки. Я рада всех видеть на нашей встрече.
- Сегодня мы обсудим очень важную сферу в жизни человека, ребёнка.
-Наше собрание будет проходить необычно, мы разделимся на группы и за чашечкой чая обсудим тему.
- Сейчас мы посмотрим короткометражный фильм «Бумеранг».После просмотра прошу поделиться своими мыслями.
(Просмотр фильма 17мин)
- О чем сюжет фильма? (общение родителей и детей)
- Поделитесь своими мыслями.
Это проблемы межличностного общения и взаимодействия. Моя работа заключается в обучении и воспитании детей в период их пребывания в школе. Вы же занимаетесь этим в течение всей жизни. Родитель и ребенок – это одно целое. В течение роста и развития ребенка родители проходят с ним путь от роддома до взрослости и даже старости вместе. На этом пути их окружают различные люди: друзья, родственники, знакомые, врачи, воспитатели в детском саду, учителя в школе. Каждый родитель стремиться дать своему ребенку всё самое лучшее: лучших врачей, воспитателей, учителей, отбирают даже друзей (с этим будешь дружить, а с тем не разрешаю). Мы с вами не исключение. И, тем не менее, нас могут настигнуть и разочарования, и недовольства, и огорчения.
Для начала давайте ответим на вопрос: что такое общение? Как мы понимаем и осознаем этот процесс?Каким должно быть общение?
Учитель: обратимся к толкованию общения в психологическом словаре.
ОБЩЕНИЕ - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
ОБЩЕНИЕ - понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее основную потребность человека - быть включенным в социум и культуру. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Истинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума.
Средства общения – это язык и речь, движения и позы, жесты и мимика, глаза (зеркало души человеческой).
-Я провела анкеты для детей с целью узнать как проходит общение в семье.
(Анализ анкет)
-Предлагаю Вам проверить себя на каком уровне Ваше общение с детьми.
(Анкетирование. Результаты)
-Поговорим о стилях общения в семье. Сейчас каждой группе предложу стиль общения, его нужно будет показать ,как это происходит в жизни.
Авторитарный стиль,подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально-попустительский стильподразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования "Дай!", "Мне!", "Хочу!", капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова "надо". В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.
Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.
Гиперопекающий стильизначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли "головка", "животик", "горлышко"? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.
Отчужденный стильотношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.
-Каким же должно быть общение . Порошу поделиться своим жизненным опытом общения в семье, с детьми.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое "надо", и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.
Перечисленные стили общения в семье при всех различиях имеют общее- родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания. Конечно же, культура семейного воспитания должна развиваться в семьях и достижения в этой сфере должны передаваться следующим поколениям. Ведь именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в этом отношении.
Общаясь друг с другом, мы прибегаем к разным выразительным средствам. Можем менять интонацию голоса, использовать различные жесты, мимику, можем передвигаться по комнате, классу, менять взгляд (зрительный контакт). Немаловажным моментом в общении является тактильный контакт (похлопывание по плечу, поглаживание, просто подержать за руку и т.п.). Общение невозможно без эмоций и чувств. От того, как мы окрашиваем процесс общения (взаимодействия), зависит и его результат. Положительное общение с детьми влияет на процесс формирования личности, стимулирует мотивацию учения, достижения результатов, помогает справляться с трудностями. Отрицательное общение, основанное на раздражении, злости, недовольстве, призванное оскорбить и унизить человека, задеть его чувства, убивает в человеке все добрые порывы и намерения, снижает самооценку и мотивацию к действиям.
Хочется обратить ваше внимание на следующие аспекты общения с детьми:
Роль имени (как мы называем ребенка) оказывает значимое воздействие на человека и определяет стиль общения, его цель. Например: «Соня, ты меня удивляешь!» или «Софья! Как тебе не стыдно!».
Внушение ребенку осознания его значительности, обращение к нему как к личности, человеку, занятому делом: «Прости, пожалуйста, ты можешь мне помочь?» или «Извини, что отвлекаю, но мне без тебя не справиться».
Не пренебрегать просьбами ребенка и не отсылать его на потом. Мы тоже должны их слышать, тогда они научатся этому сами.
Чаще задавать детям и себе вопрос: «Зачем?». Когда знаю, зачем я что-то делаю, то найду способы как мне этого достичь.
Использовать в семье положительное эмоциональное общение, т.е. всячески поддерживать ребенка, говорить комплименты, благодарить, поощрять и хвалить за достигнутый результат (даже получив низкую оценку, можно найти повод похвалить ребенка).
Сократить до минимума отрицательное эмоциональное общение, сопровождающееся разного рода «уколами» и направленное на наказание. Не следует выражать демонстративное безразличие («Твои проблемы, ты и решай» или «Сам разбирайся»), холодность («Ты мне надоела», «Меня это не касается и никак не волнует»), пренебрежение или презрение («Не буду помогать лентяю», «Ты дурак! урод!» и т.д.).
Аккуратно использовать позы, жесты и мимику. Ими очень сильно можно ранить душу ребенка (образ в памяти детей хранится дольше), и он потом долго не захочет идти на контакт, закроется в себе.
Общение должно быть эффективным, тогда оно становится залогом успешного обучения и достижения желаемых результатов, мотивирует ребенка, помогает осознать цель обучения, выбрать пути ее достижения.
Рекомендации родителям:
Общение несет в себе три основных функции: эмоциональный обмен, побуждение, информирование. Общайтесь со своими детьми ежедневно, хотя бы перед сном уделите внимание именно этому ребенку, обнимите, погладьте по головке, по спинке. Интересуйтесь их жизнью, вместе радуйтесь и переживайте неудачи, поддерживайте друг друга во всем, помогайте справляться с трудностями, но не перекладывайте трудности детей полностью на себя (не надо решать за них, надо вместе с ними), стремитесь к достижению поставленных целей вместе, избавьте детей от взрослых конфликтов, взаимных оскорблений и обид, побольше заглядывайте им в душу (в глаза – зеркало души).
Создать в семье положительный микроклимат, основанный на любви и уважении, доверии и поддержке – это научить ребенка общаться с окружающим миром, любить и уважать не только себя и свою семью. Это дать ему билет в счастливую жизнь, в которой он добьется желаемых результатов и не останется один со своим горем и обидой.
Спасибо за общение! Доброго Вам здоровья!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкеты для детей
С кем ты в семье особенно дружен?_________________________________________
Все ли знают о тебе родители?_____________________________________________
Понимают ли тебя папа и мама?____________________________________________
Всегда ли справедливы к тебе в семье?______________________________________
Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?________________________________________________________
Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?_____________________________
Анкеты для родителей(отмечать чтокакие фразы используют)
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похожа!
7. Я в твое время!
8. Ты моя опора и помощница(к).
9. Ну, что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)
Анализ
«Какой вы родитель?». Родителям предлагается выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми. После сделанного выбора называется родителям балл оценки данных фраз:
1 – 2 8 – 1
2 – 1 9 – 2
3 – 1 10 – 2
4 – 1 11 – 1
5 – 1 12 – 1
6 – 2 13 – 2
7 – 2 14 – 1
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения авторов теста – игры:
7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9 – 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;
11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большой степени, чем от вас.
13 – 14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.