Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе.
Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объема учебного материала, методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе.»
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе.
.
Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объема учебного материала, методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока.
Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов, поэтому необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на уроках. На первый взгляд математика и понятие здоровьесбережение не совместимы. Понятие "здоровьесберегающие технологии" наиболее применимы к урокам физической культуры, биологии, ОБЖ. На самом деле наибольшую нагрузку ребёнок испытывает на уроках математики. По степени сложности среди школьных предметов математика занимает одно из первых мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью.
Правильная организация здоровьесберегающего урока.
Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения математике, она должна обеспечивать:
а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;
б) положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;
в) возможность принимать информацию многосенсорно;
г) создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;
д) разнообразие форм учебной деятельности.
При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.
Психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие урока на здоровье. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Чёткая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Не всем учащимся легко даётся математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При включении в уроки элементов здоровьесберегающих технологий работоспособность класса заметно повышается, что приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятный материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание, как целых правил, так и просто отдельных терминов. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.Упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется. Профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”, предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть нос, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются. Хороший смех дарит здоровье, поэтому несколько уместных и умных шуток в течение урока с позиций здоровьесбережения стоит не меньше физкультминутки.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровье сберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку.
Эффективность функционирования опыта.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения в школе.
Снижение активности учащихся, повышенная тревожность, отрицательное эмоциональное состояние, преобладающее на уроках и, как следствие, слабое усвоение программного материала учащимися начальной школы.
За период обучения в начальной школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат.
Источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.
Математика – один из основных предметов начальной школы. Уроки математики занимают от 20% до 25% учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, снижению качества здоровья.
Отрицательные последствия обучения вообще и математике в частности, это: физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом и к однообразной учебной работе по математике; повышенная тревожность и незащищённость из-за непонимания изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможность подготовиться к этой работе.
Чтобы организация обучения математики выполняла условия здоровьесбережения, она должна обеспечивать:
Предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости.
Положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики.
Использование проблемных творческих заданий, ситуаций.
Разнообразие форм учебной деятельности: создание ситуаций свободного выбора, организация работы в парах, в группах.
Организация работы на уроках математики с использованием здоровьесберегающих технологий
Для более успешного усвоения математического материала мы предлагаем строить урок, используя следующие методы и приёмы:
1. На этапе самоопределения к деятельности.
Гимнастика до уроков.
Аутотренинг - эмоциональный настрой.
Разминка для глаз.
2. На этапе актуализации опорных знаний.
Задания для развития математической памяти.
Устный счет
3. На этапе «открытия» знаний.
Введение проблемных ситуаций, ситуаций свободного выбора.
Решение валеологических задач.
Работа в парах, группах.
Физкультурные минутки.
4. На этапе рефлексии.
Рефлексия.
Релаксация.
1) При условии, что урок математики поставлен в расписании уроков первым, необходимо проводить гимнастику до урока.
Гимнастика до уроков (вводная) на протяжении 5-10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику.
Задачи:
ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
По мере привыкания к комплексу упражнений в него включаются новые элементы или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
2) Аутотренинг.
Перед началом каждого урока ученику даётся одна минута на то, чтобы он смог настроить себя на работу, сконцентрировать своё внимание, мобилизовать память, приготовиться к активной работе на уроке. В тишине классной комнаты дети шёпотом проговаривают фразы (на выбор):
- Я способен! - Я хочу много знать!
- Я со всем справлюсь! - Я буду много знать!
- Мне нравиться учиться! - Мне нравиться работать в коллективе!
- Я – хороший ученик! - Я уверен в себе!
- Я – заряжен энергией! - Работа над собой приносит успех!
3) Гимнастика для глаз.
Задачи:
способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
предупредить зрительное утомление школьников;
активизировать работу на уроках;
Комплекс упражнений гимнастики для глаз мы предлагаем проводить под музыку в течение 3 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. Существуют различные методики по проведению гимнастики для глаз. В своей практике мы наиболее часто используем метод Г.А.Шичко, метод Бейтса,
гимнастику для глаз профессора Э.С.Аветисова, зрительные дифференцированные физминутки.
а) Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.
Звучит музыкальная композиция «Загадки Востока. Свет мудрости».
1.Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков.Ладошки на глазах должны лежать так. чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. в какое – то мгновение начнёт казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2.Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх- вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3.Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
5
4.Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний- в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5.Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика – губки вытянуты вперёд – влево –вправо -вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
6.Рисование носом.
Посмотреть на табличку, запомнить геометрическую фигуру или число. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно Любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашиваниенужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8.Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым – правый, за левым- левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их…и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9.Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает от одного до восьми. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не отрывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10.Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
б) Метод Бейтса.
Звучит композиция «Звуки джунглей и тропических лесов».
1. Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
2. Встать у своей парты, смотреть на стену прямо перед собой. Не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла стены в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний (30 раз.)
3.Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения (20 раз).
4. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых (15 раз).
5.Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. (20 раз).
6. Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. (15 раз).
7. Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу (10 раз).
8.Вращать глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем – влево (6-8 раз).
9. Представить очень большой обруч. Обвести его глазами справа налево и в другом направлении (10 раз).
в) Метод Э.С.Аветисова.
1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Считать медленно до 5, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз.
Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.
2. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
3. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3-5 с. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повторить 5-6 раз.
г) Комплекс упражнений «На море».
Звучит музыкальная композиция из цикла «Водная стихия».
1. «Горизонт»
1-4- чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта ( «на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8- повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1-4- чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8- повторить движения счёта 1-4-в другую сторону.
7
3. «Радуга».
1-4- чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8- повторить движения счёта 1-4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1-8 «На море солнышко»-чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнения в другую сторону.
5. «Пловец плывёт к берегу»
1-4-правую руку приставить вперёд, смотреть на кончик пальца.
5-8- медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд. Повторить упражнения с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8- зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
д) Упражнения для глаз.
Звучит музыкальная композиция «Спокойная музыка леса и сада».